НДС при экспорте и импорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность, являясь важнейшим элементом внешней политики России, составляет неотъемлемую часть деятельности и законодательной, и исполнительной власти. И это естественно, поскольку она направлена на укрепление экономического суверенитета, его защиту, поощрение внешнеторговой деятельности, стимулирование национальной экономики, обеспечение условий для привлечения и эффективного использования иностранных финансовых и материальных ресурсов, техники, технологий и опыта путем интеграции в мировую экономику.

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.docx

— 74.28 Кб (Скачать)
    • При  вывозе товаров судами: поручение на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни России, копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа.
    • При использовании воздушного транспорта: международная авиационная грузовая накладная.
    • В случае вывоза товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи: транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории России, могут не представляться.
  • Если товар реализуется на экспорт через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, в налоговые органы представляются следующие документы:
    • Договор комиссии, поручения либо агентский договор налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
    • Контракт комиссионера с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории России;
    • Выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара иностранному лицу на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке, осуществляющего ведение паспорта сделки.
  • В случае, если выручка от реализации товара поступила на счет налогоплательщика не непосредственно от иностранного лица-покупателя, а от третьего лица, то в налоговые органы дополнительно представляется договор поручения, заключенный между иностранным лицом и лицом, осуществившим платеж.
  • В соответствии с п.9 ст. 165 НК РФ вышеуказанные документы должны быть представлены в налоговые органы в срок не позднее 180 дней, считая со дня оформления региональными таможенными органами таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта.
  •         Если фирма соберет документы в течение 180 дней после таможенного оформления, то датой реализации считают последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.
  • Согласно абз. 6 ст. 3 ФЗ от 26 ноября 2008 года №224 – ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок предоставления документов увеличивается на 90 дней в случае, если товары помещены под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.
  •        Если за 180 (180+90) дней фирма не собрала все необходимые документы, датой реализации будет считаться день отгрузки товаров иностранной фирме (подп. 1 п. 1, п. 9 ст. 167 НК РФ). В этом случае считается, что фирма не подтвердила реальный экспорт и, следовательно, должна заплатить НДС.
  • В этом случае бухгалтер должен:
  • Начислить НДС со всей выручки от реализации товаров по той ставке(10 или 18%), по которой отгруженные товары облагаются в России;
  • Принять к вычету входной НДС, относящийся к затратам на производство  и реализацию экспортированных товаров;
  • На 181-й день после таможенного оформления заплатить начисленный НДС в бюджет;
  • Сдать в налоговую  инспекциюуточненную декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором товары были фактически отгружены. Для расчета НДС бухгалтер должен использовать курс иностранной валюты, который действовал на дату отгрузки товаров (п.3 ст.153 НК РФ).
  • 2.2.2 Подтверждение права на налоговые вычеты по товарам, работам или услугам ,используемым при производстве экспортируемых товаров
  • Пунктом 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету сумм НДС при реализации товаров на экспорт, налогообложение которых осуществляется по налоговой ставке 0% .суммы входного НДС ,которые организация уплатила поставщикам и которые непосредственно относятся к затратам на производство и реализацию экспортируемых товаров, можно принять к вычету (возместить из бюджета) после того, как в налоговую инспекцию будут представлены документы, подтверждающие факт экспорта.
  •             Кроме того, для подтверждения права на вычет НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных для экспортных  поставок, в налоговые органы следует  представить копии счетов-фактур поставщиков этих товаров (работ, услуг), документов подтверждающих уплату налога, копии договоров с поставщиками, спецификаций закупленного товара и пр. Право на требование любых документов дано налоговым органам (ст.31 НК РФ).
  • В случае если организация реализует товар не только на экспорт, но и внутри страны, еще одним важным условием принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных для экспортных поставок, является наличие раздельного учета по данным видам деятельности. Действительно, согласно п.1 ст. 153 НК РФ при применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг),облагаемых по разным ставкам. А ставки НДС при реализации товаров на внутреннем рынке и в режиме экспорта различны. Кроме того, данное требование обусловлено различным порядком применения налоговых вычетов при осуществлении указанных операций, установленным ст.172 гл.21 НК РФ.
  • Порядок  ведения раздельного учета в НК РФ не установлен, поэтому Письмом от 19 августа 2004 г. №03-04-08/51 Минфин России разъяснил, что конкретную методику ведения раздельного учета сумм НДС налогоплательщик может определить самостоятельно, отразив это в приказе об учетной политике.
  •              Критериями для распределения сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), предъявляемым к вычету в порядке, предусмотренном для товаров, реализуемых на внутреннем рынке и на экспорт, могут являться стоимость реализуемых товаров, фактические расходы или иные показатели, выбранные налогоплательщиком с учетом особенности его деятельности. Этот порядок определения суммы налога, относящейся к товарам, приобретенным для производства и(или) реализации на экспорт, следует обязательно закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
  •              Согласно п.3 ст. 153НК РФ выручка от реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, полученная в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров.
  • 2.4 Особенности возмещения НДС
  • Механизм возмещения «входного» НДС прост: суммы налога в месяце подачи документов, подтверждающих экспорт, отражаются в декларации, и если сумма налога, уплаченная по внутренним и экспортным операциям превышает общую сумму НДС, то полученная разница подлежит возмещению по правилам ст. 176 НК РФ.
