НДС при экспорте и импорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность, являясь важнейшим элементом внешней политики России, составляет неотъемлемую часть деятельности и законодательной, и исполнительной власти. И это естественно, поскольку она направлена на укрепление экономического суверенитета, его защиту, поощрение внешнеторговой деятельности, стимулирование национальной экономики, обеспечение условий для привлечения и эффективного использования иностранных финансовых и материальных ресурсов, техники, технологий и опыта путем интеграции в мировую экономику.

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.docx

— 74.28 Кб (Скачать)

Введение

Внешнеэкономическая деятельность, являясь важнейшим элементом внешней политики России, составляет неотъемлемую часть деятельности и законодательной, и исполнительной власти. И это естественно, поскольку она направлена на укрепление экономического суверенитета, его защиту, поощрение внешнеторговой деятельности, стимулирование национальной экономики, обеспечение условий для привлечения и эффективного использования иностранных финансовых и материальных ресурсов, техники, технологий и опыта путем интеграции в мировую экономику.

Демонополизация внешней торговли, разрыв экономических связей после распада СССР обусловили поиск Россией новых направлений развития внешнеэкономических отношений, её интеграции в мировую экономику на основе общепризнанных принципов и норм международного права, взаимовыгодного участия в таможенных союзах, зонах свободной торговли, обеспечения режимов движения и обмена капиталами, технологиями, услугами и т.п. Монополия внешней торговли сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, основная роль в котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь базирующемуся на применении таможенных налогов и сборов. Юридические и физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации и занимающиеся хозяйственной деятельностью, обязаны выполнять перед государством свои обязательства по уплате налогов. Учитывая тот факт, что в настоящее время предпринимательскую деятельность субъекты хозяйствования могут осуществлять как с отечественными, так и с иностранными контрагентами, менеджерам высшего звена организации, занимающейся ВЭД, необходимо знать ряд особенностей с точки зрения налогообложения внешнеэкономической деятельности.

1. Основы государственного регулирования и  налогообложения экспортно-импортных операций

    1.1. Экономическая сущность налогообложения участников ВЭД

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.

Добавленная стоимость - это разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Впервые НДС был применен, по мнению одних, во Франции и в ФРГ в 1968 году, а по мнению других, еще раньше - в 1954 году во Франции.

Сегодня этот налог применяется более чем в 40 странах мира. В России он был введен с 1 января 1992 года и фактически заменил действовавшие ранее налог с оборота и налог с продаж.

НДС является косвенным налогом - он включается в цену товара и оплачивается конечным потребителем. По существу это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают лишь в роли сборщика налога.

В налоговой системе России НДС занимает одно из ведущих мест по объему налоговых поступлений. Механизм функционирования этого налога в России близок к порядку, действующему в большинстве европейских стран: налог взимается каждый раз, когда совершается акт купли-продажи, до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до своего конечного потребителя.

Плательщиками НДС являются предприятия и организации, имеющие в соответствии с законодательством РФ статус юридических лиц, полные товарищества, индивидуальные (семейные) частные предприятия и другие обособленные подразделения предприятий, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).

Предприятия, приобретая материалы по ценам, в которые входит НДС, во внутреннем учете разделяют уплаченные суммы на две части, одна из которых представляет собой сумму НДС по приобретенным и оплаченным материалам (НДС мат.), а другая - стоимость непосредственно материалов (М), включаемую в издержки производства и обращения.

Реализуя свои товары (работы, услуги), предприятия включают в их стоимость НДС, определенный процентом от облагаемого оборота (выручки от реализации). В результате полученная предприятием выручка содержит и налог на добавленную стоимость по реализованной продукции - так называемый " НДС начисленный " (НДС нач.).

Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет (к уплате) - так называемый "НДС уплаченный" (НДС упл.) - определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы или услуги, и суммами налога по материальным ресурсам, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, то есть:

НДС упл. = НДС нач. - НДС мат.

К преимуществам НДС относятся механизм его взимания (при каждом акте купли-продажи), обеспечивающий немедленное поступление налога в бюджет. Кроме того, как всякому косвенному налогу ему присуща высокая налоговая дисциплина, что приводит к меньшим экономическим нарушениям.

