НДС: механизм исчисления и взимания в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации достаточно велика. Ведь на его долю приходится четверть (25%) всех доходов Федерального бюджета, администрируемых налоговой службой России.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Введение

Роль налога на добавленную стоимость в налоговой  системе Российской Федерации достаточно велика. Ведь на его долю приходится четверть (25%) всех доходов Федерального бюджета, администрируемых налоговой  службой России.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) – это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления.

Налог на добавленную  стоимость является одним из наиболее трудных для понимания, сложных  для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей.

Он успешно  применяется в большинстве стран  с рыночной экономикой, обеспечивая  поступление от 12 до 30% налоговых  доходов государства. В частности, 20 из 24 стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) применяют НДС как основной налог на потребление. Кроме того, НДС взимается еще в 35 развивающихся странах. Не действует данный вид косвенного налогообложения в таких развитых странах, как США, Канада, Австралия и Швейцария.

Цель  данной работы –  определить нынешний механизм исчисления и уплаты НДС, а  также выявить  пути совершенствования.

Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:

• определить понятие НДС, дать краткую историческую справку;

• рассмотреть элементы налога на добавленную стоимость;

• рассмотреть действующий механизм начисления и взимания НДС (на примере ООО Мясокомбинат «Дубки»).

• определить основные недостатки НДС и направления его совершенствования.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения использованной литературы и приложения. В первой главе описана сущность НДС и основные элементы налога. Вторая часть работы посвящена рассмотрению механизма исчисления и взимания НДС в РФ и практика исчисления НДС на примере ООО Мясокомбинат «Дубки», также приводятся пути совершенствования НДС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы НДС

1.1 Сущность НДС и его значение

НДС взимается  с каждого акта продажи, начиная  с производственного и распределительного цикла и заканчивая продажей продукции потребителю. В научной литературе экономическое содержание НДС обычно представляют как форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и распределения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Применение  и распространение НДС обосновывается фискальным, экономическими и психологическими преимуществами налога. Фискальные преимущества НДС заключаются в его высокой доходности, он имеет распространенную налогооблагаемую базу, и практически каждый человек уплачивает этот налог независимо от того, какой доход получает. Налоговое бремя распространяется по наиболее широкому диапазону товаров, работ и услуг, чем в других косвенных налогах. НДС позволяет оперативно реагировать на необходимость дополнительных доходов простым поднятием ставки налога.

НДС является наиболее независимым от колебаний  и спада экономики источником дохода бюджета. Стабильность доходов от НДС является главным доводом для его применения в странах с ограниченным размерами базы подоходного налога и в странах, имеющих неустойчивые доходы. В большинстве стран НДС составляет от 12 до 30% государственных доходов, что эквивалентно 5-10% валового национального дохода. Относительное самовзыскание НДС снижает стоимость налогового сбора, но не уменьшает злоупотребления, и не устраняет уклонения от налога. Одним из основных аргументов отмены налога являются потери НДС при экспорте и незаконный его возврат по приобретенным товарам. Результативность предупреждения нарушения зависит от совершенства закона, систематичности проведения встречных налоговых проверок, эффективности налогового контроля, что во многом обусловлено системой взаиморасчетов между субъектами хозяйствования и наличием единой информационной базы обо всех налогоплательщиках. Преобладание безналичных расчетов и единая информационная база в западных странах является важным условием, обеспечивающим эффективность налогового контроля. НДС обеспечивает нейтральность налогообложения при условии правильного применения и учета особенностей налога. Большое влияние на доходность и эффективность оказывает его распространение на все этапы производства и торговли, а также на все товары, работы и услуги. Считается, что НДС превосходит подоходный налог в стимулировании накопления, концентрации капитала и экономического роста. Он оказывает неодинаковое воздействие на различные отрасли экономики. Чем больше доля материальных затрат и доля работ и услуг сторонних организаций в совокупной стоимости произведенных предприятием товаров, тем меньшая сумма его оборота будет облагаться налогом. В менее выгодных условиях находятся трудоемкие отрасли экономики с высокой долей чистой продукции в валовом обороте.

Психологические преимущества НДС состоят в том, что высокий доход от поступлений  по налогу достигается почти незаметно, т.к. конечные потребители неосознанно  уплачивают его в стоимости товаров, таким образом, избегается конфронтация с фактическими налогоплательщиками и уменьшается сопротивление общества при изменении налога. НДС считается «антисоциальным налогом». Недостатки налога заключаются в его регрессивности, т.к. более тяжелое бремя ложится на низкие доходы малообеспеченных людей. Население приобретает одни и те же товары (работы, услуги) по одинаковым ценам, включающим одинаковую сумму НДС, независимо от величины своих доходов, поэтому в расходах малообеспеченных суммы НДС составляют большую часть, чем в расходах высокообеспеченных категорий населения. 1

Таким образом, НДС имеет следующие преимущества для бюджета:

• Стабильный источник доходов;

• Регулярный источник доходов;

• Сложен для плательщика  с точки зрения легитимного уклонения  от его уплаты.

