Организация и метод налоговых проверок

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция). Приказом ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@ с учетом сегодняшней финансово-экономической ситуации она была пересмотрена.

Содержание

1. Введение.
2. Критерии, используемые налоговыми органами, при отборе организаций для проведения выездной налоговой проверки.
3. Порядок проведения выездной проверки.
4. Срок проведения выездной налоговой проверки.
5. Приостановление проведения выездной налоговой проверки.
6. Повторная выездная налоговая проверка.
7. Выездная налоговая проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.
8. Выемка документов.
9. Оформление результатов выездной налоговой проверки.
10. Заключение
11. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат организ и метод налогов проверок.doc

— 123.00 Кб (Скачать)
 

План 

1. Введение.  

2. Критерии, используемые налоговыми органами, при отборе организаций для проведения выездной налоговой проверки.

3. Порядок проведения выездной проверки.

4. Срок проведения выездной налоговой проверки. 

5. Приостановление проведения выездной налоговой проверки. 

6. Повторная выездная налоговая проверка. 

7. Выездная налоговая проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации. 

8. Выемка документов.  

9. Оформление результатов выездной налоговой проверки.  

10. Заключение 

11. Список используемой  литературы. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Введение  

        В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция). Приказом ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@ с учетом сегодняшней финансово-экономической ситуации она была пересмотрена.

        Установлено, что  объекты для проведения выездной налоговой проверки должны выбираться на основе всестороннего анализа  всей информации, поступающей в налоговые  органы из внутренних и внешних источников. Внутреннюю информацию налоговые органы получают самостоятельно в процессе их деятельности, а внешнюю - от контролирующих и правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений. Также может быть использована общедоступная информация. 

2. Критерии, используемые налоговыми органами, при отборе организаций для проведения выездной налоговой проверки.

        Концепцией установлено, что налогоплательщики могут самостоятельно по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности оценить риск быть отобранными для проведения выездной налоговой проверки. При этом налоговыми органами указаны следующие критерии, используемые ими при таком отборе.

        1. Налоговая нагрузка  у данного налогоплательщика  ниже ее среднего уровня по  хозяйствующим субъектам в конкретной  отрасли (по виду экономической  деятельности). Рассчитывается она  как соотношение суммы уплаченных  налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.1

        2. Отражение в  бухгалтерской или налоговой  отчетности убытков на протяжении  нескольких налоговых периодов (двух  и более календарных лет).2

        3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Деятельность налогоплательщика привлечет внимание налогового органа в том случае, если доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев. В силу ст. 163 НК РФ налоговым периодом по НДС является квартал, соответственно, ориентироваться нужно на данные четырех последних деклараций.

        4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Этот критерий применяется к организациям, уплачивающим налог на прибыль. Сравниваются между собой темпы роста расходов над доходами по данным налоговой и бухгалтерской отчетности.

        5. Выплата среднемесячной  заработной платы на одного  работника ниже среднего уровня  по виду экономической деятельности  в субъекте РФ. Сообщается, что  такую информацию по каждому  региону можно получить на  сайтах территориальных органов  Росстата (адреса можно найти на сайте федерального органа), из сборников экономико-статистических материалов, публикуемых Росстатом, по запросу в Росстат или налоговый орган (адрес можно найти на сайте ФНС).

        6. Неоднократное  (2 и более раз в течение календарного  года) приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.

        По УСНО - неоднократное приближение к предельным значениям установленных ст. ст. 346.12, 346.13 НК РФ показателей, а именно: 
- доля участия других организаций составляет не более 25%; 
- средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, - не более 100 человек; 
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, - не более 100 млн руб.;

- предельный  размер доходов, определяемый  по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 346.15, пп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, - не более 60 млн руб.

         По режиму налогообложения  в виде уплаты ЕНВД - неоднократное  приближение к предельным значениям, установленным ст. 346.26 НК РФ:

          7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Предприниматели, применяющие традиционную систему налогообложения, в силу ст. 221 НК РФ вправе по итогам года в налоговой декларации по НДФЛ уменьшить сумму полученного ими дохода на профессиональный налоговый вычет. Если доля этого вычета в общей сумме доходов превышает 83%, на такого предпринимателя налоговые органы обратят пристальное внимание.