Наряду с этим налогу присущи и некоторые негативные стороны. При отсутствии на рынке достаточной товарной массы, когда не развита конкуренция производителей и расстроено финансовое хозяйство страны, данный налог усиливает инфляцию, приводя к дополнительному повышению розничных цен.

1.2. Основы государственного регулирования экспортно-импортных операций

Государственное регулирование – это одна из форм управления обществом, реализуемая посредством применения государством совокупности экономических, юридических и административных мер в целях создания определенного правопорядка и реализации государственной политики. «В теории управления экономическими объектами и процессами под регулированием понимается форма управления, основанная не столько на прямом, непосредственном воздействии субъекта управления на управляемую систему, сколько на установлении общих правил и норм экономического поведения, использовании экономических стимулов и рычагов косвенного влияния. Для регулирования характерно применение, взамен точечного, адресного распорядительства, администрирования иных инструментов универсального действия, именуемых в экономической теории автоматическими регуляторами»

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития, Федеральная таможенная служба России и т.д.

Президент РФ:

  • Осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;
  • Регулирует сотрудничество в военно-технической области;
  • Определяет порядок вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов;
  • В целях обеспечения национальной безопасности страны вправе вводить признанные международным правом экономические санкции;
  • Осуществляет иные функции.
  • Правительство РФ:
  • Обеспечивает проведение в РФ единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по её реализации;
  • Вводит количественные ограничения экспорта и импорта;
  • Осуществляет управление федеральной собственностью РФ за рубежом;
  • Осуществляет иные функции.
  • Реализация внешней политики, согласно п. «д» ст. 114 Конституции РФ, возлагается на исполнительную власть в лице Правительства России. Это конституционное полномочие раскрывает ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации». Согласно ст. 21 данного закона в пределах своих полномочий осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики, обеспечивает представительство России в иностранных государствах и международных организациях, заключает международные договоры РФ и обеспечивает их выполнение, отстаивает геополитические интересы России, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности.
  • Задачи, функции, правомочия этих и других государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, определены законодательством, регулирующим внешнеэкономическую деятельность.
  • Внешнеэкономическая деятельность по своей сути – это мероприятия и действия по реализации внешнеэкономических связей.
  • Можно выделить следующие виды внешнеэкономических связей:
  • Промышленное и торговое сотрудничество;
  • Научно-техническое сотрудничество;
  • Сотрудничество в сфере услуг;
  • Финансовое сотрудничество.
  • Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.
  • Субъектами (участниками) ВЭД являются государственные органы, осуществляющие её регулирование, а так же хозяйствующие субъекты, которые ведут такую деятельность.
  • Субъекты ВЭД:
  • Российские участники ВЭД – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное местонахождение на её территории, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ. В порядке, установленном законодательством РФ, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством РФ;
  • Иностранные лица участники ВЭД – юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства.
  • Субъекты внешнеэкономической деятельности могут непосредственно выходить на зарубежные рынки, оказывать услуги за рубежом, импортировать продукцию, а также могут вести ВЭД через посредника.  Таким образом, субъектами внешнеэкономической деятельности являются так же предприятия, занимающие посреднической деятельностью. Такие посредники могут непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие свою деятельность через посредников, являются субъектами внешнеэкономической деятельности.
  • 1.2.1. Правовое и нормативное обеспечение
  • Основными документами, регулирующие права, обязанности и ответственность участников ВЭД являются следующие: 
  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс РФ – основной закон, регулирующий предпринимательскую деятельность;
  • Таможенный кодекс РФ;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • ФЗ от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  • В то же время к источникам международного экономического права относят международный договор, решения межправительственных организаций и конференций, обычаи.
  • Международные договоры считают основной правовой формой внешнеэкономического сотрудничества.  Это могут быть многосторонние договоры, устанавливающие основные принципы и направления взаимодействия государств, или двухсторонние договоры, которые направлены на урегулирование двухсторонних отношений по конкретным вопросам. При этом двухсторонние договоры играют значительную роль в экономическом и ином сотрудничестве, поскольку  в них не только устанавливаются права и обязанности договаривающихся сторон, но и определяются конкретные аспекты такого взаимного сотрудничества и проблемы, подлежащие урегулированию.
