Ндс налогоплательщики и налоговые агенты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей исчисления, уплаты и налогового учета НДС налогоплательщиками и налоговыми агентами.
В данной курсовой работе решаются следующие задачи:
характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость;
рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения;
изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взимании НДС;

Содержание

Ведение
Глава 1. Налог на добавленную стоимость
1.1 Общая характеристика налога на добавленную стоимость.
1.2 Налогоплательщики НДС
Глава 2. Налоговые агенты по НДС

Понятие налогового агента. Его права и обязанности.
Определение налоговой базы по НДС налоговым агентом
Декларация по НДС предоставляемая налоговым агентом.
Налоговые вычеты по НДС.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc курсовая по фнс.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

     Ведение 

     Глава 1. Налог на добавленную стоимость 

     1.1 Общая характеристика налога на добавленную стоимость.

     1.2 Налогоплательщики НДС 

     Глава 2. Налоговые агенты по НДС 

     
    1. Понятие налогового агента. Его права и обязанности.
    2. Определение налоговой базы по НДС налоговым агентом
    3. Декларация по НДС предоставляемая налоговым агентом.
    4. Налоговые вычеты по НДС.

       Заключение 

     Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Налоги  и сборы являются источниками  бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного типа. В Налоговом кодексе РФ сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве.

     Актуальность  работы заключается в том, что  с помощью налогов государство  достигает относительного равновесия между общественными потребностями и ресурсами для их удовлетворения. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития и вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств.

     Налог на добавленную стоимость самый  сложный. В отличие от других налогов, которые всегда взимаются в пользу государства, НДС – может взиматься в пользу налогоплательщика.

     Вступившая  в силу с 1 января 2001 г. глава 21 "Налог  на добавленную стоимость" части  второй Налогового кодекса РФ, даже с учётом внесённых изменений и дополнений, не устранила по ряду существенных вопросов функционирования налога на добавленную стоимость неточностей, нерешённых проблем, не позволяющие однозначно и твердо руководствоваться налоговым законодательством. Но также просчеты законодательства и незначительный срок практики применения данного налога вызвали отдельные спорные моменты. От решения этих споров значительно зависит справедливость и экономическая обоснованность данного налога.

     При работе над данной темой мною будут  использованы нормативно правовые акты: Налоговый кодекс РФ часть первая и вторая, Федеральные законы РФ, Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость", Инструкции, Письма МНС и ГТК, а также научные статьи в периодических изданиях.

     Целью данной курсовой работы является изучение особенностей исчисления, уплаты и налогового учета НДС налогоплательщиками и налоговыми агентами.

     В данной курсовой работе решаются следующие  задачи:

  • характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость;
  • рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения;
  • изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взимании НДС;

     Предметом исследования является налог на добавленную  стоимость 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.  Налог на добавленную  стоимость 
 

     1.1 Общая характеристика  налога на добавленную  стоимость. 

