НДС в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

С переходом общества к рыночным отношениям проблемы налогов и налогообложения стали актуальными и потребовали проведения реформ во всех сферах экономической жизни. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, стал налог на добавленную стоимость. Его основой является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.

Содержание

Введение
1. НДС как экономическая, социальная и правовая категория
1.1 Роль НДС в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой
1.2 Теоретические варианты налога на добавленную стоимость
1.3 Реформирование налоговой системы РФ
1.4 Сущность налога на добавленную стоимость в России
2. Действующая система исчисления и уплаты НДС в России
2.1 Плательщики налога
2.2 Объект налогообложения
2.3 НДС при ведении облагаемой и не облагаемой налогом деятельности
2.4 Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика
2.5 Освобождение от уплаты НДС
2.6 Расчет НДС при реализации товаров (работ, услуг)
2.6.1 Место и дата реализации товаров (работ, услуг)
2.6.2 Методы определения цены товаров, (работ, услуг)
2.6.3 Ставки налога
2.6.4 Налоговые вычеты
2.7 Документальное оформление НДС, уплата и отчетность
2.7.1 Счета-фактуры
2.7.2 Уплата НДС
2.7.3 Отчетность по НДС
3. Практика применения налога на добавленную стоимость
3.1 Налоговый контроль
3.2 Основные методы уклонения от уплаты НДС
3.3 Арбитражная практика
Заключение

Работа содержит 1 файл

НДС в России.doc

— 473.00 Кб (Скачать)

Общая сумма налога рассчитывается в разделе 2.1 «Расчет общей суммы  налога». Как и раньше, он состоит  из трех частей:

– налогооблагаемые объекты;

– налоговые вычеты;

– расчеты по НДС за налоговый  период.

Чиновники не только добавили в раздел 2.1 новую налоговую ставку, но и  сохранили все прежние ставки. Теперь в декларации указаны 10, 18 и 20 процентов. А также три соответствующие  им расчетные ставки (10/110, 18/118, 20/120).

Свое мнение о порядке исчисления и уплаты НДС в период перехода на новую ставку 18 процентов налоговики высказали в письме от 17 декабря 2003 г. № ОС-6-03/1316.

Как и раньше, в подразделе «Налогооблагаемые  объекты» нужно будет расшифровать общую сумму облагаемой выручки, указанной в пункте 1, в зависимости от ставок по строкам 010–060. Число приводимых расшифровок уменьшилось. Налоговиков больше не интересует выручка, полученная от бартерных операций, реализации предметов залога и срочных сделок. Кроме этого теперь не нужно отдельно указывать полученные страховые выплаты, финансовую помощь, а также доходы от облигаций, векселей и товарного кредита.

Суммы НДС, принимаемые к вычету, указываются в подразделе «Налоговые вычеты» раздела 2.1. По традиции, сумму налога, уплаченную поставщикам товаров (работ, услуг), нужно будет расшифровать. В этих расшифровках чиновники также сместили акценты. Количество строк, посвященных строительно-монтажным работам, уменьшилось. Вместо них теперь отдельно указывается НДС по командировочным и представительским расходам, а также по товарам, купленным для перепродажи.

В новой декларации НДС, уплаченный на таможне, нужно показывать общей  суммой без разбивки по государствам дальнего и ближнего зарубежья.

Налог, принимаемый к вычету с  авансовых платежей, указывается  в строке 340 декларации. Несмотря на то, что в формулировке строки сказано  «сумма налога, исчисленная и уплаченная», фирма не должна перечислять НДС  в бюджет, если получение аванса и отгрузка товаров (работ, услуг) по нему состоялись в одном и том же отчетном периоде. В данном случае под указанной формулировкой следует понимать «сумма налога, исчисленная и отраженная в декларации». Это следует из письма МНС от 24 сентября 2003 г. № ОС-6-03/994.

Кроме того, чиновники снова убрали из декларации строку, в которой  для справки отражалась общая  сумма НДС, уплаченная поставщикам. Эта сумма по разным причинам может  отличаться от той, которую разрешено  принять к вычету. Теперь такие  различия перестали быть интересными для налоговых инспекторов.

Раздел 2.2 декларации, заполняемый  налоговыми агентами, не претерпел  изменений. Приложения к декларации также оставлены в прежнем  виде. Они только переименованы из приложений в дополнительные разделы  декларации.

Декларация по НДС по ставке 0 процентов  практически не изменилась. В раздел 2 «Расчет суммы налога по операциям  при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов  по которым не подтверждено» добавили новую ставку 18/118.

Основное изменение этой декларации коснулось раздела 3 «Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов». Чиновники значительно расширили его. Теперь этот раздел заполняется отдельно по каждой таможенной декларации. В нем нужно будет сообщать номера и даты контрактов, а также реквизиты всех полученных счетов-фактур, по которым возмещается НДС из бюджета. Кроме того, здесь нужно указывать ИНН поставщиков, выставивших эти счета-фактуры40.

 

 

3. Практика применения налога на добавленную стоимость

 

3.1 Налоговый контроль

 

Право проверки правильности уплаты НДС предоставлено:

налоговой инспекции;

таможенным органам (в части  НДС, подлежащего уплате на таможне).

Налоговые проверки, проводимые перечисленными структурами, подразделяются на:

выездные (проводимые на территории предприятия)

камеральные (проверки деклараций, сданных  предприятиями в налоговые инспекции, без выезда к налогоплательщикам)

Именно по результатам выездных проверок начисляется львиная доля штрафов.

Налоговая инспекция обязана проверять каждое предприятие не реже чем один раз в два года. Этого требует Закон РФ от 21 марта 1991г. № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации».

Ст. 87 НК РФ предусматривает, что выездная проверка может охватывать только три календарных года, непосредственно предшествующих году проверки и длиться не более двух месяцев.

Порядок оформления результатов проверки определен ст. 100 Налогового кодекса  РФ. Любое отступление от этого  порядка позволяет руководителю предприятия в суде признать недействительным решение, принятое налоговой инспекцией по результатам проверки. Непосредственно по окончании проверки налоговый инспектор составляет справку о проведенной проверке. В ней указываются предмет проверки и сроки ее проведения. Не позднее двух месяцев с момента составления справки сотрудники налоговой инспекции должны оформить акт проверки. В акте приводятся выявленные нарушения налогового законодательства, а также выводы и предположения проверяющих по их устранению и применению санкций. К акту должны быть приложены все постановления и протоколы, связанные с проведением проверки.

Для предоставления возражений по акту, налогоплательщику дается двухнедельный  срок. После его окончания все  материалы по проверке передаются руководителю или заместителю руководителя налоговой инспекции. В течение 14 дней он должен рассмотреть их и принять решение:

привлечь налогоплательщика к  ответственности за выявленные нарушения;

отказать в этом;

провести дополнительные мероприятия  налогового контроля.

Согласно статье 88 НК РФ, камеральная проверка представляет собой проверку бухгалтерской и налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиком. Камеральная проверка проводится без какого-либо специального решение руководителя налоговой инспекции. На проверку отводится три месяца со дня представления отчетности. В процессе камеральной проверки деклараций по НДС, в частности контролируют:

своевременность сдачи деклараций;

правильность их оформления;

правильность исчисления налоговой  базы;

обоснованность применяемых налоговых ставок и льгот;

правильность арифметического  подсчета итоговых сумм НДС.

В ходе проверки налоговая инспекция  вправе потребовать от предприятия  предоставления дополнительных сведений, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налогов.

Если в ходе проверки выявлены ошибки или противоречия в отчетности, то налоговая инспекция должна сообщить об этом налогоплательщику и потребовать внести в установленный срок соответствующие исправления. Если выявленные ошибки в декларациях привели к недоплате НДС, то налоговая инспекция направляет предприятию требование об уплате недоимки и пеней.

Согласно ст. 87(1) НК РФ, таможенные органы вправе проводить выездные и  камеральные налоговые проверки в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу. На таможенные проверки распространяются те же ограничения по частоте, охвату и продолжительности, что и установленные для проверок, проводимых налоговой инспекцией.41

Если предприятие допустило  нарушение, приведшее к недоплате налога в бюджет, оно может быть привлечено к налоговой ответственности, а его должностные лица (в зависимости от тяжести нарушения) – к административной или уголовной ответственности.

Налоговая ответственность – это  ответственность за налоговые правонарушения, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ. Применительно к Налогу на добавленную стоимость это могут быть:

1. Нарушения, допускаемые плательщиками НДС, в том числе:

непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);

грубое нарушение правил учета  доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

неуплата или неполная уплата налога (ст. 122 НК РФ);

2. Нарушения, допускаемые налоговыми агентами, в том числе:

невыполнение обязанности по удержанию  или перечислению налога (ст. 123 НК РФ)

непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)

в качестве меры ответственности за эти нарушения предусмотрены  штрафы различной величины.