  • Согласно Конституции РФ (п.4 ст. 15) составной частью российской правовой системы являются международные договоры. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма полностью воспроизведена а ст. 7 ГК РФ. При этом составной частью правовой системы РФ являются только те международные договоры, в отношении которых Россия выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу. Такое согласие может быть выражено посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 ФЗ от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»:
  • Подписания договора;
  • Обмена документами, образующими договор;
  • Ратификация, утверждения или принятия договора;
  • Присоединения к договору;
  • Любого иного способа, о котором условились договаривающиеся стороны.
  • Международные договоры подлежат ратификации в том случае, если они устанавливают иные правила, чем предусмотренные законом, а также если при их заключении стороны условились о последующей ратификации (ст. 15 ФЗ №101-ФЗ).
  • Ниже приводится перечень некоторых наиболее значимых действующих международных договоров с участием РФ, относящихся к внешнеэкономической деятельности:
  • Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров(Вена, 11 апреля 1980г.);
  • Венская конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969г.);
  • Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств  - участников СНГ (Киев, 20 марта 1992г.);
  • Соглашение о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций (такие соглашения заключены Россией более чем с 45 странами);
  • Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией более чем с 64 государствами.
  • Своеобразную форму обеспечения правового обеспечения ВЭД имеют так называемые модельные законы, принимаемые в форме многосторонних международных соглашений. По-существу, такой закон является типовым законодательным актом, который любое государство может воспроизвести целиком или с модификациями в виде национального закона. В качестве примера можно привести, законы, разработанные в рамках ЮНСИТРАЛ : Единообразный закон 1985г. о международном торговом арбитраже, Единообразный закон 1994г. о закупках товаров в кредит.
  • Немалую роль в правовом обеспечении ВЭД  играют обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет.
  • Под сложившимся правилом поведения следует понимать достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств.
  • Если обычай делового оборота противоречит положениям законодательства или условиям договора, заключенного между участниками, то такой обычай не применяется. 
  • Международная торговая палата подготовила и опубликовала для факультативного применения предпринимателями в контрактах следующие международные документы, основаные на использовании торговых обычаев:
  • Международные правила толкования торговых терминов - "Инкотермс-2000". Публикация МТП, 2000 г., №620;
  • Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 2007 г.). Публикация МТП №600.
  • Следует также отметить, что в международном торговом праве получил распространение документ "Принципы международных договоров", подготовленный и рекомендованный Международным институтом унификации частного права. Хотя принципы  не имеют нормативного характера и могут использоваться сторонами сделки факультативно, их значение велико, поскольку суды и третейские суды могут скоординировать нормы этих Принципов с отношениями сторон по сделке, если в применимом праве и в самой сделке нельзя найти ответ на какой-либо спорный вопрос, например, о затруднениях, которые стороны испытывают при исполнении сделки.
  • 1.2.2. Государственное регулирование
  • Основой ВЭД является торговля.
  • Согласно ФЗ от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
  • Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
  • защита государством прав и интеерсов участников внешнеторговой деятельности, российских производителей и потребителей товаров и услуг, их равенство и недискриминация, если иное не предусмотренно федеральным законом;
  • единство таможенной территории РФ;
  • взаимность в отношении другого государства(группы государств);
  • обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам и осуществление вознкающих из этих договоров прав РФ;
  • выбор мер госудаственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей; гласность в разработке, принятии и применении этих мер, их обоснованность и объективность;
  • исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение права на обжалование незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участникавнешнеторговой деятельности;
  • единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.
  • Любые российские и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ или федеральными законами России.
  • Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения методов таможенно-тарифного и нетарифного  регулирования внешнеторговой деятельности.
  • Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
  • Нетарифное регулирование объеденяет весь комплекс мер экономического, админитративного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.
  • К нетарифным ограничениям экономического характера принято относить антидемпинговые меры, меры валютного и финансового характера.
  • К барьерам административного характера относят: запрещение импорта, количественные гораничения(квоты), лицензирование, "добровольное" ограничение (самоограничения) экспорта.