  •             Срок возмещения исчисляется с момента проведения камеральной проверки декларации. И если нарушений не выявлено, налоговый орган в течение 7 дней принимает решение о возмещении НДС. Налоговый орган может самостоятельно зачесть сумму возмещения в счет недоимки, штрафа или пеней. Но в счет предстоящих платежей, согласно п. 6 ст. 176 НК зачет суммы возмещения происходит только по заявлению налогоплательщика. На следующий день после принятия решения, налоговый орган направляет поручение в Федеральное казначейство о перечислении суммы налога. Перечисление происходит в течение 5 дней со дня получения поручения.
  • Налоговый орган обязан сообщить в письменном виде налогоплательщику о своем решении. За несвоевременный возврат суммы налога начисляются проценты, в размере действующей ставки рефинансирования,  начиная с 12-го дня после дня окончания проверки и до дня возврата суммы.
  • 2.5 Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС
  •            Правильное определение места реализации товаров и оказания услуг важно как для иностранной, так и для российской организации. По сути, определение места реализации сводится к ответу на вопрос: признается ли местом реализации Российская Федерация, т.е. облагаются ли полученная выручка налогом на добавленную стоимость по законодательству России, и если да, то возникают ли у одной из сторон функции налогового агента.
  •              Объектом обложения налогом признаётся реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
  •                Таким образом, если реализация осуществлена на территории иностранного государства, объекта обложения НДС по законодательству России не возникает. Однако это не означает, что налога на добавленную стоимость можно избежать. Если Российская организация реализовала товар, работу или услугу на территории государства, в котором есть такой налог, как налог на добавленную стоимость, ей придется заплатить этот налог по закону и ставке этой страны.
  •                Если по контракту поставщиком товаров, работ или услуг является иностранный контрагент, то он же будет являться и налогоплательщиком. Но данная ситуация также не может быть безразлична российской организации. Если иностранец является налогоплательщиком по законодательству России и не состоит на учете в российских налоговых органах, то российская организация является налоговым агентом, т.е. именно российская организация должна будет рассчитать, удержать и уплатить НДС за иностранную компанию в российский бюджет. Причем предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и на уплате единого налога на вмененный доход, а также организации, освобожденные от обязанностей налогоплательщика по ст.145 НК РФ, не освобождаются от обязанностей налогового агента.
  • Место реализации товаров
  • Согласно ст.147 НК РФ местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:    
  • Товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
  • Товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.
  •                 Другими словами, не имеет значения, кто покупатель, а кто продавец товара, какая из сторон осуществляет доставку товара, важна принадлежность территории, с которой отгружается товар. Поэтому, если иностранная компания со склада, расположенного вне территории РФ, отгружает для российской территории товар, местом реализации товара для целей уплаты НДС признается иностранное государство. В то же время, если одна иностранная компания через свое постоянное представительство со склада в Москве реализует товар представителю другой иностранной компании, , расположенной в Екатеринбурге, местом такой реализации признается РФ (несмотря на то , что покупатель и продавец - иностранные компании).
  • Место реализации работ, услуг
  • При определении места реализации работ, услуг необходимо руководствоваться ст.148 НК РФ, в которой критерии определения места работ, услуг условно можно разделить на четыре группы:
  • По месту нахождения имущества, с которым связаны работ, услуг;
  • По месту фактического оказания услуг;
  • По месту деятельности покупателя услуг;
  • По месту деятельности исполнителя работ, услуг.
  • 1  По месту нахождения имущества
  • Работы(услуги) непосредственно связанные с недвижимым имуществом(кроме воздушных судов, морских и космических судов).
  • Работы(услуги)связанные непосредственно с движимым имуществом, воздушными и водными судами, находящимися на территории России.
  • 2  По месту фактического оказания услуг
  • Услуги в сфере культуры, искусства, образования, туризма, спорта.
  • 3  По месту деятельности покупателя
  • Передача в собственность, переуступка патентов, лицензий, авторских или иных подобных прав.
  • Разработка программ ЭВМ и баз данных, их модификация.
  • Консультационное, юридическое, бухгалтерское, инжиниринговые, маркетинговые, рекламные услуги, а так же НИОКР.
  • Предоставление персонала, когда этот персонал работает в месте деятельности покупателя.
  • Сдача в аренду движимого имущества, кроме наземных автотранспортных средств.
  • Услуги агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо(организацию или физическое лицо) для оказания услуг, в выше перечисленных пунктах.
  • 4   По месту деятельности исполнителя
  • Перевозка или транспортировка, услуги(работы), непосредственно связанные с перевозкой или транспортировкой в случае, если пункт отправления или назначения находится на территории России.
  • Предоставление транспортных средств по договору фрахтования, в случае если пункт отправления или пункт назначения находится на территории РФ. При этом транспортными средствами признаются суда, используемые для перевозок товаров или пассажиров водным, воздушным транспортом.
  • Услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
  • Работы(услуги),кроме перечисленных в пп.1-4 п.1 ст.148 НК РФ.
