Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 02:11, дипломная работа
Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма налогового контроля.
Уполномоченные контрольные
Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его—исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Данная форма контроля является частью процесса оперативного управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и иных юридических лиц в части контроля за соблюдением установленных форм финансовых отношений, касающихся налогообложения. Она применяется во внутрихозяйственном контроле. Необходимо отметить, что текущий налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты.
Значение данной формы
Заключительная форма
Для последующего налогового
контроля характерны
Таким образом, белорусская
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов (прибыли);
- другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т. д.) [39].
Вообще, в финансовой литературе нет единства между авторами по поводу определения форм налогового контроля. Например, некоторые выделяют формы, альтернативные закрепленным законодательно: ревизию, проверку и надзор. Но несмотря на многочисленность точек зрения по этому поводу, наиболее предпочтительной представляется позиция белорусской школы финансов, выделяющей предварительный, текущий и последующий налоговый контроль в качестве его форм.
Важнейшими элементами
Налоговый контроль
- проверок;
- обследований;
- опроса налогоплательщиков и других лиц;
- анализа [26, с. 119].
В неразрывном единстве с
Под методом налогового контроля понимается совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояние объектов и предметов налогового контроля [41, с. 123].
По поводу методов налогового контроля, равно как и по поводу его форм, существует несколько точек зрения. Например, В. В. Бурцев с составе метода государственного налогового контроля выделяет:
1) общенаучные
методические приемы
2) собственно
эмпирические методические
3) специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики) [12, с. 96].
Базируясь на предложенных
- общенаучные
методы, такие как анализ, синтез,
моделирование, статистический
- специальные методы исследования, такие как проверка документов, экономический анализ, экспертиза, инвентаризация, осмотр предметов, помещений, территорий, применение которых характерно для определенных видов деятельности, в частности, для контрольной деятельности;
- методы
воздействия на проверяемых
Применение конкретного метода
налогового контроля зависит
от вида осуществляемого
Следует согласиться с мнением ученой Е. В. Шориной, которая отмечала, что “в зависимости от научных и практических задач в основу классификации видов контроля могут быть положены различные критерии: природа субъектов контроля, их задачи, содержание контрольной деятельности, характер контрольных полномочий, характер взаимоотношений субъекта контроля с подконтрольным объектом, стадии управления, на которых проводится контроль, юридические последствия контроля” [41, с. 141]. Аналогичный подход к классификации контроля нашел свое развитие в трудах многих ученых, и к настоящему времени в экономической науке сложились традиционные классификации финансового и налогового контроля, предполагающие выделение видов контроля в зависимости от субъектов, форм, методов контроля, периодичности, направленности, глубины, времени проведения контрольных мероприятий.
Так как налоговый контроль
обычно рассматривается в
1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) налоговый контроль, осуществляемый
таможенными и другими
В зависимости от
2. В зависимости от характеристики контролируемых лиц;
а) налоговый контроль
б) налоговый контроль
в) налоговый контроль
3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:
а) комплексный налоговый
б) тематический налоговый
в) целевой налоговый контроль,
производимый по отдельным
4. В зависимости от используемых методов и приемов поверки документов налоговый контроль делится на два подвида:
1) в зависимости от степени охвата предметов контроля:
а) сплошной налоговый контроль
(проверка всех имеющихся
б) выборочный налоговый
2) В
зависимости от источников
а) документальный налоговый
б) фактический налоговый
в) встречный налоговый
5. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:
а) предварительный контроль;
б) текущий контроль;
в) последующий контроль.
6. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:
а) камеральный налоговый
б) выездной налоговый контроль
(проводится по месту
7. В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий:
а) плановый налоговый
б) внеплановый налоговый контроль.
Таким образом, российские