  • К техническим и другим специальным требованиям, затрудняющим свободную торговлю между государствами, относят: национальные стандарты, системы сертификации продукции; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товаров.
  • Нетарифные ограничения применяют многие страны как при экспорте, так и при импорте товаров и услуг.
  •                К специальным защитным мерам относятся меры по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, которые применяются по решению Правительства России. Это могут быть как меры таможенно-тарифного регулирования - специальные пошлины, так и нетарифные количественные ограничения - квоты. Специальные защитные меры могут применяться к товару только на основании результатов специального расследования, которым должно быть установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию РФ осуществляется в таких количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.
  •                   Антидемпинговые меры можно отнести к числу довольно часто применяемых во многих странах мира и причислить к мерам тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Антидемпинговые меры включают в себя установление дополнительных пошлин. Антидемпинговая мера может быть применена к какому-либо товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае если по результатам расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ, установленно, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет или угрожает причинить материальный ущерб отрасли российской экономики, либо существенно замедляет ее создание.
  •                    Демпинговый импорт - ввоз товара на таможенную территорию РФ по цене ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар.
  •           Копенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером.
  •           Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать количественные ограничения мипорта и экспорта товаров. Например, могут быть введены временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются важными для ее внутреннего рынка, может быть ограничен импорт сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Россию.
  •           Конкретный перечень товаров, ввоз и вывоз которых может быть ограничен, определяется Правительством РФ.
  •            К нетарифным методам регулирования можно отнести лицензирование в сфере внешней торговли товарами.
  •            Лицензирование осуществляется в следующих случаях:
  • введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельныз видов товаров;
  • реализация разрешительного порядка экспорта или импорта   отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздейтсвие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье растений или животных;
  • предоставление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров;
  • выполенение Российской Федерацией международных обязательств.
  •          Примером  нетарифного оегулирования является наблюдение за экспортом или импортом отдельных видов товаров, которому посвящено Положение о наблюдении за экспортом и импортом отдельных видов товаров, утвержденное поставновлением Правительства РФ от 9 июня 2005 года №363. Наблюдение за экспортом и импортом отдельных видов товаров устанавливается как временная мера в целях мониторинга динамики экспорта и импорта отдельных видов товаров и осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и импорт отдельных товаров. Разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании заявлений.
  •             Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и импорт отдельный видов товаров. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и мипорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется такое право, определяются федеральными законами.
  •            Контроль внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции.
  •              Лица, виновные в нарушении законодательства РФ о внешнеторговой деятельности, несут гражданстко-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
  • 2. Методика исчисления НДС при экспортно-импортных операциях
  • 2.1 Основы обложения НДС при импорте товаров
  •       Если организация приобретает товары за границей, то при ввозе таких товаров на территорию Российской Федерации на таможне нужно будет уплатить НДС. Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, является одним из видов таможенных платежей. Поэтому плательщик должен руководствоваться нормами Таможенного кодекса РФ и действовать в соответствии с Инструкцией «О порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации».
  •           Плательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ и определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ, а именно НДС на таможне уплачивают предприниматели и организации, находящиеся на специальных режимах налогообложения, в том числе на упрощенной системе, а также лица, освобожденные от обязанностей налогоплательщиков в соответствии со ст. 145 НК РФ.
  • Налоговая база по НДС определяется как сумма:
  • Таможенной стоимости товаров;
  • Уплаченной таможенной пошлины;
  • Уплаченного акциза (если фирма ввозит подакцизные товары).
  •           Таким образом, исходя из положений налогового и таможенного законодательства, при расчете НДС, который нужно заплатить на таможне в отношении товаров, облагаемых таможенными пошлинами и акцизами, можно использовать следующую формулу:
  • Н = (ТС + ТП + А) × N : 100%
  • Где Н – сумма НДС;
  •        ТС – таможенная стоимость импортируемых товаров;