  •           Основными вопросами, которые необходимо решать на практике при определении места реализации работ или услуг, являются следующие:
  • Необходимо убедиться, что оказываемый вид деятельности не относится к перечисленным в пп.1-4 п.1 ст.148 НК РФ;
  • В случае если оказываемая услуга или выполняемая работа поименована в одном из специальных правил, перечисленных в п.1-4 ст.148 НК, определить место ее реализации в соответствии с данным специальным правилом; в противном случае – правильно определить место деятельности налогоплательщика , который выполняет работы(оказывает услуги).
  •                    Согласно п.4 ст.148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ(оказания услуг) являются:
  • Контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • Документы, подтверждающие факт выполнения работ(оказания услуг):
  • - акт о выполнении работ, оказании услуг;
  • - акт о передаче в аренду(лизинг) имущества;
  • - сертификат, диплом и т.п. при оказании образовательных услуг;
  • - экземпляр печатных изданий с образцами размещенной рекламы и др.
  • 2.3. Особенности исчисления НДС при расчетах между странами-участниками СНГ(на примере Белоруссии )
  • Порядок налогообложения НДС при ввозе белорусских товаров в Россию (импорте товаров) и при вывозе российских товаров в Республику Беларусь (экспорте товаров) регулируется Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, которое вступило в силу с 1 января 2007 г.
  • Соглашение распространяется только на товары:
  • а) полностью произведенные на территории РФ или Белоруссии;
  • б) подвергшиеся на территории РФ или Белоруссии обработке.
  • В соответствии с Соглашением:
  • - при импорте в Россию белорусских товаров НДС уплачивается в РФ (за некоторыми исключениями, предусмотренными ст. 3 Соглашения); пунктом 1 разд. I Положения установлено, что взимание косвенных налогов по товарам, ввозимым на территорию государства одной стороны с территории государства другой стороны, осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения;
  • - при экспорте российских товаров в Республику Беларусь НДС исчисляется как при обычном экспорте по ставке 0% при условии документального подтверждения указанной операции (ст. 2 Соглашения).
  • Таким образом, хотя установленный порядок налогообложения и схож с общепринятым, ввиду отсутствия таможенного контроля и таможенного оформления в отношении белорусских и российских товаров при их перемещении через таможенную границу России и Белоруссии он имеет свои особенности.
  • При ввозе товаров из Республики Беларусь в Россию НДС обязаны уплачивать российские импортеры, т.е. лица, которые осуществляют операции по ввозу товаров на территорию РФ. При этом импортер обязан не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия к учету ввезенных товаров, представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации и документы, перечисленные в п. 6 Положения. До этой же даты необходимо уплатить НДС (п.п. 5, 6 Положения).
  • Импортерам белорусских товаров необходимо обратить внимание на следующие особенности документального оформления операций по ввозу товаров.
  • 1. При ввозе на территорию РФ белорусских товаров и товаров, происходящих из России, НДС уплачивается налоговым органам (а не таможенным) (п. 1 разд. I Положения, Письмо ФТС России № 01-06/45416, ФНС России № ШТ-6-03/1244@ от 22.12.2006).
  • 2. При ввозе из Белоруссии в Россию товаров, страной происхождения которых Белоруссия не является, НДС уплачивается таможенным органам в общеустановленном порядке, так как под термином «товары» в Соглашении понимаются только товары, происходящие из территории Белоруссии и России (Закон № 181-ФЗ).
  • Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения о создании зоны свободной торговли необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы № СТ-1 или декларации о происхождении товара.
  • В соответствии с п. 15 Правил оригинал сертификата происхождения товара представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления.
  • Пунктом 19 Правил установлено, что товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.
  • Таким образом, сертификат о происхождении товара формы № СТ-1 служит основой для определения страны происхождения товара.
  • 3. Ввоз товаров из Белоруссии облагается по ставке 10 или 18% в зависимости от вида ввозимого товара (п. 4 разд. I Положения). Чтобы определить ставку НДС, по которой облагается ввозимый из Белоруссии товар, необходимо:
  • а) найти код ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) ввозимого товара в Таможенном тарифе РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 718);
  • б) сопоставить этот код с кодами товаров, включенных в соответствующий перечень товаров, облагаемых при их ввозе на таможенную территорию РФ по ставке НДС в размере 10%. Эти перечни устанавливает Правительство РФ;
  • в) при наличии кода ввозимого вами товара в соответствующем перечне надо применять ставку 10%;
  • г) при отсутствии кода ввозимого вами товара в соответствующем перечне надо применять ставку 18%.
  • В настоящее время действуют следующие перечни:
  • - Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908);
  • - Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908);
  • - Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 41).
  • 4. Существует перечень товаров, ввоз которых из Белоруссии не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) (п. 7 разд. I Положения). В частности, к таким товарам относятся медицинские товары, художественные ценности, все виды печатных изданий, оборудование и комплектующие, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал и т.д.
  • 5. Налог уплачивается в месяце, следующем за месяцем, в котором ввезенные товары были приняты на учет (п. 5 разд. I Положения), до 20 числа. Налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет товаров.
  • 6. При ввозе товаров из Белоруссии в налоговую инспекцию одновременно представляется отдельная налоговая декларация и пакет соответствующих документов (п. 6 разд. I Положения). Форма и порядок заполнения декларации (налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь утверждены Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н.
  • Вместе с декларацией представляется заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов. Форма Заявления и порядок его заполнения приведены в Приложении 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по импорту из Белоруссии, утвержденному Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н.