       В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической  жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным  в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость.  
        Налог на добавленную стоимость введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", в ст. 1 которого было определено, что налог представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров (работ и услуг), и вносится в бюджет по мере их реализации. 
         Введение с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, обеспечило равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 
              То есть переход к косвенному налогообложению был обусловлен решением следующих задач: 
- ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы;  
- обеспечение стабильного источника доходов в бюджет; 
- систематизация доходов. 
              При разработке проекта части второй Налогового Кодекса были предложены некоторые изменения действующего в то время порядка применения налога. 
             В частности, в пояснительной записке к проекту Налогового кодекса РФ говорилось о следующем: 
- в число плательщиков НДС включены предприниматели. При этом предусматривается, что предприниматели имеют право на освобождение от уплаты налога в течение каждого последующего налогового периода, если в течение двух предыдущих кварталов их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала 250 тыс. рублей; 
- предполагается, что НДС будет уплачиваться на основании счетов-фактур.                           В связи с переходом к системе счетов-фактур возмещение (возврат) налога по материальным ресурсам производственного назначения будет производиться не по мере оплаты этих товаров поставщикам, а по получении счетов-фактур от поставщиков (продавцов) независимо от факта оплаты приобретаемых материальных ресурсов. Так же, как и по налогу на прибыль, предусмотрены механизмы сглаживания для налогоплательщиков негативных финансовых последствий такого перехода; 
- освобождение от обложения НДС товаров (работ, услуг), реализуемых на экспорт, вместо применения нулевой ставки создает дополнительные проблемы для российских экспортеров. Для того чтобы снять эти проблемы и создать для российских предприятий равные конкурентные условия с иностранными компаниями, предлагается установить нулевую ставку при реализации экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и транспортных услуг; 
- для сокращения отвлечения собственных оборотных средств предприятий впервые за время действия в России налога на добавленную стоимость (с 1992 г.) предлагается производить зачёт или возмещение из бюджета сумм налога, уплаченных при приобретении основных средств и нематериальных активов за счет бюджетных ассигнований, а также сумм налога по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам независимо от источника финансирования; 
- предприятия, реализующие товары в режиме оптовой торговли, начисляют НДС по установленной ставке ко всей продажной цене товара, а в бюджет уплачивают разницу между суммой налога, полученной от покупателя, и суммой налога, уплаченной поставщикам товаров. Предприятия же розничной торговли уплачивают налог на добавленную стоимость только с торговой наценки и при этом не имеют права на зачёт налога, уплаченного поставщикам товаров.  
Если торговое предприятие одновременно занимается оптовой и розничной торговлей, у него возникают трудности при исчислении налога и ведении бухгалтерского учёта. В связи с этим предусматривается установить порядок определения облагаемого оборота у предприятий розничной торговли и общественного питания, аналогичный порядку, применяемому предприятиями оптовой торговли. 
За время действия гл. 21 Кодекса в её положения неоднократно вносились изменения и дополнения. 
Преимуществом НДС является широта налоговой базы, и введение налога может не привести к резким структурным изменениям в экономике страны, поскольку объектом обложения являются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) у всей совокупности налогоплательщиков. НДС, так же как и налог с оборота, налог с продаж, является универсальным. Универсальность налога может быть реализована только при условии незначительного числа исключений из объекта обложения, ограниченного количества льгот и узкого перечня налоговых ставок. 
Для НДС характерна фискальная продуктивность, связанная с ростом потребления и инфляцией. Постоянный рост доходов бюджета за счет НДС может быть увеличен при росте жизненного уровня населения и его численности, что приводит к росту потребления товаров (работ, услуг) и, следовательно, к увеличению расходов на это потребление. 
И наоборот, уменьшение численности населения и снижение уровня его жизни будут являться факторами сокращения сумм налога, поступающих в бюджет. В период экономического подъема создаются благоприятные условия для повышения цен, поэтому растут суммы налога, поступающие в доход бюджета. 
Поскольку сумма налога прямо пропорциональна величине добавленной стоимости, то она зависит от реального вклада этой каждой стадии в стоимость конечного продукта. Сумма НДС не зависит от количества стадий, которые проходит товар от производителя до конечного потребителя, поскольку, как правило, от изменения организационной структуры экономики зависит только величина материальных затрат, а не добавленная стоимость. 
Принципиальные преимущества НДС по отношению к внешней и внутренней торговле. Он устраняет ценовые искажения, возникающие при использовании налога с оборота.  
В случае применения НДС можно точно рассчитать налоговую составляющую в цене товара на каждом этапе, и каждое лицо в цепочке производства и реализации при расчете своих налоговых обязательств по произведенной продукции может зачесть в счет уплаты налога разрешенные к списанию суммы НДС, внесенные при приобретении производственных ресурсов, включая капитальные затраты производственного назначения.  
Важным свойством налога является его возможная нейтральность по отношению к хозяйствующим субъектам различных отраслей и сфер деятельности.  
Она выражается в том, что в отличие от налога с оборота, налога с продаж, налога на прибыль, налога на имущество механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, но не по отношению к конечному потребителю.  
К достоинствам НДС относится выгода для налогоплательщика, возникающая в результате увеличения той денежной суммы, которую он получает от покупателей товаров (работ, услуг). Эта выгода тем больше, чем продолжительнее период между фактическим поступлением налоговых платежей на счет производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет.  
Достоинством налога является его фискальная эффективность, сложность для конечного плательщика налога уклониться от уплаты. 
НДС позволяет государству регулировать потребление тех или иных благ; изменяя ставку налога на тот или иной товар (работу, услугу), государство увеличивает или уменьшает их цену, что приводит к изменению структуры потребления. 
Поскольку налогом облагается непосредственный вклад организации или предпринимателя в рыночную стоимость товара (работы, услуги), то он позволяет избежать многократного налогообложения затрат на производство и реализацию, без чего не обходится обложение налогом с оборота. 
Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС. 
 
 
 

           1.2 Налогоплательщики  НДС 
 

    Плательщиками НДС являются все предприятия  и организации вне зависимости  от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность и на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.

    Плательщиками являются также индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом, предприятия  с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории России. При этом иностранные организации осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения своих постоянных представительств в России.

    Обязаны уплачивать НДС компании, фирмы, любые  другие организации, образованные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность на российской территории.

