Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:18, курсовая работа
С переходом общества к рыночным отношениям проблемы налогов и налогообложения стали актуальными и потребовали проведения реформ во всех сферах экономической жизни. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, стал налог на добавленную стоимость. Его основой является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.
Введение
1. НДС как экономическая, социальная и правовая категория
1.1 Роль НДС в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой
1.2 Теоретические варианты налога на добавленную стоимость
1.3 Реформирование налоговой системы РФ
1.4 Сущность налога на добавленную стоимость в России
2. Действующая система исчисления и уплаты НДС в России
2.1 Плательщики налога
2.2 Объект налогообложения
2.3 НДС при ведении облагаемой и не облагаемой налогом деятельности
2.4 Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика
2.5 Освобождение от уплаты НДС
2.6 Расчет НДС при реализации товаров (работ, услуг)
2.6.1 Место и дата реализации товаров (работ, услуг)
2.6.2 Методы определения цены товаров, (работ, услуг)
2.6.3 Ставки налога
2.6.4 Налоговые вычеты
2.7 Документальное оформление НДС, уплата и отчетность
2.7.1 Счета-фактуры
2.7.2 Уплата НДС
2.7.3 Отчетность по НДС
3. Практика применения налога на добавленную стоимость
3.1 Налоговый контроль
3.2 Основные методы уклонения от уплаты НДС
3.3 Арбитражная практика
Заключение
Если есть опасения, что предприятие попытается ликвидироваться или передать все свое имущество на баланс подконтрольных предприятий, не расплатившись по долгам, то, согласно статье 77 НК РФ, инспекция может заблаговременно арестовать имущество предприятия. Для ареста имущества налоговая инспекция должна получить санкцию прокурора. Кроме того, при аресте должны присутствовать понятые. Арестовывается не все имущество предприятия, а только достаточное для погашения долга, правда оценку производят сами налоговики.
Арестовывать имущество
Арестованное имущество
В некоторых случаях перенести уплату налога на более поздний срок можно на совершенно законных основаниях. В соответствии со ст. 64 НК РФ предприятие вправе обратится в налоговую инспекцию с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате НДС. Воспользовавшись правом на отсрочку, предприятие может отложить срок расчетов с бюджетом на срок от одного до шести месяцев. При отсрочке налог уплачивается единовременно после окончания отсрочки, а при рассрочке – платится постепенно в течение всего периода рассрочки по заранее согласованному графику. Однако перенос срока уплаты федеральных налогов, в том числе НДС, через Министерство Финансов – довольно трудоемкое занятие, которое под силу только крупным предприятиям. Малому и среднему бизнесу на практике можно рассчитывать лишь на перенос срока уплаты НДС на таможне. Отсрочку или рассрочку можно получить по уплате не только налога, но и пеней. Однако оттянуть срок уплаты штрафов нельзя.
Согласно НК РФ, предприятие вправе рассчитывать на получение отсрочки или рассрочки в случаях, если:
ему причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации (стихийное бедствие, авария, пожар и т.д.);
оно финансируется из бюджета и, при этом, произошла задержка финансирования;
возникла необходимость
деятельность предприятия
Отсрочка или рассрочка, полученная вследствие чрезвычайной ситуации или недофинансирования из бюджета, для предприятия бесплатна. Если отсрочка или рассрочка получены предприятием в связи с тем, что единовременная уплата налога грозит предприятию банкротством либо деятельность последнего носит сезонный характер, то при уплате налога придется также заплатить и проценты в размере Ѕ ставки рефинансирования Центрального банка РФ за весь период доставленной отсрочки (рассрочки). В этом случае предприятию может быть предъявлено требование о передаче в залог имущества или представлении поручительства другого предприятия или предпринимателя.
Чтобы получить отсрочку или рассрочку по НДС, следует подготовить соответствующее заявление по форме, утвержденной приказом Минфина России от 30 сентября 1999 г. № 64н.
Кроме заявления следует подготовить:
справку из налоговой инспекции об отсутствии нарушений;
справку из налоговой инспекции о задолженности в бюджеты разных уровней и о полученных ранее отсрочках и рассрочках;
копию устава предприятия;
бухгалтерскую отчетность за прошлый год и истекший период текущего года (предприниматель должен представить выписку из книги учета доходов и расходов);
сведения об имуществе, которое может быть передано в залог, либо о предприятии (предпринимателе), готовом поручиться за заявителя;
обязательство о соблюдении условия отсрочки (рассрочки) по форме, утвержденной приказом Минфина России от 30 сентября 1999 года № 64н.
В течение месяца со дня получения
документов о предоставлении отсрочки
уполномоченными лицами (органами)
должно быть принято решение –
либо в форме приказа о
Отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки возможен лишь по нескольким основаниям. Так, отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки) из-за ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации либо недофинансирования из бюджета, согласно НК РФ, может быть вынесен, если:
налоговая инспекция нашла у заявителя нарушение налогового законодательства, но штраф за него еще не уплачен;
против заявителя возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов;
«имеются достаточные
В других случаях – в связи с угрозой банкротства или сезонностью производства – отказ может быть вынесен и по другим причинам. Например, разрешительную инстанцию может не устроить имущество, предлагаемое заявителем в залог, либо представленное им поручительство.
Отсрочку или рассрочку по НДС, подлежащему уплате на таможне, можно получить не только из-за чрезвычайной ситуации, недофинансирования из бюджета, угрозы банкротства или сезонности производства, но и по другим основаниям. Каким именно – решает таможня, производящая таможенное оформление (ст. 121 ТК РФ). Срок такой отсрочки (рассрочки) составляет не более двух месяцев.
На предприятии также может возникнуть ситуация, когда налог переплачен. Если произошла ошибка в расчете, то в соответствии со ст. 81 НК РФ требуется подать в налоговую инспекцию исправленную декларацию по этому налогу. Поскольку НДС уплачивается в федеральный бюджет, в соответствии со ст. 78 НК РФ переплату НДС можно:
зачесть в счет будущих платежей по НДС;
зачесть в счет других платежей в федеральный бюджет – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
вернуть на расчетный счет.
Если у предприятия, переплатившего НДС, есть долги перед бюджетом, то вернуть можно только сумму, оставшуюся после переплаты в счет погашения долгов.
Срок, установленный для фактического возврата предприятию переплаченного налога, - один месяц с момента получения налоговой инспекцией соответствующего заявления (п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Если налоговая инспекция нарушит этот срок, то ей придется заплатить предприятию проценты за каждый день просрочки, исходя из значения ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Положительная разница в пользу предприятия при расчетах с бюджетом по НДС может возникнуть не только в том случае, если налог был переплачен. При определенных условиях может сложиться и ситуация, при которой сумма налоговых вычетов превысит сумму НДС, начисленную предприятием к уплате в бюджет за налоговый период. В этом случае, согласно ст. 173 НК РФ, разница денежных средств подлежит возмещению налогоплательщику. Это правило утрачивает силу, если предприятие сдало декларацию позднее, чем через три года после окончания соответствующего налогового периода.
Порядок возмещения НДС определен ст. 176 НК РФ.
В течение трех месяцев, следующих за месяцем, в котором образовалась разница, налоговая инспекция имеет право самостоятельно зачесть ее в счет уплаты предприятием НДС или других налогов, пеней и штрафов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. По истечении трех месяцев сумма, которая не была зачтена, должна быть возвращена предприятию по соответствующему заявлению.
Налоговая инспекция должна принять решение о возврате денег в течение двух недель после получения заявления о возврате незачтенных средств и сразу передать это решение на исполнение в территориальное отделение федерального казначейства. На возврат денег на счет налогоплательщика отделению также дается две недели. Если же налоговая инспекция или федеральное казначейство нарушат сроки исполнения, на подлежащую возврату сумму начисляются проценты. Размер процентов составляет 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
В 2005 году планируется введение качественно новой системы взаиморасчётов налогоплательщиков между собой и с бюджетом по НДС. Наряду с расчетным счетом будет действовать система специальных НДС – счетов. В настоящее время идёт активная дискуссия о последствиях введения этой системы. Высказываются самые различные предположения.
Многие считают, что после введения НДС – счетов уйти от уплаты НДС станет невозможно, но они, всегда находившие варианты ухода от уплаты налога, впали в состояние растерянности и пытаются найти хоть какое-то оправдание своему неприятию специальных счетов НДС, каждый раз выдумывая всевозможные «страшилки» о катастрофических последствиях введения такой формы взаиморасчётов по НДС.
На самом же деле всё обстоит гораздо проще.
Введение системы специальных счетов НДС со специальным режимом использования совершенно не изменяет правила ведения ни налогового, ни бухгалтерского учёта. Всё остаётся по-прежнему. Единственное отличие - техническое, имеется ввиду - для добросовестных налогоплательщиков, это подача в банк, для проведения расчётов с контрагентами вместо одного платёжного поручения – двух, причём вторым со специального счёта НДС перечисляются положенные к перечислению контрагенту суммы НДС или, чтобы, как говориться, не «морозить» средства, любые другие налоговые отчисления в бюджет (или обязательные отчисления во всевозможные фонды). Но есть «небольшое» последствие для недобросовестных налогоплательщиков – со специального счёта НДС наличными денежные средства снять невозможно, и перечислить их на текущий или расчетный счёт, чтобы опять таки снять наличные, тоже невозможно. И вот в чём причина такой активной пропаганды против введения системы специальных счетов НДС. Хотя, честно говоря, ни одного мало-мальски обоснованного аргумента против введения специальных счетов НДС так никто высказать и не смог. Все аргументы «против» основываются исключительно на виртуальных домыслах, не имеющих под собой никакой основы, кроме желания остановить введение системы. А аргументы «за» подтверждены реальным опытом Болгарии, на территории которой уже более года успешно действуют система специальных счетов НДС, которая введена по непосредственному настоянию предпринимательских структур. Полученный при этом эффект подтверждает необходимость и правильность такого шага: существенно упростилось администрирование НДС, все предпринимательские структуры получили равные конкурентные возможности (до этого те, кто уходил от уплаты НДС имели явные преимущества), а бюджет получил налоговых отчислений по НДС в 2,5 раза больше, чем до введения системы специальных счетов НДС. И это уже факты, а не домыслы. Что же касается вопроса – почему только в Болгарии применена система специальных счетов НДС – ответ прост – автор разработал её в июле 2000г., обнародована была в сентябре-октябре 2000г., а первая публикация в международном еженедельнике «Зеркало недели» «Наполовину больше бюджет – наполовину меньше налоги» © Вадима Эпштейна, состоялась в апреле 2001г. Болгария стала первой страной, внедрившей разработку на практике38. В дополнение следует особо отметить, что разработка системы специальных счетов НДС была выполнена для достижения следующих целей:
1. Существенно снизить налоговое давление на добропорядочных налогоплательщиков, компенсировав вероятные потери бюджета за счёт равномерного распределения налоговой нагрузки на всех, без исключения, плательщиков налогов.
2. Уровнять конкурентоспособности все субъектов предпринимательской деятельности.
3. Системно решить наболевшую проблему полагающегося возмещения НДС из бюджета.
4. Существенно упростить администрирование НДС
2.7.3 Отчетность по НДС
Отчетность по налогу на добавленную стоимость включает налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, или, как ее еще называют, «основную декларацию», и налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 % (или так называемую декларацию для экспортеров).
В связи со снижением ставки НДС появилась новая декларация по налогу. Все фирмы должны отчитываться по ней уже с января 2004 года.
Новая форма декларации по НДС утверждена приказом МНС от 20 ноября 2003 г. № БГ-3-03/644. На первый взгляд она значительно отличается от старого отчета. На каждом листе декларации появились штрих-коды и ограничительные линии для электронной обработки бланков. Однако при более детальном рассмотрении становится ясно, что революционных изменений не произошло.39
Титульный лист теперь занимает две, а не четыре страницы. В нем стало отражаться больше цифр, чем слов. Например, в ячейке «Вид документа» нужно проставить единицу, если декларация за отчетный период подается впервые. В случае сдачи уточненной декларации в этой ячейке ставится тройка. При этом через дробь указывается, какое по счету сдается уточнение.
В ячейке «Налоговый период» ставится
цифра 1, если фирма отчитывается по
месяцам, или цифра 3 в случае квартальной
отчетности. Номер месяца или квартала
указывается далее в
После названия организации нужно написать ее основной государственный регистрационный номер (ОГРН).
Титульный лист, как и раньше, подписывают руководитель и главный бухгалтер. Если у этих лиц не указан ИНН, на следующей странице следует сообщить их личные данные (дату и место рождения, адрес, реквизиты паспорта, гражданство и т. д.). Причем если ИНН отсутствует и у главбуха, и у директора, то на каждого из них заполняется отдельный лист.
Разделы 1.1 и 1.2
В декларации появились два новых раздела. В них указываются итоговые суммы начисленного по всей декларации налога. При составлении отчета их следует заполнять последними. В разделе 1.1. общую сумму НДС показывают обычные налогоплательщики, а в разделе 1.2. – налоговые агенты. И те и другие должны отразить помимо суммы налога код бюджетной классификации и код ОКАТО. Кроме этого налоговые агенты должны сообщить сведения о лице, за которого они уплачивают налог. В частности, нужно указать его наименование, ИНН и КПП. В связи с этим те агенты, у которых было несколько «подопечных» партнеров, должны будут заполнить столько экземпляров раздела 1.2., за скольких лиц они платят налог.