  • Кроме указанных выше представляются следующие документы (п. 6 разд. I Положения):
  • 1) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам;
  • 2) договор (его копия), на основании которого товар был ввезен;
  • 3) транспортные документы, подтверждающие перемещение товара с территории Республики Беларусь;
  • 4) товаросопроводительный документ белорусского налогоплательщика.
  • 7. НДС, уплаченный при ввозе товаров из Белоруссии, налогоплательщик вправе принять к вычету в порядке, установленном НК РФ (п. 8 разд. I Положения). (Это положение касается только лиц, являющихся плательщиками НДС. Лицам, не являющимся плательщиками данного налога, следует учесть «ввозной» НДС в стоимости товара по правилам, которые установлены в п. 2 ст. 170 НК РФ.)
  • Экспортерам товаров в республику Беларусь необходимо обратить внимание на следующие основные моменты.
  • Экспорт товаров в Республику Беларусь облагается НДС по ставке 0% при условии документального подтверждения этой операции (ст. 2 Соглашения).
  • Ставка НДС 0% при экспорте товаров в Белоруссию применяется при одновременном соблюдении следующих условий:
  • - экспортируемые товары происходят из территории РФ, т.е. произведены в России (Закон № 181-ФЗ);
  • - экспортируемые товары облагаются НДС при их ввозе на территорию Белоруссии в соответствии с белорусским законодательством (Закон № 181-ФЗ, ст. 2 Соглашения). Товары, освобождаемые от налогообложения НДС при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, перечислены в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость». Кроме того, сведения об уплате или освобождении от уплаты НДС при ввозе товара в Белоруссию содержатся в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, один экземпляр которого предоставляется российскому продавцу белорусским покупателем.
  • Если же российский товар при ввозе в Белоруссию в соответствии с белорусским законодательством не облагается НДС, то применять ставку 0% продавец не вправе (абз. 1 ст. 2 Соглашения).
  • В этом случае реализация российского товара облагается в зависимости от вида товара по ставке 10% или 18% либо освобождается от обложения НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ.
  • Подтвердить нулевую ставку продавец должен в течение 90 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (п. 3 разд. II Положения, Письмо Минфина России от 19.10.2007 № 03-07-15/164). В числе подтверждающих документов нужно представить (п. 2 разд. II Положения):
  • - договор (его копию) на поставку товара в Белоруссию;
  • - выписку банка (ее копию) о поступлении выручки от покупателя;
  • - третий экземпляр заявления о ввозе товара с отметкой белорусского налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения от налогообложения при ввозе);
  • - копии транспортных, товаросопроводительных документов о перевозке экспортируемого товара.
  • Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налоговые органы могут потребовать представить также иные документы, не поименованные в разд. II Положения.
  • Согласно положениям гл. 26.2 НК РФ организации, перешедшие на УСН, не являются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) они не выставляют счета-фактуры своим покупателям и заказчикам. Однако при экспорте товаров в Республику Беларусь применяются нормы Положения о взимании косвенных налогов, а не Налогового кодекса. Пунктом 6 разд. 1 Положения установлено, что белорусские покупатели обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета счета-фактуры российских продавцов. Следовательно, российские экспортеры, в том числе и использующие УСН, обязаны эти счета-фактуры выставлять. В счете-фактуре такие организации не указывают ни ставку, ни сумму НДС, а делают пометку «Без НДС». Следовательно, обязанности по подтверждению обоснованности применения нулевой ставки по НДС у таких налогоплательщиков не возникает.
  • При экспорте товаров в Республику Беларусь на счете-фактуре, выписанном белорусскому покупателю, необходимо проставить отметку налогового органа в порядке, который утвержден Приказом Минфина России от 20.01.2005 № 3н.
  • Чтобы проставить отметку на счете-фактуре, в налоговую инспекцию по месту учета следует представить (п. 2 Порядка проставления отметок):
  • 1) заявление о проставлении отметки на счете-фактуре, составленное в произвольной форме;
  • 2) счет-фактуру, заполненный в установленном порядке.
  • После получения счета-фактуры с отметкой налогового органа необходимо передать его белорусскому покупателю.
  • Если в установленный срок экспорт не подтвержден, придется заплатить НДС по одной из общих ставок – 10 или 18%. Налог нужно исчислить и уплатить по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка (абз. 2 п. 3 разд. II Положения).
  • Право подтвердить факт экспорта и вернуть уплаченный НДС после того, как истек 90-дневный срок, сохраняется у экспортера в течение трех лет со дня возникновения обязанности по уплате налога.
  • 2.4. Особенности налогового учета и отчетности по  НДС при ВЭД
  • При ведении учёта в целях налогообложения организации должны руководствоваться Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В нём регламентируется порядок налогообложения по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль, по акцизам, единому социальному налогу и др.
  • Действующая система налогообложения позволяет организациям выбирать метод расчёта налогооблагаемых баз. Выбранные способы ведения учёта организации должны отразить в целях налогообложения в учётной политике.
  • Требования к учётной политике в целях налогообложения определены ст. 167 НК РФ. Принятая организацией учётная политика для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации и применяется с     01 января года, следующего за годом её утверждения. Она является обязательной для всех структурных подразделений организации.
  • Учётная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и применяется со дня создания организации.
  • При организации налогового учёта внешнеэкономической деятельности в первую очередь необходимо учитывать её особенности, связанные с экспортом, с расчётом налогооблагаемой базы по НДС. Поэтому в учетной политике для целей налогообложения обязательно должны быть освещены выбранные варианты альтернативных решений и основные моменты организации налогового учёта по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.
  • В отношении налога на добавленную стоимость в учетной политике для налогообложения должны быть отражены следующие аспекты:
  • 1. Выбор момента определения налогооблагаемой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг): по мере оплаты (т. е. по факту поступления денежных средств в кассу или на расчётный, валютный счёт организации) или по мере отгрузки (передачи) продукции, товара, выполнения работ, оказания услуг.
  • 2. Порядок раздельн6ого учёта товаров, работ, услуг, облагаемых НДС по разным ставкам налога, или не облагаемых НДС.
  • В целях налогообложения прибыли обязательно должны быть определены следующие элементы:
  • 1. Выбор способа учёта доходов (выручки) от реализации продукции, товаров,  работ, услуг, имущественных прав при определении налоговой базы по налогу на прибыль: метод начисления или кассовый метод.
  • 2. Выбор учёта доходов от реализации по разным видам деятельности, облагаемым по одной ставке налога на прибыль: совместно или раздельно.
  • 3. Выбор способа отражения выручки от сдачи имущества в аренду: доходы от основного вида деятельности или внереализационные доходы.
  • 4. Выбор способа уплаты авансовых платежей: ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, авансовые платежи по итогам отчётного периода, которые уплачиваются ежемесячно, а также квартальные авансовые платежи.
  • 5. Выбор способа оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) продукции, выполнении работ, оказании услуг, при списании:
  • - метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • - метод оценки по средней стоимости;
  • - метод оценки последних по времени приобретений (ЛИФО);
  • - метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
  • 6. Выбор способа начисления амортизации основных средств: линейный, нелинейный.
  • 7. Применение понижающих и повышающих коэффициентов при начислении амортизации: не применяются или применяются.
  • 8. Создание резерва на гарантийный ремонт: на создаётся или создаётся.
  • 9. Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли: создаётся или не создаётся.
  • 10. Создание резервов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и на предстоящую оплату отпусков работникам: создаются, не создаются.
  • 11. Выбор способа списания покупных товаров:
  • - по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
  • - по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
  • - по средней стоимости;
  • - по стоимости единицы товара.
  • 12. Выбор метода списания стоимости выбывших ценных бумаг:
  • - по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • - по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
  • Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учёта, данных первичных учётных документов разрабатывается налогоплательщиком и устанавливаются приложениями к учётной политике организации для целей налогообложения. Организация может использовать в качестве регистров налогового учёта регистры бухгалтерского учёта. В случае, если в регистрах бухгалтерского учёта содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, организация вправе самостоятельно расширить применяемые регистры бухгалтерского учёта, включив дополнительные реквизиты, либо вести самостоятельные регистры налогового учёта. При этом ничто не мешает организациям использовать те формы, которые им предлагают разработчики бухгалтерских программ.
  • Регистры налогового учёта ведутся и хранятся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях с обеспечением их защиты от несанкционированного доступа и исправлений.
  • Уплаченный при импорте товаров НДС принимается к вычету налогоплательщиком при выполнении следующих условий:
  • - ввезенные товары приняты на учет;
  • - имеются в наличии соответствующие первичные документы;
  • - ввезенные товары будут использоваться для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;
  • - НДС фактически уплачен таможенным органам.
  • НДС при импорте товаров
  • В книге покупок при ввозе товаров на территорию Российской Федерации регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу НДС. Документы должны храниться в журнале учета полученных счетов-фактур.
  • В отношении таможенных деклараций сделано допущение о возможности хранения их копий, а не оригиналов в журнале учета полученных счетов-фактур. При этом копии таможенных деклараций должны быть заверены руководителем и главным бухгалтером организации-импортера (индивидуальным предпринимателем). Для платежных документов такой возможности не предусмотрено, однако на практике обычно распечатывают дополнительный экземпляр платежного поручения, а в журнале учета полученных счетов-фактур и подшивке банковских документов хранятся оригиналы.
  • Если организация-импортер применяет УСН, сумму уплаченного НДС она должна включить в стоимость товара. При объекте налогообложения «доходы минус расходы» она имеет право включить данную сумму в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу (ст.ст. 346.16 и 346.17 НК РФ). Если такая организация ввезла не товары, а основное средство, то сумма НДС самостоятельно к расходам не принимается, а включается в стоимость основного средства.
  • НДС при экспорте товаров
  • «Входной» НДС по товарам (и по сопутствующим услугам, например, транспортировке или хранению) может быть принят к вычету (п. 2 ст. 172 НК РФ). Для подтверждения нулевой ставки и возмещения «входного» НДС необходимо представить документы по факту экспорта товаров. Срок для подтверждения установлен в 180 календарных дней со дня помещения товара под таможенный режим экспорта. Перечень необходимых для этого документов приведен в ст. 165 НК РФ. В общем случае в пакет включаются:
  • - контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ);
  • - выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке (пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ);
  • - таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничный таможенный орган) (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ);
  • - копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
  • Если товар реализуется на экспорт через комиссионера, поверенного или агента, в налоговые органы представляются также следующие документы:
  • - договор комиссии (поручения, агентский);
  • - контракт комиссионера с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории РФ;
  • - выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара иностранному лицу на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке;
  • - таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа;
  • - копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
  • В ином случае экспорт подтвердить не удастся и придется уплатить НДС со всей реализованной партии товара.
