Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействует на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность и теоретические основы налогового контроля…………………...3
1.1 Понятие налогового контроля, его признаки и формы……………………..3
1.2 Виды и периодичность налоговых проверок………………………………..6
1.3 Налоговый контроль в странах ЕврАзЭС…………………………………...8
2. Анализ проведения тематических проверок с учетом применения информационных систем (на базе Сарыаркинского налогового управления города Астана)…………………………………………………………………...12
2.1 Анализ информационной системы электронный контроль налогового аудита……………………………………………………………………………..12
2.2 Анализ поступлений налогов по Налоговому управлению района Сарыарка за период с 2006 по 2007 годы………………………………………14
2.3. Пути совершенствования проведения тематических проверок………….17
3. Проблемы осуществления Налогового Контроля в Республики Казахстан…………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ налоги готова.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Независимо от вида налога применяются одни и те же методы выбора объектов для проверки. При этом многие налоговые службы предпочитают использовать одновременно несколько разных методов, а не полагаться на какой-либо один. Цель такого выбора обычно заключается в поиске потенциально наиболее «продуктивных» случаев, т.е. таких налогоплательщиков, проверка которых сулит наибольший объем доначислений.

На сегодня развитые страны накопили значительный опыт совершенствования  налогового администрирования, в части  автоматизации планирования налоговых проверок, которая призвана стандартизировать и сделать более эффективной деятельность налоговых служащих при проведении мероприятий, контролирующих исполнение налоговой дисциплины.

Самым простым методом  выбора налогоплательщиков для проверки – является случайный выбор. По сравнению с большинством других подходов случайный выбор обычно дает мало дополнительных начислений. Чаще всего метод случайного выбора применяется для построения выборки налогоплательщиков, по которой судят затем о характеристиках генеральной совокупности.

Налоговыми органами Республики Казахстан планированию налоговых проверок уделяется пристальное  внимание, т.к. от качества составления плана проведения налоговых проверок, правильности отбора налогоплательщиков на проверку зависит эффективность использования рабочего времени, результат контрольно-экономической работы налоговых органов в целом.

Кардинальным шагом  в совершенствование налогового администрирования стало внедрение  информационной системы «Электронный контроль налогового аудита», которая позволяет автоматизировать процесс планирования и проведения налоговых проверок.

Автоматизация процесса планирования контрольной работы в  системе ЭКНА позволит сделать более  эффективной деятельность налоговых  специалистов при проведении контрольных мероприятий, посредством проведения «точечного аудита».

В рамках информатизации налоговых  органов, методика отбора налогоплательщиков решается за счет взаимосвязанного комплекса  мероприятий – автоматизированного камерального контроля, прогрессивных методов планирования и сопровождения налоговых проверок.

Внешние, по отношению  к ИС ЭКНА, информационные системы  регистрируют налоговое нарушение  при приеме форм налоговой отчетности от налогоплательщика, при этом обеспечивается предварительная обработка налогового нарушения, с целью отсева нарушений, вызванных «техническими» проблемами при обработке налоговой отчетности.

 

Рисунок №4

 

После принятия сообщения  о налоговом нарушении, в ИС ЭКНА выполняется автоматический анализ принятого сообщения, в соответствии с критериями оценки. Каждое выявленное налоговое нарушение может быть отнесено к одной из групп:

ФЛК;

камеральный контроль;

отдельные сведения (систематическая  убыточность, низкий коэффициент налоговой нагрузки и другие).

Для анализа нарушений используется система формирования рейтинга – степени «тяжести» нарушения. Следует различать две составляющие рейтинга налогоплательщика:

рейтинг по налоговым  нарушениям;

коэффициент приоритета, выставляемый по регистрационным данным (по умолчанию равен 1).

Рейтинг по налоговым  нарушениям из различных информационных систем для каждого налогоплательщика  суммируется. Наряду с рейтингом  налогоплательщика, рассчитывается предполагаемая сумма доначислений по акту налоговой  проверки, на основе сообщений из внешних информационных систем о суммах отклонений, выявленных в формах налоговой отчетности. Алгоритм расчета предполагаемых сумм доначислений следующий:

  • на основе информации, переданной внешней информационной системой, определяется форма налоговой отчетности, в которой установлены нарушения;
  • на основе справочных данных, позволяющих определить ставку налога по коду формы налоговой отчетности, рассчитывается предполагаемая сумма доначислений, равная произведению суммы отклонения на ставку налога.

