Организация налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Ответы на вопросы по организации налогового контроля.

Содержание

1. Виды налоговых правонарушений
2. Меры ответственности, применяемые к нарушителям налогового законодательства: экономические, административные, уголовные.
3. Виды экономических санкций, налог на плательщиков и налоговых агентов.
4. Литература

Работа содержит 1 файл

налоги кср 1.docx

— 34.98 Кб (Скачать)

     Налоговый кодекс Республики Беларусь предусматривает  ответственность за неуплату или  неполную уплату сумм налога или сбора  в результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных  действий (бездействия). Объектом данного  налогового правонарушения являются налоговые  доходы бюджетов государства или  муниципальных образований.

     Субъектами  правонарушения являются налогоплательщики  и плательщики сборов, то есть организации  и физические лица, на которых в  соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

     В соответствии с Конституцией Республики Беларусь каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет  особый, а именно публично-правовой, характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной  власти.

     Согласно  Налогового кодекса Республики Беларусь налогоплательщик самостоятельно исчисляет  сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой  базы, налоговой ставки и налоговых  льгот. При неправомерном занижении  налоговой базы, ином неправильном исчислении налога (сбора) или других неправомерных действиях (бездействии) налогоплательщика (плательщика сбора) он привлекается к ответственности.

     Таким образом, объективная сторона налогового правонарушения, указанного в Налоговым  кодексом Республики Беларусь, состоит  в неправомерном деянии (действии или бездействии), результатом которого является неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора. Состав данного  правонарушения - материальный, поэтому  для привлечения налогоплательщика (плательщика сбора) к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) необходимо установить:

  • неправомерное деяние - занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога (сбора) или другое неправомерное действие (бездействие);
  • негативный результат - неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора);
  • причинную связь между этими деянием и негативными последствиями.

     Субъективная  сторона налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  Налоговым кодексом Республики Беларусь, может выражаться как в форме  неосторожности, так и в форме  умысла. Причем умысел является в данном случае квалифицирующим признаком  деяния.

     Неуплата  или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных  действий (бездействия) влечет взыскание  штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). Здесь предполагается, что противоправные деяния совершены  по неосторожности.

     Те  же деяния, но совершенные умышленно (квалифицированный состав), влекут более суровую ответственность - штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора). 

     2. Меры ответственности,  применяемые к нарушителям налогового законодательства: экономические, административные, уголовные.

     Налоговым законодательством Беларуси предусмотрены  определенные меры, которые могут  быть использованы органами взыскания  для обеспечения соблюдения налоговых  обязательств. Эти меры применяются  в случае неисполнения, несвоевременного или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком требований налогового законодательства по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей. За подобные нарушения налогоплательщик несет материальную и (или) административную ответственность.

     Не  внесенные в установленные сроки  уплаты суммы обязательных платежей считаются задолженностью. Задолженность  взыскивается до полного ее погашения  либо принятия в соответствии с законодательством  Республики Беларусь решения об изменении  порядка ее уплаты. 

     При поступлении сумм в уплату задолженности  в первую очередь погашается задолженность  по обязательным платежам (за исключением  финансовых санкций), а затем задолженность  по пене и финансовым санкциям. При  взыскании задолженности путем  обращения взыскания на имущество  в первоочередном порядке покрываются  расходы по ее взысканию (затраты  на хранение, оценку, транспортировку, реализацию имущества и другие).

     Налогоплательщики обязаны до наступления срока  уплаты платежа сдать платежное  поручение соответствующим банкам на перечисление платежа в бюджет, т. е. не позднее дня, предшествующего  последнему дню, установленному для  уплаты обязательного платежа. При  отсутствии в банке платежных  поручений на перечисление платежей в бюджет их взыскание обеспечивается органами взыскания, которым законодательными актами предоставлено это право. Взыскание налоговых платежей производится с начислением пени за каждый день просрочки в размере учетной  ставки Национального банка, действующей  на момент взыскания средств, если иное не установлено законодательством  Беларуси.

     Суммы обязательных платежей, не внесенные  должниками добровольно в установленные  сроки уплаты, взыскиваются в бесспорном порядке по распоряжению органа взыскания  со счетов должников в национальной валюте (за исключением ссудных, спецссудных  и корреспондентских, а также  счетов по учету бюджетных средств  государственного казначейства и местных бюджетов) путем выставления на эти счета инкассового распоряжения на списание в бюджет денежных средств (выручки), поступивших (зачисленных) от реализации должником товаров (работ, услуг). Банк с момента получения инкассового распоряжения органа взыскания на бесспорное взыскание обязательных платежей, обязан прекратить все другие операции по расходованию средств должника, за исключением выдачи средств на неотложные нужды и уплаты платежей, на которые распространяется внеочередной порядок их исполнения, если платежные документы на перечисление указанных платежей поступили в банк до предъявления инкассовых распоряжений органа взыскания.

     При недостаточности на счетах должников  денежных средств в национальной валюте и наличии на валютных счетах иностранной валюты, покупаемой банками  Беларуси, задолженность взыскивается в иностранной валюте по курсу  Национального банка, действующему на дату взыскания, с зачислением  ее на соответствующие счета в  порядке, определяемом Министерством  финансов и государственным налоговым  комитетом. Инспекции Государственного налогового комитета отражают в налоговом  учете поступление взысканной (уплаченной) задолженности в иностранной  валюте по курсу Национального банка, действующему на момент взыскания (уплаты) задолженности.

