Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:51, реферат
Налоговое планирование можно рассматривать как одну из основных функций финансового менеджмента. Так, различные издержки (финансовые, материальные, трудовые и т.п.) являются первоосновой любого бизнеса, в то время как основной целью коммерческих предприятий является получение прибыли. Именно предполагаемые прибыль и срок окупаемости являются критерием целесообразности несения бизнесом тех или иных издержек. Налоговые издержки не направлены на получение прибыли по определению, поскольку представляют собой принудительное изъятие части средств организации в пользу государства по односторонне установленным государством правилам.
Как ранее отмечалось, налоговое планирование рассматривается скорее как внешний по отношению к организации фактор. В первую очередь это связано с тем, что результаты налогового планирования призваны воздействовать на организацию таким образом, чтобы вызвать своего рода «приспособительную реакцию» в нужном направлении. Технологический подход в этом смысле является одним из инструментов, позволяющих осуществлять контроль над этой «приспособительной реакцией».
В свою очередь, технологический подход должен сочетать в себе налоговый контроль, обеспечивающий эффективность работы с информацией, и налоговую логистику, обеспечивающую надежность такой работы.
Налоговая логистика по своей сути практически сводится к организации документооборота в организации. В основе метода налоговой логистики лежат следующие процедуры:
-
контроль за первичными документами с формальной стороны (разработка стандартных форм, отвечающих требованиям законодательства, и проверка входящих документов на соответствие формальным требованиям к их оформлению и содержанию);
-
контроль за расчетами (дублирование расчетных данных и ведение независимого контроля);
-
стандартизация учетных
процедур (составление подробной
таблицы всех возможных операций,
на которые имеет право
-
контроль за отклонениями от стандартных процедур (карты налоговых решений);
-
коллегиальная выработка решений;
-
контроль за налоговыми льготами и изменениями законодательства и т.п.
Налоговую логистику можно считать мерами превентивного контроля. Она нацелена прежде всего на недопущение и раннее обнаружение ошибок.
Налоговый контроль, на наш
взгляд, дает объективное представление
об эффективности налоговой
Налоговая логистика и
налоговый контроль находятся в
тесной взаимосвязи. Это подтверждается
богатой мировой практикой, в
частности многолетним опытом работы
фирм «большой шестерки», а затем
«большой четверки». Аудиторские подходы,
выработанные этими фирмами, конечно,
отличаются друг от друга, но очень
схожи в отношении того, что
в данной статье именуется налоговым
контролем и налоговой
Так, аудиторская фирма «Артур Андерсен» в качестве общих (overall) целей аудита ставит нахождение ошибок (errors), отклонений (irregularities), угрозы существованию (going concern), а в качестве дополнительных называет эффективность работы и ценность для клиента. Обнаружение и недопущение ошибок как раз и является задачей налоговой логистики. Пользуясь терминологией известной аудиторской компании «Артур Андерсен», выявляются:
-
Факт существования (возникновения) события (Existence/occurance). Под этим понимается факт существования на заданную дату активов и обязательств, а также то, что все зафиксированные сделки действительно имели место в данный период.
-
Полнота (Completeness) — в системе отражены все сделки и события, которые должны быть отражены.
-
Достоверность (Accuracy) — правильно подсчитаны и зарегистрированы итоги сделок и остатки на счетах.
-
Оценка (Valuation) — активы оцениваются по цене возможной реализации, а обязательства оцениваются по ожидаемой стоимости расчетов.
-
Права и обязательства (Rights
and obligations) — на заданную дату организация
имеет права на принадлежащие
ей активы, пассивы действительно
являются источниками имущества
организации или
-
Представление и раскрытие
(Presentation and Disclosure) — отдельные компоненты
отчетности должным образом
В задачу налогового контроля,
проводя параллели с
-
Отклонения (irregularities) — преднамеренные (intentional) искажения (misstatements) или пропуски (omissions) в отчетности, включая заведомо ложную (fraudulent) отчетность и неправильную оценку (misappropriation).
-
Незаконные действия (illegal acts) — нарушение руководством или служащими, выступающими от лица организации, каких-либо требований закона.
-
Неподтвержденные сделки (unsupported transactions) — сделки, по которым нет достаточно веских подтверждений их надлежащего вида. Такие сделки могут признаваться, а могут и не признаваться искажениями.
Напомним, что данный подход разрабатывался аудиторской компанией для своих целей, поэтому для целей введенных нами понятий налогового контроля и налоговой логистики необходимо сделать следующие уточнения. Термин «преднамеренный» в отношении отклонений отличается от общепринятого. Он включает как действительно намеренные действия с заранее осознанной целью и последствиями, так и непреднамеренные, интуитивные. Например, если установленные нормы выработки нереальны, а зарплата зависит от их выполнения, то приписка выполнения норм или искажение самого норматива (на реально выполнимый) может выполняться и неосознанно, непреднамеренно.