  •        ТП – сумма уплаченной таможенной пошлины;
  •       А – акцизы;
  • N– ставка НДС, по которой облагаются импортируемые товары.
  •          Если ввезенные товары освобождены от уплаты таможенных пошлин,
  • ТП = 0; если товары не облагаются акцизами, А = 0.
  •          В соответствии с п. 3 ст.160 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимую на таможенную территорию России. В том случае, если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию России товаров присутствуют как подакцизные, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.
  •           НДС на таможне не уплачивается, если осуществляется ввоз товаров на территорию РФ в соответствии с перечнем товаров, содержащихся в ст. 150 НК РФ. Данной статьёй определенно, что не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ следующих товаров:
  • Товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи РФ, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
  • Важнейшей и жизненно необходимой медицмнской техники, протезно-ортопедических изделий, технических средств, включая автомотранспорт, материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, очков, линз и оправ для очков(за исключением солнцезащитных), а также сырья и комплектующих изделий для их производства;
  • Материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики или лечения инфекционных заболеваний, согласно постановлению Правительства РФ от 29 апреля 2002г. №283  (иммунные сыворотки, культуральные флаконы, планшеты иммунологические, бутыли для культивирования клеток и др.)
  • Художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального населения народов России.
  • Всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
  • Товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российский организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования РФ на основании международного договора;
  • Технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых на территорию РФ в качестве вклада в уставные капиталы организаций(оборудование, аналоги которого не производятся в РФ);
  • Необработанных природных алмазов;
  • Товаров, которые предназначенны для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно – технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
  • Валюты РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением, предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг – акций, облигаций, сертификатов, векселей;
  • Продукции морского промысла, выловленной и переработанной рыбопромышленными организациями РФ;
  • Судов. Подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов;
  • Товаров, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, перемещаемых через границу РФ в рамках международного сотрудничества РФ в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений по запуску космических аппартов;
  • Товаров, за исключением подакцизных, по перечню, утвержденному Правительством РФ, перемещаемых через таможенную границу РФ для использования в целях проведения XXIIОлимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного комитета XXIIОлимпийских зимних игр и XIПараолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, согласованного с Международнымолимпийским комитетом и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров.
  • В случае использования товаров, ввоз которых на таможенную территорию РФ осуществлен без уплаты НДС, на иные цели, чем те, в связи с которыми было предоставлено такое освобождение от налогообложения, НДС подлежит уплате в полном объеме с начислением пени за весь период со дня ввоза таких товаров на таможенную территорию РФ до момента фактической уплаты налога.
  •       Согласно п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки 10% и 18%.
  •        Ставка НДС в размере 10% применяется в отношении:
  • Продовольственных товаров по перечню, установленному частью второй НК РФ(скот, птица, молоко, мясо и т.д.);
  • Товаров для детей по перечню, установленному частью второй НК РФ (трикотажные изделия для новорожденных, обувь, детские кровати, тетради, игрушки и т.д)
  • Периодических печатных изданий, за исключением периодически печатных изданий рекламного или эротического характера;
  • Книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;
  • Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, а именно: лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, и изделий медицинского назначения.
  •         Коды указанных товаров в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД определяются Правительством РФ и доводятся до таможенных органов РФ отдельными нормативными документами Государственного таможенного комитета России.
  • В отношении иных товаров применяется ставка НДС в размере 18%.
  • При ввозе товаров на территорию России НДС уплачивается таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, не по итогам того налогового периода, в котором товары были ввезены в Россию, а одновременно с уплатой других таможенных платежей, т.е. до или в тот момент принятия грузовой таможенной декларации и не позднее 15 дней после того, как товар поступил на таможню.  В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, НДС уплачивается государственному предприятию связи, которое перечисляет уплаченные суммы налога на счета таможенных органов РФ.
  •           По желанию плательщика и с согласия таможенного органа НДС может уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ. Пересчет иностранной валюты в валюту РФ при уплате налога производится по курсу ЦБ РФ, действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в случаях, предусмотренных таможенным законодательством РФ – на день уплаты.
  •            НДС, уплаченный российским налогоплательщиком, можно принять к вычету. Это право налогоплательщика закреплено в ст. 171 НК РФ.
  •             Таким образом, чтобы принять к вычету этот налог, надо выполнить следующие условия:
  • Принять к учету импортные материалы, основные средства или товары;
  • Планировать, что они будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС (за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст. 170 НК РФ);
  • Уплатить начисленный НДС в бюджет;
  • Отразить уплаченный НДС в книге покупок.
  •           Документами, подтверждающими право на вычет, будут внешнеэкономический договор, счет и грузовая таможенная декларация, где в графе 47 записана сумма НДС, уплаченная на таможне, платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу.
  •             Случаи, когда НДС, уплаченный на таможне, к вычету не принимается, а включается в стоимость приобретенных ценностей, перечислены в п.2 ст.170 и п. 5 ст. 172 НК РФ:
    • Ввоз товаров, используемых для операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
    • Ввоз товаров, используемых для операций, местом реализации которых не признается территория РФ;
    • Ввоз товаров, лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика;
    • Ввоз товаров для осуществления операций, не признаваемых реализацией в соответствии с п.2 ст.146 НК РФ (продажа земли, передача на безвозмездной основе, приватизация и др.
  • 2.2 ОСновы обложения НДС при экспорте товаров
  • В настоящее время активно развиваются партнерские отношения между российскими и зарубежными предприятиями. В связи с этим возникает много вопросов, связанных с налогообложением товаров, экспортируемых за пределы РФ. Таможенный кодекс (ст. 165) определяет понятие экспорта. Экспорт товаров –таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории России, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
  •          С точки зрения обложения налогом на добавленную стоимость, экспорт товаров имеет две особенности:
  •         Первая особенность состоит в том, что до момента определения налоговой базы не включаются в налоговую базу суммы оплаты, частичной оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по ставке 0%. То есть с авансов, полученных в оплату будущих экспортных поставок, НДС не уплачивается. Это касается и поставок товаров в Республику Беларусь (письмо ФНС России от 15 декабря 2005 №ММ-6-03/1054@).
  • Вторая особенность экспорта – это то, что, как и большинство других операций по реализации товаров, экспорт товаров облагается НДС, однако в этом случае ставка налога составляет 0%.
  •         Однако именно для налоговых целей вывоз товара за границу России без обязательства об обратном ввозе не является экспортом до тех пор, пока не выполнен ряд условий, указанных в ст. 165 НК РФ «Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по ставке 0 процентов».
  •           Рассматривая налогообложение экспорта, следует разделять два понятия:
    • Документальное подтверждение экспортной операции, облагаемой НДС по ставке 0% (ст. 165 НК РФ);
    • Подтверждение права на налоговый вычет НДС, уплаченного поставщикам товаров, используемых при производстве экспортируемых товаров (ст. 172 НК РФ).
  • Подтверждают факт экспорта, облагаемого по ставке 0% следующие документы:
  • Внешнеторговый контракт налогоплательщика с иностранным лицом на  поставку товара за пределы таможенной территории РФ, причем покупателем экспортного товара по контракту должна быть обязательно иностранная организация.  Если товары проданы российской компании, такая операция экспортом не является. Иностранной считается любая организация, не зарегистрирована в России и Белоруссии.
  • Выписка банка, подтверждающая поступления выручки от иностранного покупателя на счет налогоплательщика в российском банке, который ведет паспорт сделки по указанному контракту.
  •   В случае осуществления бартерных операций налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, натерритория РФ и их оприходование.
  •   В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик предоставляет в налоговые органы выписку банка, подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое постепление выручки от иностранного лица – покупателя указанных товаров.
  • Таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории России, или с 27 ноября 2008 года реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками пограничного таможенного органа РФ.
  • При вывозе товаров через границу России с государством – участником Таможенного союза( Казахстан, Белоруссия), на которой таможенный контроль отменен, представляется таможенная декларация с отметками таможенного органа России, производиашего таможенное оформление указанного вывоза товаров, или с 28 ноября 2008 года реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками таможенного органа РФ, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.
  • Транспортные, товаросопроводительные и иные документы с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы России.
  • В зависимости от способов транспортировки могут быть представлены следующие транспортные документы:

Информация о работе НДС при экспорте и импорте