     При отсутствии денежных средств на вышеуказанных  счетах или их недостаточности органы взыскания вправе выставить распоряжения на бесспорное взыскание обязательных платежей одновременно ко всем счетам должника.

     В случае отсутствия денежных средств  на счетах должника или их недостаточности  суммы задолженности взыскиваются в бесспорном порядке по распоряжению органа взыскания со счетов дебиторов, за исключением ссудных, спецссудных, а также счетов бюджетного финансирования, на которые зачисляются только  средства республиканского и местного бюджетов. Не взыскиваются в бесспорном порядке со счетов должников и счетов дебиторов должников целевые переводы, к которым относятся средства, направляемые в соответствии с постановлениями Правительства Республики из бюджета и государственных целевых бюджетных фондов, на выполнение правительственных программ по выходу республики из кризиса, ликвидацию последствий стихийных бедствий, оказание материальной помощи населению, а также переводы министерств, других государственных органов, вышестоящих организаций, предназначенные на оказание единовременной материальной помощи конкретным работникам. Эти средства используются по целевому назначению независимо от наличия в банке инкассовых распоряжений органов взыскания к счету должника либо дебиторов должника.

     При наличии платежного поручения дебитора на перечисление обязательных платежей в первую очередь исполняется  его платежное поручение, а затем  предъявленное инкассовое распоряжение на взыскание дебиторской задолженности  должника в счет уплаты его задолженности.

     При отсутствии у должника денежных средств  на счетах в банках взыскание задолженности  может обращаться на другие денежные средства и финансовые активы независимо от места их нахождения в бесспорном порядке, а на иное имущество - в судебном порядке. Если налогоплательщик имеет  задолженность и при этом его  финансовые активы переданы другому  юридическому лицу, индивидуальному  предпринимателю, то они подлежат взысканию  в бюджет в размерах имеющейся  задолженности.

     Обращение взыскания обязательных платежей на иное имущество должника в счет погашения  задолженности производится через  хозяйственный суд. При этом взыскание  сумм финансовых санкций за нарушение  налогового законодательства при недостаточности  денежных средств на счетах должника и иных финансовых активов обращается на иное имущество должника по истечении  шестимесячного срока со дня выявления  нарушения.

     В случае выявления фактов сокрытия имущества  должником либо незаконной передачи им имущества третьим лицам орган  взыскания, чьи требования не были удовлетворены  в процессе производства по делу о  банкротстве, вправе предъявить иск  об обращении взыскания на указанное  имущество в хозяйственный суд  по месту нахождения этого имущества.

     При недостаточности денежных средств, другого имущества для погашения  задолженности по обязательным платежам в полном объеме у ликвидируемого субъекта хозяйствования остающаяся задолженность  погашается собственниками имущества (учредителями, участниками) должника при условии, что они несут  субсидиарную ответственность по обязательствам субъекта хозяйствования в соответствии с декретами, указами Президента Беларуси, законами Беларуси, уставом  или иными учредительными документами.

     Налоговым законодательством Беларуси предусмотрена  ответственность налогоплательщиков за налоговые нарушения. Санкции  выражаются в формах: штрафов с  руководителей и должностных  лиц предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей; финансовых санкций, включая пеню, применяемых по актам  проверок к нарушителям законодательства о налогах и предпринимательстве; пении, взимаемые с налогоплательщика  при нарушении условий предоставления налогового кредита, отсрочки или рассрочки  платежей.  

     Плательщики налогов, не имеющие к сроку, установленному для уплаты налогов, бухгалтерских  отчетов и балансов, расчетов и  деклараций по налогам по установленной  форме за соответствующий отчетный период, уплачивают 110% суммы налога, исчисленного за предыдущий отчетный период. После представления названных  документов производится перерасчет налога исходя из фактически полученной прибыли, дохода облагаемого оборота и  иных объектов налогообложения.

     В случае отсутствия у плательщиков налогов  документов бухгалтерского учета и  других документов, отражающих их финансово-хозяйственную деятельность, государственные налоговые органы определяют сумму налогов, подлежащую уплате за проверяемый период, на основании имеющихся в их распоряжении сведений о деятельности плательщиков налогов.

     Определенные  расчетным методом суммы налоговых  платежей, подлежащие уплате, могут  быть пересмотрены государственными налоговыми органами только в случае предъявления плательщиками налогов соответствующих  документов, но не позднее трех месяцев  со дня вручения акта проверки.

     Плательщикам, своевременно не представившим декларации о доходах, подлежащих налогообложению  налоговыми органами, предъявляется  налоговым органом извещение  об уплате налогов в размере 150% суммы  налога, уплаченной за предыдущий отчетный период, или в размере, условно  рассчитанном на основе информации о  доходах, которой располагает налоговый  орган. После представления названного документа и его проверки производится перерасчет налога исходя из фактически полученного дохода с удержанием 10% от причитающейся суммы налога.

     При отсутствии учета прибыли (дохода) или  ведении этого учета с нарушением установленного порядка, а также  при непредставлении, несвоевременном  представлении налоговым органам  отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и  уплаты налогов, непредставлении или  несвоевременном представлении  платежных документов в учреждения банков на взнос платежей в бюджет плательщики налогов вносят в  бюджет в виде санкций 10% причитающихся  сумм налогов.

     За  сокрытие, занижение объектов налогообложения  взыскивается штраф в трехкратном  размере общей суммы налогов  или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения. При повторном сокрытии, занижении  объектов налогообложения в течение  года (12 месяцев со дня вынесения  решения о применении финансовых санкций) в бюджет взыскивается штраф  в пятикратном размере общей  суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения.

Информация о работе Организация налогового контроля