Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:15, курсовая работа
Налог на добавленную (НДС) стоимость является косвенным и одним из ключевых налогов в современной налоговой системе большинства стран мира, обеспечивает устойчивые поступления доходов в государственный бюджет. Поступление денежных средств от НДС в бюджет составляет более четверти всех поступлений налогов, сборов и платежей.
Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты налога на добавленную стоимость....................5
1.1 Возникновение и развитие НДС в России и в мире......................................5
1.2 Содержание и основные элементы НДС........................................................7
1.3 Анализ статистики поступлений НДС в бюджет.........................................14
2. Практические аспекты исчисления и уплаты НДС на примере ООО «Дейтон».....................................................................................................17
2.1 Характеристика деятельности ООО «Дейтон»............................................17
2.2 Порядок исчисления и взимания НДС..........................................................17
3. Пути реформирования НДС в России.........................................................21
3.1 Преимущества и недостатки механизма исчисления НДС в РФ................21
3.2 Основные направления совершенствования НДС в России........................22
Заключение............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................25
Таблица 4
Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей в 2003-2007 гг. (млрд. руб.)
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Налоговые доходы | 2394160289 | 3154261868 | 5127228933 | 3695485562 | 5132688046 |
НДС | 882063526 | 1069691607 | 1025667641 | ||
Налог на прибыль | 176935899 | 205719736 | 377591166 | ||
НДФЛ | 8975 | 7176 | 14699 |
Таблица 5
Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей в 1992-1997 гг. (в % к налоговым доходам)
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
НДС | 56,5 | 25,54 | 31,78 | 42,33 | 44,93 | 45,89 |
Налог на прибыль | 21,64 | 7,64 | 17,17 | 25,81 | 19,65 | 20,42 |
Подоходный налог | - | - | - | 2,08 | 1,78 | - |
Платежи за пользование природными ресурсами | - | 3,49 | 2,67 | 1,28 | 2,88 | 3,19 |
Как видно из таблицы 2, 3 и 4, доля НДС в налоговых доходах бюджета неуклонно росла с 1993 по 1997 год и с 2003 по 2007. Резкое снижение удельного веса данного налога в 1993 г. по сравнению с 1992 г. можно объяснить значительным снижением ставки налога с 28 до 20%.5
В 2004 г. ставка была снижена до 18%, но поступления НДС все равно составляли более 25% всего бюджета.
Динамику
поступления НДС в федеральный
бюджет за сопоставимый период с 1994
по 1997г. (при неизменной ставке 20%) можно
проследить на основе данных таблицы
6.
Таблица 6
Динамика поступления НДС в федеральный бюджет за период
1994-1997 гг. (млрд. руб.)
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Доходы федерального бюджета | 124477,0 | 224400,5 | 347200,0 | 434365,1 |
в том числе НДС | 39557,0 | 74162,1 | 126928,3 | 171936,6 |
Удельный вес НДС в доходах федерального бюджета | 31,78 | 33,05 | 36,56 | 39,58 |
Годовой прирост (абсолютный) | - | 34605,1 | 52766,2 | 45008,3 |
Годовой прирост (относительный в %) | - | 187,5 | 171,1 | 135,5 |
2. Практические аспекты исчисления и уплаты НДС на примере ООО «Дейтрон»
2.1 Характеристика деятельности ООО «Дейтон»
Общество с ограниченной ответственностью «Дейтон» является коммерческой организацией, созданной в 2005 году по решению учредителей. Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства.
Предприятие
занимается оптово-розничной торговлей
на территории Российской Федерации. Закупает
продукцию у иногородних поставщиков,
выступая в качестве дистрибьютора. Основная
продукция йогурты и молоко, которые закупаются
для оптовой продажи. А также предприятие
приобретает продукцию у местных поставщиков
с целью реализации в своих торговых точках.
2.2 Порядок исчисления и взимания НДС
Рассмотрим, как осуществляются операции купли и продажи, когда ООО «Дейтон» выступает в роли покупателя и продавца, и как это отражается на определении НДС подлежащего уплате в бюджет.
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса РФ, производятся только на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих принятие этих товаров (работ, услуг) к учету.
Вся деятельность по покупке продажи товара начинается с заключения договора, в котором прописываются все условия реализации продукции. Указывается общая сумма договора с выделением суммы НДС, сроки поставки и оплаты товара.