         8. Деятельность на  основе договоров, заключенных  с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без разумных экономических или иных причин (деловой цели). При этом налоговый орган ориентируются на обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. Так, согласно п. 10 этого Постановления налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и мог знать о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Напомним, что в соответствии с п. 1 данного документа под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

         9. Непредставление  налогоплательщиком пояснений по уведомлению налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Если в ходе проведения камеральной налоговой проверки будут выявлены ошибки в налоговой отчетности и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлено несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются у налогового органа и получены им в ходе налогового контроля, то налогоплательщику направляется уведомление по форме, приведенной в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Данное уведомление содержит требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Отсутствие без объективных причин таких пояснений является основанием для включения налогоплательщика в план выездных проверок.

         10. Неоднократное  снятие с учета и постановка  на учет в налоговых органах  налогоплательщика в связи с  изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами). Неоднократным признаются два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица.

         11. Значительное отклонение (в сторону уменьшения на 10% и  более) уровня рентабельности  по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для определенной сферы деятельности по данным статистики. Расчет рентабельности продаж и активов приведен в Приложении 4 к Концепции. Так, рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг определяется как соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат отрицательный, имеет место убыточность. Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. Если сальдированный финансовый результат отрицательный, также имеет место убыточность. Нужно отметить, что расчет рентабельности должен производиться с использованием данных бухгалтерского учета и, значит, по результатам деятельности налогоплательщика в целом. В некоторых случаях, нарушая данную методику, налоговый орган приводит расчет по единичной сделке с использованием произвольных величин. В таких ситуациях необходимо обращаться за поддержкой в суд (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 N 09АП-4440/2010-АК).

         12. Ведение финансово-хозяйственной  деятельности с высоким налоговым  риском. При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, рекомендуется учитывать такой признак, как отсутствие:

         - личных контактов  руководства (уполномоченных должностных  лиц) компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

         - документального  подтверждения полномочий руководителя (представителя) компании-контрагента,  копии документа, удостоверяющего  его личность;

         - информации о  фактическом местонахождении контрагента;

         - информации о  способе получения сведений о  контрагенте (нет рекламы в  СМИ, сайта контрагента и др.). Негативность данного признака  усугубляется наличием доступной  информации о других идентичных  участниках рынка, в том числе  предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

         - информации о  государственной регистрации контрагента  в ЕГРЮЛ (в общем доступе  на официальном сайте ФНС). 
Как отмечено в Концепции, наличие этих признаков свидетельствует о высокой степени риска признания подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, заключенной с ним, - сомнительной. Наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском приведены в Приложении 5 к Концепции. Кроме названных признаков, приведен большой перечень и других обстоятельств, одновременное присутствие которых повышает такой риск, например если контрагент, отвечающий указанным признакам, выступает в роли посредника. Налогоплательщикам, оценившим свои риски как высокие и желающим их снизить или полностью исключить, рекомендуется:

         - исключить сомнительные  операции при расчете налоговых  обязательств за соответствующий  период;

         - уведомить налоговые  органы по месту своего нахождения  о принятых мерах (уточнение налоговых обязательств), чтобы налоговики могли вовремя учесть данный факт при составлении плана выездных проверок. Уведомление производится путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском. Вместе с уточненными декларациями можно представить пояснительную записку по форме, содержащейся в Приложении 5 к Концепции. Налоговый орган, получивший уточненные декларации и пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 НК РФ. При этом установлено, что дополнительные документы не требуются. Нжно учитывать, что представление уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по п. 12 не является гарантией того, что предприятие не попадет в план налоговой выездной проверки, поскольку в процессе отбора налоговики учитывают и другие критерии Концепции. Однако если налоговый орган будет располагать информацией о нарушении налогового законодательства налогоплательщиком, представившим уточненные декларации в соответствии с критерием 12, решение о назначении выездной налоговой проверки будет принято только после предварительного согласования с ФНС. 

3. Порядок проведения выездной проверки

 

 Порядок проведения выездной налоговой проверки, а также требования к документам, принимаемым налоговым органом, определены в ст. 89 НК РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что такая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у проверяемого лица нет возможности предоставить помещение, выездная проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.3

Информация о работе Организация и метод налоговых проверок