Налоговая инспекция может взыскать штраф только через суд.42

 

3.2 Основные методы уклонения  от уплаты НДС

 

К основным методам уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость  и способам борьбы с ними, используемым в странах, применяющих НДС относятся:

1. Ложные счета-фактуры. Спрос  на счета-фактуры порождается  введением НДС, уплачиваемого по фактурному методу. Стоимость счета-фактуры эквивалентна указанной в нем сумме налога на добавленную стоимость, что создает предпосылки для возникновения черного рынка счетов-фактур. Спрос на этом рынке предъявляют налогоплательщики, имеющие обязательства по НДС, возникшие в результате реализации продукции, изготовленной с применением налогооблагаемого сырья и материалов. Такие налогоплательщики стремятся уменьшить свои налоговые обязательства перед государством путем увеличения предоставляемого кредита по НДС, указанному в ложном счете-фактуре. Доход налогоплательщика после уплаты НДС, таким образом, увеличится на сумму недоначисленного налога на добавленную стоимость за вычетом издержек на приобретение ложного счета-фактуры. Предложение на рынке ложных счетов-фактур обеспечивают лица, чья деятельность заключается в производстве и сбыте фальшивых документов, либо налогоплательщики с отрицательной величиной обязательства по налогу на добавленную стоимость при плохо организованной системе возмещения отрицательных обязательств по НДС из государственного бюджета. Отрицательное обязательство по НДС может возникнуть у юридического лица по ряду причин, среди которых можно отметить неполучение экспортером возмещения уплаченного налога при экспорте, возникающие периодически отрицательные значения добавленной стоимости у предприятий, занимающихся поставками продукции на внутренний рынок, и не получающих возмещения из государственного бюджета, а также непредоставление кредита налогоплательщику освобожденному от уплаты НДС и обложение реализованной продукции по ставкам, более низким, чем применяющиеся к сырью и материалам.

Для борьбы с возникающими стимулами  к применению ложных счетов-фактур возможно принятие следующих мер:

1) Необходимо проведение регулярных общих налоговых проверок плательщиков НДС, а также выборочных проверок порядка учета счетов-фактур и правильности их составления.

2) В случае подозрений налоговых  органов необходимо проведение  перекрестных проверок предприятий  с целью установления соответствия друг другу различных экземпляров счетов-фактур.

3) Необходима сквозная проверка  предприятий, подозреваемых в  использовании ложных счетов-фактур. Проверка должна касаться оборотных  активов предприятия, правильности  ведения бухгалтерского учета, сопоставления записей в учетных регистрах с отдельными экземплярами счетов-фактур.

4) Законодательство должно предусматривать  обязательное предоставление информации  о предприятиях — зарегистрированных  плательщиках НДС, включая данные  о собственниках предприятия.

5) Необходимо ввести положение,  ограничивающее возможности вновь  создаваемых предприятий выпускать  счета-фактуры с указанием НДС  до регистрации сделки в налоговых  органах либо установить критерии, согласно которым фирмы со  сроком существования менее определенного срока (срока первой обязательной налоговой проверки, например) уплачивают НДС, указанный в счете-фактуре, за покупателя.

6) Необходимы регулярные налоговые  проверки предприятий, освобожденных  от уплаты НДС.

7) Необходима разработка системы критериев сопоставления поступлений НДС и зачета по НДС для отдельного налогоплательщика с целью выявления отклонений и использования этих критерием в качестве сигнала для начала внеочередной налоговой проверки.

2. Фальсификация бухгалтерских  записей. Этот вид нарушения законодательства используется только одним налогоплательщиком и состоит в искажении записей в учетных регистрах либо в счетах-фактурах. Основным методом борьбы с подобным методом уклонения от уплаты налогов являются регулярные сплошные и выборочные налоговые проверки, т.к. умышленное искажение производится в масштабах одной фирмы. Для уменьшения нагрузки на налоговые органы при осуществлении проверок, возможно принятие следующих мер:

1) Законодательно установить особые  правила бухгалтерского учета для малых предприятий.

2) Установить нижние границы  оборота, необходимого для регистрации  предприятий в качестве плательщика  НДС. Такие ограничения необходимы  для поддержания количества налогоплательщиков  на уровне, не обременительном  для проведения качественных проверок квалифицированными налоговыми инспекторами, а также для устранения большой группы потенциальных подозреваемых в уклонении от уплаты НДС.

3. Некорректная квалификация типа  сделки. Подобный вид налогового  правонарушения возможен в результате сговора сторон сделки, выражающемся в проведении множества сделок, уменьшающих общую величину налогового обязательства. Так, предприятие может поставить контрагенту продукцию по искусственно заниженной цене, а взамен получить кредит, который, возможно, никогда не будет погашен. В базу НДС тем временем включены только поступления от реализации товаров и услуг, но не полученные ссуды, из чего следует, что поставщик получает полную стоимость реализованной продукции, но его налоговые обязательства по НДС ниже, чем если бы оплата была произведена в полном объеме. В то же время заниженная величина кредита по налогу у покупателя может не оказать влияния на его финансовое положение, в случае если он освобожден от уплаты НДС или имеет большую сумму НДС к возмещению.

Информация о работе НДС в России