В отношении нелегальных операций система контроля должна не только выявлять сами действия и их последствия, но также устанавливать их реальный источник и причину. Иллюстрацией к последнему служит тот факт, что законодательство разрешает бухгалтеру в случае несогласия с мнением руководителя письменно изложить свою позицию.
Что касается неподтвержденных сделок, следует иметь в виду, что такие сделки могут быть, а могут и не быть зафиксированы системой налоговой логистики. Как раз процент фиксации неподтвержденных сделок в системе налоговой логистики и является одним из критериев оценки эффективности последней. Налоговый контроль должен выявлять подобные ситуации с достаточным уровнем точности и принятого уровня существенности сделок для данной конкретной организации.
Рассмотреть в рамках одной
статьи все вопросы, касающиеся технологического
подхода, не представляется возможным
в силу обширности темы, а также
индивидуальных особенностей самих
внутренних систем налогового учета
и планирования в организациях. Поэтому
приведенный обзор был
Многие методы налогового
планирования можно вполне успешно
применять и в Российской Федерации,
в том числе в рамках разного
рода свободных экономических зон,
ЗАТО и т.п. Так, например, очень выгодным
может оказаться трансфертное ценообразование,
т.е. использование ценовых
В Российской Федерации трансфертное
ценообразование долгое время являлось
одним из самых перспективных
способов налогового планирования, прежде
всего потому, что в настоящее
время практически не урегулировано.
Рассмотрим более подробно статус трансфертного
ценообразования в России. Соответствующие
«трансфертные» статьи Налогового кодекса
Российской Федерации справедливо
критикуются как
По поводу статьи 40 НК РФ можно
отметить две проблемы: применение
пени за несвоевременную уплату налога
при его доначислении и отдельный
учет налогоплательщиком принципа определения
цены. В отношении положения
Возникает вопрос: обязан ли
налогоплательщик самостоятельно учитывать
принципы определения цены? Если он
не обязан этого делать, то его действие
(отражение в налоговом учете
реальных цен) или бездействие (неотражение
в налоговом учете рыночных цен)
не является налоговым правонарушением,
так как налоговое нарушение
— это согласно статье 106 НК РФ деяние,
совершенное в нарушение
Можно сделать вывод о
том, что налогоплательщики могут
применять нерыночные цены в целях
уменьшения своих налоговых обязательств,
рискуя только тем, что налоговый
орган во время проверки доначислит
сумму налога и пени. По ранее
существовавшему порядку
Следовательно, идея контроля за трансфертными ценами хотя и закреплена в налоговом законодательстве, но практически не работает или работает не в полную меру, поскольку отсутствует конкретный механизм состава нарушения.
В заключении отметим, что налоговое планирование широко применяется в российской и международной практике уже довольно продолжительное время, в течение которого оно видоизменялось от примитивных и противозаконных способов ухода от уплаты налогов до, собственно, налогового планирования, которое нередко полностью соответствует законодательству и является результатом разумного компромисса интересов бизнеса и государства.
Налоговое планирование — это не только эффективный инструмент экономии на налоговых расходах, требующий очень осторожного обращения, но и объективно необходимый для каждого налогоплательщика (и юридических, и физических лиц) процесс, игнорирование которого неизбежно приводит к крупным убыткам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанин В.А.
2. Бабанин В.А. Анализ
международного опыта ведения
и регулирования оффшорного
3. Басалаева Е.В. Налоговое
планирование в организации:
4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Брызгалин В.В., Баженов О.И. Методы налоговой оптимизации. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Аналитика-Пресс, 2000.
5. Джонстон Д. Международный
нефтяной бизнес: налоговые системы
и соглашения о разделе
6. Мачехин В.А. Налоговый
кодекс и налоговое
7. Мачехин В.А. Налоговый
кодекс и налоговое
8. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. — М: Финансы и статистика, 2000.
9. Пастухов И., Яни П. Ответственность за налоговые преступления// Российская юстиция. — 1999. — №4.
10. Разгуляй С.В. Практики — за принципиальное изменение статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации// Российский налоговый курьер. — № 10. — 2000.
11. Соловьев И.Н. Ответственность
за перечисление налоговых
12. Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов//Главбух. — 1999. — №20.
13. Соловьев И.Н. Уклонение
от уплаты налогов и
14. Сутырин С. Ф., Погорлецкий
А.И. Налоги и налоговое
15. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (действующая редакция).
Информация о работе Организация налогового планирования в российских компаниях