1.3 Характеристика основных  элементов НДС

Плательщиками НДС (субъектами налогообложения) признаются организации;

индивидуальные  предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.2 При этом плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ) не являются организации и ИП, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога по упрощенной системе налогообложения, а также переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по тем видам деятельности, которые подлежат обложению ЕНВД.

Объектом  налогообложения НДС признаются следующие операции:

• реализация производственных (приобретенных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, осуществляемая на территории РФ, в  том числе и на безвозмездной основе;

• передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных  нужд внутри предприятия от одного структурного подразделения другому, расходы на которые не принимаются  к вычету, в том числе через  амортизационные отчисления, при исчислении налога на прибыль организаций;

• выполнение строительно-монтажных работ для  собственного потребления;

• ввоз товаров  на таможенную территорию РФ. 3

Не признаются объектом налогообложения следующие операции:

1. Передача  любого имущества организацией ее правопреемнику при реорганизации этой организации.

2. Передача  основных средств, нематериальных  активов и другого имущества  некоммерческим организациям на  осуществление основной уставной  деятельности, не связанной с  предпринимательской деятельностью. В случае реализации этой некоммерческой организацией полученного имущества сторонним организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, налог исчисляется и уплачивается ею в общеустановленном порядке.

3. Передача  имущества во вклады (уставный капитал, по договору простого товарищества), паевые взносы в фонды кооперативов (т.е. передача имущества носит инвестиционный характер).

4. Передача  на безвозмездной основе жилых  домов, детских садов, клубов, санаториев, других объектов социально-культурного назначения, дорог, электрических сетей, газовых сетей и т.д. органам государственной власти или специализированным организациям по решению органов власти.

5. Передача  имущества государственных и  муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.

6. Передача  на безвозмездной основе объектов  основных средств органам государственной  власти и местного самоуправления  бюджетных учреждениям, государственным  и муниципальным унитарным предприятиям.

7. Другие  операции. 4

Налоговая база по НДС определяется по каждому из вышеперечисленных четырех объектов налогообложения отдельно, в порядке, который представлен в таблице 1 (Приложение А).

Моментом  определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

1) день отгрузки  (передачи) товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих  поставок товаров (выполнения  работ, оказания услуг), передачи  имущественных прав. 5

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.6

В настоящее  время налоговые ставки НДС установлены  в следующих размерах:

Специальная (0%) ставка применяется:

1. при реализации  товаров, вывезенных в режиме  экспорта, при условии предоставления в налоговые органы установленного пакета утвержденных документов;

2. при проведении  работ и оказания услуг, связанных  с проведением экспортных операций, а так же перемещения по  территории РФ товаров в таможенном  режиме «транзит»; 

З. реализация услуг по перевозке пассажиров и багажа, при условии, что пункт отправления на территории РФ, а назначения — другая страна, при оформлении единых перевозных документов;

4. при реализации  драгоценных металлов и камней  налогоплательщик, осуществляющий  их добычу или производство государственному фонду драгоценных металлов и камней, Центральному Банку, уполномоченным банкам;

5. реализация  товаров для официального пользования  иностранными дипломатическими  и приравненными к ним представительствами  или для личного пользования административно- техническим персоналом, включая членов семей;

6. припасы,  вывозимые с территории РФ, в  режиме перемещения припасов.

Пониженная (10%):

1. при реализации  проданных товаров по установленному  законом перечню; 

2. при реализации товаров для детей по установленному перечню;

З. при реализации периодических платежных изделий, книжная продукция (кроме рекламной  и эротической);

4. реализация  медицинских товаров и лекарственных  средств отечественного и зарубежного  производства, а так же услуги, связанные с этой реализацией.

Общая (18%)  - для остальных работ, товаров и услуг.

Расчетные ставки налогообложения по НДС применяются в случаях:

- получение  аванса по поставку товаров  (работ, услуг);

- удержания  налога, будучи налоговым агентом;

- продажи  имущества, в первоначальную стоимость  которого был включен НДС; 

- реализация  сельскохозяйственной продукции  и продуктов ее переработки  по перечню, утвержденному Правительством  РФ. Во всех этих случаях налоговая  ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Соответственно:  =15,25; =9,09.7 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе НДС: механизм исчисления и взимания в современных условиях