Как нам уже известно, при покупке товара, покупатель уплачивает не только стоимость продукции, но и входящий НДС, который нам должен быть возмещен из бюджета. Основным документом, дающим право на возмещение из бюджета является счет – фактура. Налоговые органы могут отказать в вычете, если на данную поставку не будет оформленного в соответствии со статьей 169 НК РФ счета – фактуры. Там приведен обязательный перечень к оформлению счета-фактуры. Наименование номера и даты документа, отправителя и получателя, ИНН обоих участников сделки, грузоотправитель и его адрес, грузополучатель и его адрес, наименование товара, суммы без НДС, ставка НДС, сумма итого с включенным НДС, личные подписи руководителя и главного бухгалтера, либо уполномоченного лица. На практике, я столкнулся с фактом проставления на счетах – фактурах факсимильной подписи руководителя и главного бухгалтера, что не применимо к счетам - фактурам, соответственно, налоговой орган, может отказать нам в возмещении НДС по данному счету - фактуре. Российской практике знакомы такие примеры, когда налоговые органы отказывали в вычете. И только с помощью судебных разбирательств удавалось устранить данную проблему.
Факсимильная подпись, может применяться только для регистрации сделок, подписания договоров, подписания товарных накладных и благодарственных писем и другое, но к счету - фактуре не применим.
При поступлении товара нам должны предоставить счет –фактуру. В соответствии с пунктом 3 статьи 168 главы 21 Налогового кодекса РФ предприятия при реализации товаров (работ, услуг) выставляют соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Изначально вместе с товаром могут привезти накладную, товарно- транспортую накладную или просто счет, позднее счет – фактуру. Получив, счет фактуру, данное предприятие ставит его на приход, и отражает в журнале учета полученных счетов – фактур, на его основании составляется книга покупок. В книге покупок отражается вся информация о наименовании поставщиков, реализовавших нам товар за данный период времени, суммы и даты поставок товара, ставки НДС, видны общие суммы закупленной продукции и уплаченного вместе с продукцией суммы НДС, которая подлежит возмещению из бюджета, но так как данное предприятие реализует продукцию, то эта сумма будет вычетом, уменьшением суммы НДС к уплате в бюджет.
Процесс реализации ведется в таком же порядке, только выданные счет- фактуры регистрируются в книге продаж, так как на предприятии компьютерная обработка данных, то данный счет, при выписывании, автоматически будет включен в книгу продаж.
При
учете момента определения
Таким образом, итоговые суммы по начислению НДС за налоговый период определяются по итогу книги продаж за соответствующий период. Кроме того, в книге продаж должны быть зарегистрированы и авансовые, а также прочие поступления средств, если их получение связано с реализацией товаров, работ, услуг.
Для того чтобы предприятие имело право зачесть сумму НДС, уплаченную поставщикам, необходимо, чтобы сумма НДС в документах, принятых к оплате, была выделена отдельной строкой. Предприятие определяет сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, для этого бухгалтер предприятия формирует книги покупок и продаж либо формирует книгу доходов и расходов, в программе 1:С. В книге покупок, отражается НДС к вычету, а в книге продаж к уплате. В зависимости от того какой НДС дебетовый или кредитовый, предприятие либо уплачивает разницу, если НДС кредитовый, либо ничего не уплачивает, так как сумма возмещения больше.
Определим сумму НДС за IV квартал 2010г:
Предприятие реализовало продукции на 10 455 420, 16 рублей, в том числе НДС 18% - 572 946, 9 рублей, НДС 10% - 609 039, 54 рубля
Итого сумма НДС с реализации 1 181 986, 44 рубля.
Предприятие закупило продукции на 8 561 495, 17 в том числе НДС 18% - 467 214, 66 рублей НДС 10% - 472 967, 59 рублей
Итого сумма НДС к возмещению 940 182, 25 рублей.
В данной ситуации видно, что сумма НДС реализации превышает сумму к возмещению, значит необходимо высчитать сумму уплаты налога в бюджет:
1 181 986, 44 – 940 182. 25 = 241 804, 19 рублей.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, за IV квартал составила 241 804, 19 рублей.
3. Пути реформирования НДС в России
3.1 Преимущества и недостатки механизма исчисления НДС в РФ
НДС,
сохраняя достоинства других косвенных
налогов с точки зрения фискальной,
не имеет их главных недостатков.
Среди причин, обусловливающих
Как
показывает анализ практики взимания
налога на добавленную стоимость
в Российской Федерации действующая
система исчисления налога содержит в
себе значительные недостатки, требующие
коренного ее пересмотра и вот лишь несколько
из них: первый общий и значительный недостаток
существующей и предлагаемой систем начисления
НДС состоит в его сути фактическим
плательщиком налога есть конечный потребитель;
второй общий, но незначительный недостаток
состоит в возможности злоупотреблений
путем занижения отпускной цены, можно
считать, что этот недостаток относительно
преодолен действующим законодательством;
злоупотребления при расчетах наличными
- это неискоренимо, конечно, технически
возможно вооружить все население кредитными
карточками и запретить наличные.
3.2 Основные направления совершенствования НДС в России
На основе проведенного в настоящей работе анализа теоретических основ взимания налога на добавленную стоимость можно сформулировать ряд предложений по реформированию российского налога на добавленную стоимость: