Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:44, научная работа
Целью работы является изучение актуальности налогового менеджмента в деятельности организаций.
Введение ________________________________________________________________ стр.3
I Теоретические основы налогового менеджмента ______________________________ стр.6
II Проблемы создания системы налогового менеджмента на предприятии и разработка рекомендаций по их решению______________________________________________ стр.13
III Налоговый менеджмент: границы законности, риски и ресурсы ______________ стр.18
Заключение ____________________________________________________________ стр.22
Список литературы ______________________________________________________ стр.25
Приложение ____________________________________________________________ стр.28
6. Релевантность. Показатели в системе должны точно отражать процесс или цель, которые необходимо оценить. Хорошей проверкой является определение возможности действовать на основе результатов данного показателя. Если какой-либо аспект деятельности выполняется плохо, должна быть возможность оценить сущность проблемы и ликвидировать ее.
Оптимального числа показателей не существует, главное, чтобы они позволяли объективно оценивать результаты деятельности и удовлетворяли приведенным критериям. Все показатели системы необходимо документально систематизировать, подготовить по всем показателям подробную информацию, включая полный перечень их характеристик.
Сбалансированная система показателей дает руководству совершенно новый инструмент управления, переводящий видение налогового менеджмента и его стратегические цели в набор взаимосвязанных сбалансированных показателей, оценивающих критические факторы не только текущего, но и будущего развития, возможность связать стратегию менеджмента с набором взаимосвязанных ключевых показателей результативности, индивидуально разработанных для различных уровней управления.
Итак, перейдём непосредственно к формулам [10,37]. Вес конкретного показателя можно будет определить по следующей формуле:
Вес конкретного показателя = Потенциал / ∑ потенциалов всех показателей * 100%
Целевую эффективность каждого показателя можно определить, исходя из его достигнутого значения, по формуле:
Целевая эффективность конкретного показателя = (Достигнутое значение – текущее значение) / (целевое значение – текущее значение) * 100%
А целевую эффективность налогового менеджмента в целом – по формуле:
Целевая эффективность налогового менеджмента = ∑Целевая эффективность конкретного показателя * Вес показателя / 100%
Кроме того, можно рассчитать прирост общей эффективности каждого показателя по следующим формулам:
• для максимизируемых показателей:
Прирост общей эффективности конкретного показателя = (Достигнутое значение – Текущее значение) / Текущее значение *100%
• для минимизируемых показателей:
Прирост общей эффективности конкретного показателя = (Текущее значение - Достигнутое значение) / Текущее значение *100%
И прирост общей эффективности налогового менеджмента по формуле:
Прирост общей эффективности налогового менеджмента = ∑Прирост эффективности конкретного показателя * Вес показателя / 100%
Систему сбалансированных показателей BSC можно реализовать в специальных программных продуктах таких как: Oros Scorecard, Hyperion Performance Scorecard, Oracle Scorecard и др.
Если компания имеет эффективную систему сбора и обработки информации, то рассчитывать значения ключевых показателей эффективности можно с необходимой периодичностью.
Необходимым условием является интеграция системы BSС с существующими на предприятии информационными системами. Это обеспечит автоматическое получение данных, необходимых для подсчета KPI, из существующих бухгалтерских, производственных и аналитических систем.
Программное обеспечение для поддержки системы BSC включае
1.SAP SEM (Strategic Enterpris
Состоит из пяти подмодулей:
1) планирования и моделирования бизнеса (BPS);
2) монитора корпоративной эффективности CPM);
3) бизнес-консолидации (BCS);
4) сбора бизнес-информации (BIC);
5) управления отношениями со стейкхолдерами (SRM).
2. PeopleSoft Balanced ScoreCard.
3. Oracle Balanced ScoreCard.
4. Open Ratings Balanced ScoreCar
5. InPhase Performance ScoreCard
Внедрение системы управления на базе сбалансированных показателей эффективности BSC позволяет:
1. Сформулировать стратегические цели и задачи компании в операционных показателях и нефинансовых индикаторах, доступных для понимания конкретных исполнителей.