  • При продаже товаров за рубеж счет-фактура составляется в общеустановленном порядке. В нем указывают ставку НДС – 0%. Счет-фактуру следует выставить не позднее пяти календарных дней с даты отгрузки товаров и зарегистрировать в журнале учета выставленных счетов-фактур. Счет-фактура может быть выставлен в иностранной валюте (п. 7 ст. 169 НК РФ).
  • Счета-фактуры, полученные от поставщиков, регистрируются в журнале учета полученных счетов-фактур в момент их получения.
  • Дальнейший учет как выставленных покупателю, так и полученных от поставщиков счетов-фактур, а, следовательно, и НДС зависит от того, успеет ли налогоплательщик собрать все необходимые документы в установленный законодательством срок. Если документы собраны вовремя, то:
  • - выставленный покупателю счет-фактуру следует зарегистрировать в книге продаж в том налоговом периоде, на который приходится день сбора подтверждающих экспорт документов;
  • - полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок в последний день месяца того налогового периода, в котором будет собран полный пакет документов.
  • 2.5 Раздельный учет по НДС
  • Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ при применении налогоплательщиками различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Поэтому, если организация ведет торговую деятельность на внутреннем рынке и поставляет товар на экспорт, следует вести раздельный учет НДС по затратам, приходящимся на эти два вида деятельности. Порядок ведения раздельного учета в НК РФ не установлен, поэтому налогоплательщик может определить его самостоятельно, отразив в приказе об учетной политике. Критериями для распределения сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), предъявляемым к вычету в порядке, который предусмотрен для товаров, реализуемых на внутреннем рынке и на экспорт, могут являться стоимость реализуемых товаров, фактические расходы или иные показатели, выбранные налогоплательщиком с учетом особенностей его деятельности. Когда налогоплательщик осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и реализует товары (работы, услуги) как на территории Российской Федерации, так и на экспорт, при приобретении товаров (работ, услуг) он может не знать, будут ли в дальнейшем товар или произведенная готовая продукция реализованы на территории Российской Федерации или на экспорт. Если НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) принят к вычету в общеустановленном порядке, а в дальнейшем налогоплательщик заключает договор реализации части товаров (готовой продукции) на экспорт, возникает вопрос, в какой момент следует восстановить ранее принятый к вычету НДС: в момент реализации продукции на экспорт или в момент подписания договора.
  • На практике налоговые органы часто требуют восстановления НДС в момент подписания договора. Тем не менее, ряд писем ФНС России и Минфина России содержат противоположное мнение. Так, в Письме ФНС России от 09.08.2006 № ШТ-6-03/786@ указано, что, если НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) ранее правомерно был включен в налоговые вычеты, сумма налога должна быть восстановлена к уплате в бюджет в момент отгрузки товара на экспорт.
  • Аналогичное мнение высказано и в Письме Минфина России от 11.11.2004 № 03-04-08/117: восстановление таких сумм налога должно производиться не позднее того налогового периода, в котором производится оформление региональными таможенными органами грузовых таможенных деклараций на вывоз товаров в режиме экспорта. Рассмотрим порядок восстановления в бюджет принятого к вычету НДС при последующей реализации части приобретенных товаров на экспорт.
  • Глава 3. Налогообложение НДС внешнеэкономических операций на примере ЗАО «Мальвина»
  • 3.1. Организационно- экономическая характеристика предприятия
  • Исследуемое предприятие имеет организационно-правовую форму «Общество с ограниченной ответственностью». Полное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственостью"Вереск".
  • Основным видом деятельности ООО "Вереск" является заготовка и реализация лесоматериалов. Предприятие работает как с российскими, так и с иностранными компаниями.
  • На рабочих объектах Компания создала хорошо отлаженную систему управления, координации совместных действий с субподрядчиками и развернутую сеть поставщиков для обеспечения эффективного и конкурентоспособного предприятия. Для производства работ привлекается более 30 категорий специалистов с разных регионов страны. И все они проходят квалификационный отбор и регулярно подтверждают свою профессиональную зрелость. Постоянное и непрерывное повышение квалификационного уровня персонала - основа качества работ и совершенствования процессов создания строительной продукции, что является одной из главных целей и задач исследуемого предприятия.
  • Среди приоритетов компании можно выделить:
  • 1) эффективное использование имеющихся ресурсов;
  • 2) принятие мер к защите окружающей среды;
  • 3) внедрение новых технологий;
  • 4) развитие и расширение спектра оказываемых услуг;
  • Политика компании базируется на обеспечении безопасности на рабочих местах и соблюдении законов, регулирующих защиту окружающей среды. 
    Все работы выполняются в соответствии с нормативно-техническими нормами и требованиями российского законодательства.
  • Цель компании – укрепление партнерских отношений, изучение требований клиента, расширение сети клиентов во всех регионах России, участие в еще более интересных проектах.
  • Основными задачами компании является быстрое и качественное предоставление всего спектра услуг, связанного с оптимальным по цене и качеству решением вопросов, поставленных Заказчиком.
