НДС: механизм исчисления и взимания в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации достаточно велика. Ведь на его долю приходится четверть (25%) всех доходов Федерального бюджета, администрируемых налоговой службой России.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Определим сумму НДС за IV квартал 2010г:

Предприятие реализовало продукции на 10 455 420, 16 рублей, в том числе НДС 18% - 572 946, 9 рублей, НДС 10% - 609 039, 54 рубля.

Итого сумма  НДС с реализации 1 181 986, 44 рубля.

Предприятие закупило продукции на 8 561 495, 17, в том числе НДС 18% - 467 214, 66 рублей НДС 10% - 472 967, 59 рублей.

Итого сумма  «входящего» НДС 940 182, 25 рублей.

В данной ситуации видно, что сумма НДС реализации превышает сумму «входящего» НДС, значит необходимо высчитать сумму уплаты налога в бюджет:

1 181 986, 44 –  940 182. 25 = 241 804, 19 рублей.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, за IV квартал составила 241 804, 19 рублей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Совершенствование  действующей системы  исчисления и уплаты  НДС

Одним из самых  противоречивых в методологическом аспекте для российской налоговой  системы является налог на добавленную стоимость. Как недостатком в НК РФ считается отсутствие правовой дефиниции "добавленная стоимость" и ее экономического содержания, нет и алгоритма исчисления добавленной стоимости.

В деловых  кругах обсуждается вопрос об изменении  ставки налога. Также популярностью пользуется идея замены НДС налогом с продаж, предлагается изменить метод исчисления налога с зачетного на прямой.

Прежде всего  заслуживает внимание набирающая остроту  полемика о снижении НДС с нынешних 18 до 15%, либо о его отмене и замене на региональный налог с продаж (НсП). В рамках исследуемого вопроса интересным представляется то, что, по заявлению главы Министерства финансов РФ, снижение налоговой ставки по НДС до 15% будет сопровождаться не только отменой льготной ставки и вообще всех льгот по данному налогу, но и «адекватным» увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Особенно  много критических замечаний  на несоответствие гл. 21 НК РФ положениям научной теории разработчиков этого  налога.

Особенно  острые дискуссии идут по поводу элементов налогообложения, их публично-правовой природы, параметров их экономической характеристики.

Критике могут  быть подвергнуты объект обложения, налоговая база, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога.

В соответствии со ст. 146 НК РФ в ее системной связи с п. 1 ст. 38 и п. 1 ст. 39 НК РФ объектом обложения НДС являются операции, которые свойством измеримости не обладают, и обладать не могут.

Налоговая база не может существовать сама по себе в отрыве от объекта налогообложения. Налоговая база определяется только в случае, если осуществлена реализация товаров (работ, услуг), т.е. только при появлении объекта налогообложения.

Налоговая база, согласно п. 2 ст. 153 НК РФ, определяется размером дохода или выручки от реализации всей агрегированной стоимости, но не величиной добавленной стоимости. Формула исчисления суммы налога к уплате, предусмотренная ст. 52 и п. 1 ст. 53 НК РФ, вместо арифметического произведения налоговой базы на налоговую ставку, в силу п. 1 ст. 171 НК РФ, представляет разницу между величинами, одна из которых - налоговый вычет, неизвестна установленной п. 1 ст. 17 НК РФ структуре налога с формирующими ее обязательными элементами.

Налоговое законодательство предусматривает  обязанность поставщика предъявить к оплате покупателю сумму НДС дополнительно к цене товаров (работ, услуг), указав эту сумму в счете-фактуре (т.е. обеспечить возможность переложения налога). Такая обязанность установлена ст. 168 НК РФ прежде всего в целях обеспечения публичного интереса, связанного с осуществлением налогового контроля за обоснованностью применения налоговых вычетов покупателем товаров (работ, услуг).

Структура налога, позволяющая применять налоговые  вычеты и возмещение налога по методу начислений, используется для создания различных схем незаконной минимизации налога, уклонения от налогообложения и даже прямого незаконного субсидирования из бюджета.

В получении  необоснованных вычетов НДС недобросовестным налогоплательщиком используется основной документ - счет-фактура, регулирующий исчисление, уплату и вычеты НДС. Выявление фиктивных счетов-фактур и необоснованных вычетов ФНС России осуществляет сегодня в ходе выездных и «встречных» проверок, вынуждена тратить значительные средства и время на анализ книг продаж, книг покупок и платежных документов налогоплательщиков. Однако эти проверки оказываются малоэффективными – счета-фактуры не используются при льготных режимах налогообложения.

Освобождение  от уплаты НДС в рамках специальных  налоговых режимов определяет исключение из общего правила функционирования данного налога. НДС, уплаченный поставщику материалов, работ, услуг, по приобретению основных средств и нематериальных активов, включается в расходы и не принимается к возмещению.

Источник  уплаты этого налога – это начисленный НДС, взимаемый с потребителя как доля от налогооблагаемых продаж. В форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках" финансовый результат организаций определяется без НДС, акцизов и других налогов на потребление, следовательно, НДС является перелагаемым налогом на потребление. Налоговая нагрузка по этому налогу на предприятия не зависит от величины и структуры добавленной стоимости, так как изменение налоговой ставки не влечет за собой изменение порядка его исчисления и уплаты в бюджет, уплата налога осуществляется покупателем не на этапе производства, а на этапе реализации произведенной продукции.

Налог собирается в виде последовательных платежей, многократно на каждой стадии производства и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать в бюджет государства  задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь стабильный источник доходов. Механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, а не по отношению к конечному потребителю.

Необходимо  перейти к принципиально иной методологии расчета этого налога. Считать НДС по новой налоговой  базе, в качестве которой следует принять добавленную стоимость, созданную данным предприятием и входящую в состав реализованной продукции. Добавленная стоимость должна считаться как сумма фонда оплаты труда, прибыли, амортизации и начисленных за этот период налогов.

Для устранения противоречий, возникающих в настоящее  время при исчислении налоговых  обязательств по НДС, необходимо внести изменения в отдельные статьи гл. 21 НК РФ:

1. Так, в  ст. 146 НК РФ объектом налогообложения  необходимо признать добавленную  стоимость.

2. В связи  с изменением объекта налогообложения  изменяется и налогооблагаемая  база в ст. 153 НК РФ.

Налоговая база определяется как денежное выражение  добавленной стоимости (ДС), исчисленной  в виде разницы между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг, оплаченных покупателем (В), и стоимостью материальных затрат (МЗ):

ДС = В - МЗ,

где В - выручка  от реализации товаров (работ, услуг);

МЗ - стоимость  сырья, материалов, топлива, электроэнергии, услуг и другие материальные расходы, приобретенные у других производителей и потребленные в процессе производства, которые определены НК РФ.

В соответствии с системой национальных счетов добавленная  стоимость - это разность между выпуском товаров и услуг (выручка) и стоимостью потребленных материальных средств  производства и услуг других организаций (промежуточным потреблением).

3. В соответствии  со ст. 52 НК РФ и с п. 1 ст. 53 НК РФ сумма налога, подлежащая  уплате в бюджет, исчисляется  налогоплательщиком самостоятельно  как арифметическое произведение  двух, установленных в п. 1 ст. 17 НК  РФ, обязательных элементов налогообложения  - налоговой базы и налоговой ставки.

Поэтому в  ст. 173 НК РФ необходимо установить, что  сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение исчисленной  по данным бухгалтерского учета добавленной  стоимости и ставки налога.

SUM НДС в  бюджет = ДС x Ставка налога.  

4. Добавленная  стоимость товара (на которую  начисляется налог) включает в  себя амортизационные отчисления. При приобретении основных средств  и нематериальных активов у  предприятия возникает право  на возмещение из бюджета уплаченной суммы НДС с момента ввода в эксплуатацию основных средств и принятия на учет нематериальных активов.

Сумма уплаченного  налога в этом случае возвращается предприятию из бюджета или используется в виде уменьшения текущих сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, что соответствует инвестиционной льготе, сокращающей сроки возврата НДС из бюджета.

5. Можно  определить как льготу для  малого бизнеса и достоинство  НДС. Чем продолжительнее период  между фактическим поступлением  налоговых платежей на счет  производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет, тем больше выгода. Так как сроки получения и уплаты НДС не совпадают, то у производителя имеется возможность временно на безвозмездной основе распоряжаться денежными средствами. Данную льготу можно рекомендовать для малого бизнеса и всем сельхозтоваропроизводителям, учитывая сезонный характер производства.

6. Прямой  бухгалтерский метод методологически  сложен для многопрофильных предприятий,  для сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих развитую собственную перерабатывающую базу.

Целесообразно предоставить право уплаты НДС по выбору одного из двух методов, прямого  бухгалтерского или зачетного, так  как эти два метода позволяют  лишь проверить достоверность исчисления суммы НДС для перечисления в  бюджет. Сумма НДС для перечисления - это сумма налога, исчисленная от созданной добавленной стоимости самим предприятием. По моему мнению, погрешность расчета оправдает административные издержки существующей в настоящее время методики уплаты и предоставления льгот по НДС.

7. Добавленная  стоимость формируется на региональном  уровне, но НДС, как федеральный  налог, формирует только федеральный  бюджет.

То есть происходит изъятие налоговых доходов  с территории регионов в другие регионы, следовательно, назрела необходимость рассмотреть вопрос об учете и отчетности по месту формирования добавленной стоимости и закрепление части НДС за территориальным бюджетом.

8. Методологическая  путаница в объектах налогообложения  и в методах исчисления НДС  в законодательной и нормативной базе, применяемой в налоговой системе РФ, связана с массой терминов, определений, понятий, имеющих синонимы их экономического содержания. Суммы НДС, предъявленные и оплаченные покупателем, называются: "НДС входной", "НДС покупателя", "НДС горизонтальный", "НДС вертикальный", а НДС, определяемый НК РФ как вычет, - "НДС поставщика", "НДС выходной", "НДС исходящий", "НДС, подлежащий зачету".

Необходимо  установление единого понятийного  аппарата, совместно разработанного учеными и практиками, с закреплением его в нормативных актах.

9. При использовании  предлагаемой методики плательщики  НДС, включая на специальных  налоговых режимах, будут находиться  в равных условиях, так как  каждый хозяйствующий субъект  начисляет налог на свою добавленную  стоимость. Внесенные изменения устраняют методологические нарушения порядка исчисления и уплаты НДС, что позволит организациям, применяющим специальные режимы налогообложения, быть более конкурентоспособными и не занижать собственную прибыль. Практически создаются благоприятные условия для малого бизнеса и сельхозтоваропроизводителей в рамках традиционного НДС, а не в обход его.

В большинстве  стран ЕС малые предприятия, включая  предприятия сельского хозяйства, ведут бухгалтерский учет по упрощенной форме, но не исключены из сферы применения НДС.

10. С изменением  методики исчисления НДС появится  возможность реально изменить  учет в рамках локальной системы  (экономической или производственной) объема вновь созданного продукта. Поскольку добавленная стоимость  характеризует вновь созданную стоимость, задача производителя заключается в максимизации этой величины. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доходов получает государство и, как следствие, создается больше ресурсов для перераспределения этого дохода. Для оценки вклада в создание регионального валового продукта (на уровне муниципальных образований - территориального продукта) появится возможность проводить социально-экономический мониторинг в разрезе отраслей экономики, крупных предприятий и малого бизнеса.

Анализ полученной добавленной стоимости позволит определить:

- вклад отдельных  предприятий в общеотраслевой (региональный) выпуск товаров и услуг и  в общеотраслевую (региональную) добавленную  стоимость; 

Информация о работе НДС: механизм исчисления и взимания в современных условиях