Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:31, реферат
В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция). Приказом ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@ с учетом сегодняшней финансово-экономической ситуации она была пересмотрена.
1. Введение.
2. Критерии, используемые налоговыми органами, при отборе организаций для проведения выездной налоговой проверки.
3. Порядок проведения выездной проверки.
4. Срок проведения выездной налоговой проверки.
5. Приостановление проведения выездной налоговой проверки.
6. Повторная выездная налоговая проверка.
7. Выездная налоговая проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.
8. Выемка документов.
9. Оформление результатов выездной налоговой проверки.
10. Заключение
11. Список используемой литературы.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица или по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. При этом данное решение должно содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное
наименования либо Ф.И.О.
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;
- периоды, за которые она проводится;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.
Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ). Заметим: по мнению судей, указание в решении, что проверка будет проводиться "по всем налогам и сборам", не является нарушением, поскольку налоговое законодательство не обязывает проверяющих указывать на конкретные налоги, уплату которых намеревается проверить налоговый орган, равно как не содержит запрета относительно возможности изменения в ходе выездной налоговой проверки состава проверяемых налогов (см. Постановление ФАС МО от 11.09.2009 N КА-А41/7737-09).
По общему правилу может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено соответствующее решение (п. 4 ст. 89 НК РФ). Однако если налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, проверяется период, за который представлена данная "уточненка", даже в том случае, если этот период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (Письмо ФНС России от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@).
Две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период налоговики проводить не вправе (п. 5 ст. 89 НК РФ). Также в отношении одного налогоплательщика нельзя проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Нужно иметь в виду, что при определении количества выездных проверок не учитываются самостоятельные выездные проверки филиалов и представительств налогоплательщика.
4. Срок проведения
выездной налоговой проверки.
На основании п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Если налоговый орган нарушит указанный срок, суд может признать, что акт проверки получен налоговым органом вне процедуры ее проведения4 Срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев, что подтверждается Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892@. Основаниями для этого могут являться:
- проведение проверок
налогоплательщика,
- получение в ходе
проверки информации от
- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) на территории, где проводится проверка;
- проведение проверок
организаций, имеющих в своем
составе несколько
- непредставление
проверяемым лицом в
- иные обстоятельства (например, длительность проверяемого периода, объем проверяемых и анализируемых документов и др.).
Для продления срока проверки проверяющим налоговым органом направляется в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос. Форма решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Например, решение вынесено 14.02.2011, а фактически проверка началась 21.02.2011, следовательно, срок выездной проверки - с 15.02.2011 (Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ)). Закончиться выездная проверка должна будет (если она не продлялась и не приостанавливалась) не позднее 14.04.2011 (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).
Заметим, если налоговым органом вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, то возможность переноса даты ее начала для определения продолжительности проверки Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена5.
При этом отмечается также, что Налоговый кодекс не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки.
Выездная проверка
филиалов и представительств. Налоговый
орган вправе осуществлять выездную
проверку деятельности филиалов и представительств
налогоплательщика (п. 7 ст. 89 НК РФ). Они
могут проверяться в рамках общей выездной
проверки налогоплательщика и самостоятельно.
При этом их самостоятельную выездную
проверку налоговый орган может проводить
только по вопросам правильности исчисления
и своевременности уплаты региональных
и (или) местных налогов. Также в отношении
их нельзя проводить две и более выездные
налоговые проверки по одним и тем же налогам
за один и тот же период. Как и недопустимо
проведение более двух проверок филиала
или представительства в течение одного
календарного года. Срок самостоятельной
проверки филиала, представительства
не может превышать один месяц, и возможности
его продления Налоговый кодекс не предусматривает.
5. Приостановление проведения проверки.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право приостановить проверку для (п. 9 ст. 89 НК РФ):
- истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление и
возобновление проверки оформляются
соответствующим решением руководителя
(заместителя руководителя) налогового
органа по формам, утвержденным Приказом
ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@. Нужно отметить,
что приостановление проверки с целью
истребования документов (информации)
допускается не более одного раза по каждому
лицу, у которого они истребуются. При
этом решение должно содержать указания
на конкретных лиц, у которых истребуются
документы6. Общий срок приостановления
проверки не может превышать шести месяцев.
Если она была приостановлена для получения
информации от иностранных государственных
органов и в течение шести месяцев такая
информация не была получена, срок приостановления
может быть увеличен еще на три месяца.
На период приостановления все действия
налоговиков по истребованию документов
также приостанавливаются, все уже истребованные
подлинники документов возвращаются (за
исключением тех, что получены в ходе проведения
выемки), а также приостанавливаются действия
налоговиков на территории проверяемого,
связанные с данной проверкой.
6. Повторная выездная налоговая проверка.
Несмотря на
запрет, установленный п. 5 ст. 89 НК
РФ, в некоторых случаях Налоговый
кодекс предусматривает
Повторная выездная проверка может проводиться:
- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Заметим, что Постановлением КС РФ от 17.03.2009 N 5-П данное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой эта норма не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной проверки решения, влекущего изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных судебным актом, принятым по спору в связи с первоначальной проверкой, и тем самым вступающего в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами;
- налоговым органом,
ранее проводившим проверку, на
основании решения его
1) не переоценивать выводы судов, содержащиеся во вступивших в силу судебных актах, имеющие отношение к расчету налога по данной налоговой декларации (налоговому периоду);
2) проверять только
те сведения уточненной
Если при проведении
повторной проверки выявлено налоговое
правонарушение, не обнаруженное ранее
при проведении первоначальной выездной
проверки, то к налогоплательщику налоговые
санкции не применяются, за исключением
случаев, когда оно явилось результатом
сговора между налогоплательщиком и должностным
лицом налогового органа (п. 10 ст. 89 НК РФ).
7. Выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.
Данная проверка
может проводиться независимо
от времени и предмета
Знакомство с
Представить документы налогоплательщик должен в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования, а если это невозможно - в течение дня после получения требования письменно уведомить об этом налоговый орган с указанием причин, а также сроков, в течение которых проверяемое лицо может представить необходимые документы. В течение двух дней после получения данного уведомления налоговый орган вправе или продлить срок представления документов, или отказать в этом, о чем выносится отдельное решение.