2. Определить важнейшие факторы эффективности компании и сконцентрировать усилия всех подразделений на достижения запланированных п
3. Проводить комплексную оценку деятельности компании, основанную на постоянном контроле сбалансированных показателей эффективности.
4. Оперативно принимать верные управленческие решения на основе ключевых показателей эффективности и приоритетов в деятельности компании.
5. Решить задачу стратегического планирования и мониторинга достижения стратегических целей.
6. Мотивировать руководителей подразделений, центров ответственности, на достижение стратегических целей.
Глава II Проблемы создания системы налогового менеджмента на
предприятии и разработка рекомендаций по их решению.
Потребность в выделении налогового менеджмента диктуется внешними и внутренними причинами. К внешним причинам можно отнести: сложность, изменчивость, неопределенность, альтернативность норм налогового законодательства; тяжесть налогового бремени для хозяйствующего субъекта; возрастающий поток информации; увеличение размеров организаций и усложнение форм деятельности; неопределенность и динамизм внутренней и внешней среды. В качестве внутренних причин можно назвать ограниченность финансовых ресурсов и возрастающая опасность их потерь; возрастающая цена ответственности за принятые решения по сохранению бизнеса в условиях возрастающей конкуренции в процессе жизненного цикла развития организации. В настоящее время усиливается значение налогового менеджмента как фактора экономического роста хозяйствующих субъектов. В современных условиях так важно всестороннее изучение теоретических и практических аспектов налогового менеджмента, прежде всего в системе управления финансовыми потоками хозяйствующих субъектов. Важно не только выявлять налоговые последствия, но и воздействовать на налоговую составляющую финансовых ресурсов организации [10,90].
По нашему мнению, так как налоговый менеджмент тесно взаимосвязан с системой управления, то и базироваться он должен на управленческой теории и методах. Необходимо придерживаться следующего варианта организации налогового менеджмента - выполнение всех управленческих функций на самостоятельной основе без передачи части функций по управлению финансовому менеджменту. Это позволит придать последовательность операциям, определить четкую организационную структуру, исполнителей и ответственность за реализацию тех или иных налоговых мероприятий, осуществлять контроль над реализацией принятых управленческих решений, повысить уровень экономической вовлеченности элементов системы. Рассматривая налоговое планирование как функцию управления можно представить основные направления налогового планирования на каждом этапе управленческого цикла.
Таблица 1
Этап цикла управления | Направления налогового планирования |
Прогнозирование | Расчеты и оценка налоговых последствий расширения масштабов бизнеса и изменения его характера |
| Расчеты и оценка налоговых последствий реализации инвестиционных планов и программ |
Построение налоговой модели предприятия | |
Оценка тенденций развития налогового законодательства и их влияния на налоговые платежи предприятия | |
Планирование | Выбор схемы налогообложения |
| Разработка налоговой политики |
Разработка налогового плана по всей совокупности объектов налогообложения | |
Разработка графика налоговых платежей | |
Организация и координация | Уточнение схемы налогообложения в связи внесением изменений в действующее налоговое законодательство |
| Внесение корректировок в налоговую политику предприятия |
Разработка оперативных налоговых планов (поквартально) и корректировка годовых и оперативных планов в связи с изменением динамики объемов обложения и/или налоговой политик предприятия | |
Разработка оперативных графиков налоговых выплат | |
Организация и координация деятельности всех служб и принятие решений, существенно влияющих на формирование объектов налогообложения | |
Сбор и регистрация данных | Разработка модели налогового учета предприятий |
| Формирование информационной модели налогового учета и документооборота, связанного с движением и изменением объектов налогового учета |
Разработка процедур формирования налоговой отчетности предприятия | |
Разработка форм и методики заполнения налоговых регистров | |
Контроль | Планирование мероприятий контроля налоговой отчетности предприятия |
| Проверка планируемых и фактических налоговых выплат |
Контроль соблюдения графика финансовых выплат | |
Контроль исполнения обязанностей специалистами налоговой службы и иных служб, связанных с реализацией задач налоговой деятельности | |
Контроль своевременности представления информации, необходимой для реализации налоговой службой предприятия поставленных перед ней задач | |
Анализ | Выполнение аналитических расчетов и выявление факторов, влияющих на показатели налоговой отчетности предприятия |
| Выявление причин расхождений между плановыми и фактическими объемами налоговых выплат |
Анализ причин несоблюдения графиков налоговых выплат | |
Анализ причин невыполнения задач налоговой службы | |
Анализ причин отклонений от установленного графика представления информации и документов | |
Регулирование | Устранение причин расхождений или ошибок в данных налоговой отчетности |
| Устранение причин отклонений от планов, корректировка плановых отчетов |
Устранение причин отклонений от установленного графика выплат, ликвидация недоимок по налогам и причин неплатежей | |
Работа с персоналом налоговой службы предприятия для обеспечения эффективности налоговой службы | |
Уточнение графиков представления документов и информации, принятие мер воздействия при выявлении фактов халатности и недобросовестности работников предпрития |
Если говорить о стадиях налогового планирования, то выделяют 4 стадии:
Стадия 1: Принятие решения о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран. В РФ для этого используются свободные экономические зоны и закрытые административно-
Стадия 2: Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам;
Стадия 3: Текущее налоговое планирование состоит из следующих элементов:
использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;
использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирования сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;
разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.