    При ввозе товаров на территорию России плательщиком является декларант либо другое лицо, определяемое нормативными актами по таможенному делу. Платится НДС в этом случае до или в момент принятия грузовой таможенной декларации. При безвозмездной передаче товаров, работ и услуг плательщиком является сторона, их передающая. 
        Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не были плательщиками НДС до 31 декабря 2000 г. С 1 января 2001 г. с принятием второй части Налогового кодекса указанные лица являются плательщиками данного налога при определенных условиях.

      Плательщики НДС по реализации  транспортных услуг имеют свои  особенности в зависимости от  характера перевозок. По железнодорожным  перевозкам плательщиками выступают управления железных дорог, производственные объединения железнодорожного транспорта. При этом подсобно-вспомогательные организации, не относящиеся к перевозочной деятельности железных дорог, являются самостоятельными плательщиками налога по осуществляемым ими видам деятельности. При осуществлении авиационных перевозок плательщиками являются авиакомпании, аэропорты, объединенные авиаотряды, авиационно-технические базы и другие организации гражданской авиации

    Пароходства, порты, отряды аварийно-спасательных работ, бассейновые управления морских путей и другие организации морского и речного транспорта выступают плательщиками налога при реализации транспортных услуг по морским и речным перевозкам.

    По  автомобильным перевозкам обязанность уплаты НДС налоговым законодательством возложена на производственные организации и объединения автомобильного транспорта.

      Если заготовительные, оптовые, снабженческие организации (предприятия) реализацию своих товаров, работ и услуг осуществляют через посредников, по договорам комиссии или поручения, то плательщиками НДС являются как комиссионеры, или поверенные, так и комитенты, или доверители.  
        В число плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели. Это позволит производить вычеты по НДС по товарам (работам, услугам) приобретенным у индивидуальных предпринимателей, при условии, что последние реализуют товары (работы, услуги), облагаемые НДС. 
         Впервые в законодательстве о НДС появилось положение об освобождении от исполнения обязанности налогоплательщика в зависимости от величины выручки от реализации, а именно: организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанности по уплате НДС, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов суммарная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб.  
        Наличие данной возможности позволит некоторым предприятиям 
структурировать свою деятельность на основе создания холдинга, 
состоящего из самостоятельных предприятий, выручка от реализации 
продукции каждого из которых не превышает 1 млн. руб. за три месяца. В 
этом случае каждое предприятие будет освобождено от исполнения 
обязанности по уплате НДС, в противном случае (операции в рамках одного 
предприятия) НДС уплачивался бы со всех оборотов по реализации 
предприятия в целом.

    Однако  при этом следует принимать во внимание усиление контроля со 
стороны налоговых органов за деятельностью подобных структур. Кроме 
того, относительно небольшая пороговая сумма выручки не позволяет 
говорить в данном случае о налоговом планировании для крупных 
предприятий.

          Вместе с тем  НК РФ впервые в практике российского налогообложения предусмотрел возможность освобождения как юридических, так и физических лиц от исполнения обязанностей налогоплательщика. Согласно положениям Кодекса организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав этих организаций и предпринимателей, без учета НДС, не превысила в совокупности 2 млн. руб. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что указанное положение не распространяется на плательщиков НДС, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

      Не  применяется это положение и  в отношении обязанностей, возникающих  по уплате НДС в связи с ввозом товаров на российскую таможенную территорию.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить  соответствующее письменное уведомление  и документы, подтверждающие право  на такое освобождение, в налоговый  орган по месту своего учета.

К числу таких  документов относятся выписки из бухгалтерского баланса (для организаций), из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для  индивидуальных предпринимателей), из книги продаж, а также копии  журналов полученных и выставленных счетов-фактур.

         Освобождение  организаций и предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика  производится налоговым органом  на срок, равный 12 последовательным календарным  месяцам. По истечении этого срока  не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в на-логовые органы письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн. руб.

         Налоговые органы в течение 10 дней обязаны  произвести проверку этих документов и вынести два последовательных решения.

         Во-первых, они могут подтвердить или  не подтвердить правомерность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

         Во-вторых, налоговые органы могут принять  решение о продлении освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика или же об отказе от продления.

      Если  в течение периода освобождения от обязанностей  налогоплательщика будет иметь место факт превышения предельной суммы реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, то налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения.

       В случае же непредставления налогоплательщиком необходимых документов или представления документов, содержащих недостоверные сведения, сумма налога должна быть восстановлена и уплачена в бюджет. При этом с налогоплательщика взыскиваются соответствующие суммы налоговых санкций и пеней.

Информация о работе Ндс налогоплательщики и налоговые агенты