  • Учредителями ООО «Вереск» являются юридические и физические лица. Уставный капитал общества сформирован из долей участников, определенных учредительными документами. Предприятие учреждено на основании учредительного договора, который подписан всеми учредителями общества. Учредителями также разработан и утвержден устав общества.
  • Уставный капитал предприятия может быть увеличен или уменьшен. Увеличение капитала допускается после внесения всеми участниками вкладов в полном объеме. Уменьшение уставного капитала допускается после уведомления об этом всех кредиторов общества.
  • Высшим органом управления на предприятии является общее собрание его участников. К ведению общего собрания относятся исключительные вопросы, связанные с деятельностью общества. Для управления текущей деятельностью ООО «Вереск» создан единоличный исполнительный орган в лице генерального директора ООО «Вереск», который подотчетен общему собранию участников ООО.
  • Каждый участник ООО «Вереск» вправе продать или передать иным образом свою долю (ее часть) в уставном капитале общества третьим лицам. Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли другого участника. Кроме этого, каждый участник ООО имеет право в любое время выйти из общества независимо от согласия других участников. При выходе участнику выплачивается стоимость имущества ООО, соответствующая его доле в уставном капитале.
  • На предприятии действует линейно-функциональная структура управления производством, которая на сегодня наиболее распространена среди российских предприятий (см.: рис. 2.1).
  • Генеральный директор
  • Заместитель Генерального директора по административно-хозяйственной части
  • Финансовый директор
  • Главный экономист
  • Планово-экономический отдел
  • Помощник генерального директора по персоналу
  • Бухгалтерия
  • Отдел кадров
  • Коммерческий отдел
  • Правовая группа
  • Служба маркетинга
  • Отдел материально-технического обеспечения
  • Лаборатория
  • Служба главного инженера
  • Отдел главного механика
  • Производственный комплекс
  • производственные цеха
  • Автохозяйство
  • складские помещения
  • Рисунок 2.1 – Организационная структура управления предприятием ООО «Вереск»
  • Далее необходимо дать краткую характеристику финансового состояния ООО «Вереск». Данные для анализа взяты из бухгалтерской отчетности за 2009 и 2010 года. В таблице 2.1 представлен анализ размеров предприятия.
  • Таблица 2.1 - Анализ размеров предприятия
  • Показатели
  • 2008 год
  • 2009 год
  • 2010 год
  • 2010 г. в % к
  • 2008 г.
  • 2009 г.
  • 1. Стоимость валовой продукции, тыс. руб.
  • 191145,2
  • 165898,1
  • 143267,9
  • 74,95
  • 86,36
  • 2. Стоимость товарной продукции, тыс. руб.
  • 10888,79
  • 7557,908
  • 13937,79
  • 128
  • 184,41
  • 2. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
  • 143911,5
  • 228749,1
  • 286703,7
  • 199,22
  • 125,34
  • 3. Среднегодовая численность работников, чел.
  • 2776,518
  • 2760,075
  • 2755,377
  • 99,24
  • 99,83
  • Валовая продукция - исчисленный в денежном выражении суммарный объем продукции, как конечной, завершенной, так и промежуточной, незавершенной продукции, включая комплектующие изделия, полуфабрикаты, продукцию, изготовление которой только начато.
  • Товарная продукция – это продукция, готовая к реализации.
  • Как видно из результатов анализа, стоимость валовой продукции ежегодно уменьшается. Основная причина – рационализация использования оборотных средств предприятия. Так, проведя оценку использования сырья и материалов в 2008 году руководство пришло к выводу, что имеющиеся запасы сырья и материалов на предприятии превышают их необходимый уровень. В результате предприятие получило дополнительный источник финансовых ресурсов.
  • Что касается стоимости товарной продукции, то её уровень в 2010 году вырос по сравнению с уровнем 2008 года на 28%. Это говорит о росте объёмов производства на предприятии (при условии отсутствия проблемы сбыта продукции, а её не может быть, так как в основном это продукция под заказ).
  • Среднегодовая стоимость основных производственных фондов с каждым годом растёт, и в отчётном периоде её уровень превысил уровень 2008 и 2009 годов соответственно на 99,22 и 25,34%.
  • Среднегодовая численность работников держится практически на одном уровне и здесь трудно делать какие-либо выводы, но тем не менее, ежегодно имеет место снижение среднесписочной численности работников (менее чем на 1%).
  • Таким образом, можно сделать вывод о том, что ООО «Вереск» по своим размерам относится к крупным предприятиям отрасли. Более того, предприятие ежегодно наращивает свои производственные фонды, что говорит о наличии стратегической перспективы для данного предприятия. Наличие, состав и структура основных фондов в 2010 году рассмотрены в таблице 2.2
  • Таблица 2.2 – Состав и структура основных фондов в 2010 году
  • Виды основных фондов
  • На начало года
  • На конец года
  • Изменения за год
  • тыс. руб.
  • удельный вес, %
  • тыс. руб.
  • удельный вес, %
  • тыс. руб.
  • Удельный вес, %
  • Здания
  • 65732,1
  • 28,7
  • 65799
  • 23
  • 66,9
  • 0,1
  • Сооружения и передаточные устройства
  • 9179,9
  • 4
  • 12399,2
  • 4,3
  • 3219,3
  • 5,6
  • Машины и оборудование
  • 107290,6
  • 46,9
  • 158401,3
  • 55,3
  • 51110,7
  • 88,5
  • Транспортные средства
  • 37734,3
  • 16,5
  • 42935
  • 15
  • 5200,7
  • 9
  • Производственный и хозяйственный инвентарь
  • 4903,5
  • 2,1
  • 4050,9
  • 1,4
  • -852,7
  • -1,5
  • Прочие основные средства
  • 3908,7
  • 1,7
  • 2923,3
  • 1
  • -985,4
  • -1,7
  • ИТОГО
  • 228749,1
  • 0
  • 286703,7
  • 0
  • 57759,6
  • 0
  • Наибольший удельный вес в основных фондах предприятия имеют машины и оборудование. На втором месте здания и сооружения, на третьем транспортные средства.
  • Так же следует отметить, что в 2010 году основным фактором роста стоимости основных средств послужило приобретение основных средств в группу «машины и оборудование».
  • Интересным представляется анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов (см. табл. 2.3) в 2008-2010 годах.
  • Таблица 2.3 - Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов ООО «Вереск» в 2008 – 2010 годах, тыс. руб.
  • Показатели
  • 2008 г.
  • 2009 г.
  • 2010 г.
  • 2010 год в % к
  • 2008 г.
  • 2009 г.
  • Выручка от реализации товаров, работ, услуг без НДС
  • 1540984
  • 1218018
  • 2025294
  • 131,4
  • 166,3
  • Себестоимость реализации товаров
  • 1283431
  • 1265810
  • 1783650
  • 139
  • 140,9
  • Валовая прибыль
  • 257552,6
  • -47792,8
  • 241644
  • 93,8
  • ---
  • Коммерческие и управленческие расходы
  • 0
  • 0
  • 0
  • ---
  • ---
  • Прибыль от продаж
  • 257552,6
  • -47792,8
  • 241644
  • 93,8
  • 0
  • Операционные доходы
  • 93373,92
  • 65261,09
  • 21956,1
  • 23,5
  • 33,6
  • Операционные расходы
  • 80219,52
  • 72585,27
  • 41154,48
  • 51,3
  • 56,7
  • Внереализационные доходы
  • 1193,292
  • 739,935
  • 9504,054
  • 796,5
  • 1284,4
  • Внереализационные расходы
  • 28682,46
  • 17376,73
  • 72382,09
  • 252,4
  • 416,5
  • Прибыль (убыток) до налогообложения
  • 243217,8
  • -71753,7
  • 159567,6
  • 65,6
  • -222,4
  • Отложенные налоговые активы
  • 3604,541
  • 9296,168
  • 10572,85
  • 293,3
  • 113,7
  • Отложенные налоговые обязательства
  • 1740,609
  • 0
  • 1713,596
  • 98,4
  • ---
  • Текущий налог на прибыль
  • 62242,63
  • 7492,136
  • 40973,61
  • 65,8
  • 546,9
  • Сумма прибыли, сформированная в результате списания сумм переоценки в добавочном капитале
  • 0
  • 613,089
  • 227,853
  • ---
  • 37,2
  • Прибыль (убыток) от обычной деятельности
  • 182839,1
  • -69336,6
  • 106535,4
  • 58,3
  • -153,6
  • Финансово-хозяйственная деятельность в 2009 году характеризуется отрицательным результатом. Убыток составил 69 млн. 336 тысяч рублей. Основная причина – превышение себестоимости реализации товаров над выручкой.
  • Но тем не менее, можно сделать вывод о том, что в настоящее время предприятие является рентабельным. Так, в 2008 и 2010 годах был получен положительный финансовый результат. Прибыль от обычной деятельности составила 182839,1 тыс. рублей и 106535,4 тыс. рублей соответственно, что на много превышает величину убытков, полученных в 2009 году.
  • В 2010 году рост прибыли сопровождался ростом себестоимости, что и стало причиной снижения уровня прибыли в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 53,6%.
  • Таблица 2.4 - Анализ финансового состояния ООО «Вереск» в 2009 – 2010 годах
  • Показатели
  • 2005 г.
  • 2006 г.
  • Динамика за год, %
  • 1. Собственный капитал, тыс.р.
  • 249688,1
  • 353766,4
  • 141,68
  • 2. Заёмный капитал, тыс.р.
  • 575580,2
  • 470290,9
  • 81,71
  • 3. Коэффициент маневренности собственного капитала
  • 0,28188
  • 0,622485
  • 220,83
  • 4. Основной капитал, тыс.р.
  • 156012,4
  • 149942,5
  • 96,11
  • 5. Оборотный капитал, тыс.р.
  • 623517,4
  • 643893,8
  • 103,27
  • 6. Соотношение основного и оборотного капитала
  • 0,294
  • 0,27
  • 92
  • 7. Степень изношенности основных средств %
  • 37,349
  • 56,024
  • 150
  • 8. Степень обновления основных фондов %
  • 79,936
  • 48,871
  • 61,14
  • 9. Продолжительность оборота оборотного капитала, дни
  • 219,632
  • 136,242
  • 62,03
  • 10. Уровень рентабельности
  • ---
  • 0,822
  • ---
  • 11. Фондоотдача, руб.
  • 0,857
  • 0,587
  • 68,49
  • 12. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности
  • 1,292
  • 1,656
  • 128,18

Информация о работе НДС при экспорте и импорте