Все перечисленные факторы учитываются при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.
Стадия 4: на данной стадии принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а отдельных случаях -обеспечить возврат части уплаченных налогов.
На практике этапы налогового планирования можно использовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.[5]
Предложенная система налогового менеджмента является действенным инструментом для практического использования в деятельности организации. Данная система, обеспечив высокий уровень коммуникации между подразделениями, высшим руководством и собственниками, создаст предпосылки к поиску новых возможностей получения дополнительной прибыли, используя налоговый фактор в целях устойчивого развития организаций.
Оценить результативность системы налогового менеджмента можно только по степени влияния применяемых методов и способов на достижение определенных задач организаций в зависимости от этапа жизненного цикла. В работе представлен перечень критериев (с определенными ограничениями) оценки результативности налогового менеджмента в дополнение к существующему критерию в виде минимума налоговой нагрузки:
1) минимум налоговых платежей в течение налогового периода (ограничениями являются соблюдение законности и достижение запланированного уровня конечного финансового результата);
2) минимум налоговых платежей за весь период функционирования организации (ограничением, кроме законности, является определенный уровень финансового результата за этот же период или предельно-допустимое соотношение: налоговые платежи к финансовому результату в каждом из налоговых периодов в течение всего времени осуществления организацией деятельности);
3) обеспечение равномерности формирования налоговых обязательств в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами при обеспечении запланированного уровня прибыли;
4) максимум финансового результата при ограничении максимальной суммы уплачиваемых налогов или максимально допустимого приращения налоговых платежей на единицу прироста финансового результата.
Налогоплательщик, проводящий мероприятия по оптимизации налогообложения, обычно находится в зоне повышенного риска по сравнению с теми налогоплательщиками, которые не применяют данные мероприятия. В настоящее время идет ведомственный информационный обмен о типичных нарушениях налогового законодательства. Кроме того, Высшим Арбитражным Судом недавно было дано определение необоснованной налоговой выгоде. Из этого следует, что фискальные органы и суды получили инструмент, позволяющий выявлять незаконные налоговые схемы и привлекать бизнес к ответственности.
Теперь, если налоговые органы обнаружат в деятельности организаций несколько действий, направленных на снижение налогового бремени, они могут заподозрить организацию в экономической нечистоплотности и обратиться в суд. А он в свою очередь должен решить: соответствуют ли действия бизнеса «действительному экономическому смыслу». При этом отсутствуют четкие критерии, которые безоговорочно свидетельствуют о необоснованной налоговой выгоде, и те, которые сами по себе об этом не свидетельствуют. Данное обстоятельство свидетельствует об усилении «налоговой опасности» для налогоплательщиков.
На основании вышеизложенного подхода в работе была выявлена значимость нескольких инструментов налогового менеджмента для реализации функции планирования. Расчеты показывают, что из представленных инструментов наиболее значимыми являются:
1) изменение сроков уплаты налога в виде инвестиционного налогового кредита;
2) правильная организация сделок;
3) формирование учетной политики.