Совершенствование системы планирования, организации и проведения налоговых проверок, синхронизированных по все звеньям налоговой системы в ИС ЭКНА, позволит:

  • своевременно выявлять налоговые нарушения и оперативно реагировать на них;
  • отслеживать вертикально интегрированные и взаимосвязанные структуры налогоплательщиков;
  • разрабатывать методы, алгоритмы и программы автоматизированного выявления основных схем ухода от налогообложения и сокрытия налогов;
  • анализировать и разрабатывать предложений по внесению изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;

Дальнейшее совершенствования порядка осуществления тематических проверок необходимо направить по следующим направлениям:

– совершенствование отбора налогоплательщиков для включения в План проверок, по результатам многомерного анализа аналитических данных хранилища OLAP;

– разработка методических рекомендацию по осуществлению тематических проверок согласно нового Налогового кодекса Республики Казахстан;

– внедрение информационных систем на государственном языке;

Заключение

 

Налоговый контроль – это не только контроль за полной и своевременной уплатой налогов. В своем широком значении налоговый контроль – это контроль за исполнением законодательства. Контроль за соблюдением законодательства – это общая функция государства, которая распространяется на любые отрасли законодательства. Осуществляя контроль за соблюдением законодательства в целом, государство действует в качестве субъекта, равноудаленного от обеих сторон правоотношения, выступая в качестве беспристрастного арбитра в случае возникновения спора между ними.

Налоговый контроль состоит  не только в проверке исполнения налогового законодательства, полноты и своевременности  перечисления обязательных пенсионных взносов, но и в проверке правильности исчисления и полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также устранения нарушений законодательства Республики Казахстан.

Анализ  процедуры проведения налоговых  проверок в странах ЕврАзЭС позволяет сделать некоторые выводы:

– необходимы гармонизация и унификация форм и методов налогового контроля, которые должны быть четко прописаны в законодательстве стран (по примеру Казахстана и Таджикистана);

· основные виды налоговых проверок должны быть четко определены в законодательстве (как, например, в России), что необходимо для разработки единых процедур проведения проверок;

· следует унифицировать сроки проведения налоговых проверок, так как в каждой стране используется свое исчисление: в России – месяцы, в остальных странах – дни (рабочие или календарные). Вероятно, наиболее удобно использовать измерение именно в рабочих днях, что позволит рациональнее распределить нагрузку на налоговые органы (так как при календарном измерении не учитываются выходные и праздничные дни);

· необходимо рассмотреть вопрос о создании единых форм документов, в том числе решений по результатам налоговых проверок.

Автоматизация проверок позволит сократить трудоемкость аналитической работы; повысить результативность выездных налоговых проверок путем обоснованного отбора налогоплательщиков; снизить количество налоговых нарушений за счет повышения качества контрольной работы; создать информационные ресурсы для накопления данных о налоговых нарушениях и их использования в последующих выездных проверках. Кроме того, станет возможным осуществление одного из основных принципов взаимодействия налоговых служб государств – участников ЕврАзЭС, а именно создание и функционирование информационных систем, обеспечивающих взаимодействие и обмен информацией между налоговыми органами.

Кардинальным шагом в достижении данной цели является совершенствование налогового администрирования посредством внедрения информационной системы «Электронный контроль налогового аудита».

Несмотря на чрезвычайно сжатые сроки разработки нового налогового кодекса, необходимо отметить, что он существенно приближает налоговую систему Казахстана к мировой практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, позволяет построить траспарентную систему налогового администрирования.

Так, с целью снижения общей налоговой нагрузки новый  Налоговый кодекс предусматривает  последовательное, в течение трех лет понижение ставки корпоративного подоходного налога: с 1 января 2009 года – до 20%, с 2010 года – до 17,5%, с 2010 года – до 15%.

Новый налоговый кодекс предусматривает ликвидацию обязанности  по расчету и уплате авансовых  платежей по корпоративному подоходному  налогу для малого и среднего бизнеса.

Таким образом, созданная в Республике Казахстан прогрессивная налоговая  система, ориентированная на стимулирование реального роста производства и экономики в целом, на обеспечение снижения дефицита государственного бюджета, подвергнется реформированию с целью усиления стимулирующей и легализующей роли.

Анализ  проверок по Налоговому управлению Сарыаркинского района показал, что темп роста всех налоговых проверок с каждым годом растет это связано с тем, что количество зарегистрированных предприятий и индивидуальных предпринимателей увеличивается.

За период с 2006 года по 2007 год по Налоговому департаменту района Сарыарка общее количество уведомлений составило 29860

Исходя из данных 2007 года в течение  всего года выставлено 528 распоряжений о приостановлении расходных операций по банковским счетам 374 налогоплательщикам на сумму – 284087,3 тысяч тенге, и отозвано 449 инкассовых распоряжений по 102 предприятиям на сумму – 114625,0 тысяч тенге, в том числе в декабре 35 инкассовых распоряжений по 10 предприятиям на сумму – 10831,7 тысяч тенге.

Кроме того, в налоговых  органах применяются 12 информационных систем. Не секрет с целью облегчения деятельности налоговых органов, подчастую налогоплательщиков заставляют получать электронные ключи для сдачи налоговой отчетности в электронном виде, что противоречит пункту 3 статьи 68 Налогового кодекса РК.

Сегодня не каждый налогоплательщик, особенности индивидуальные предприниматели, имеют возможность грамотно справиться с информационной системой. Зафиксированы  случаи сбоя программного обеспечения  именно в период сдачи налоговой  отчетности. В терминалах налогоплательщика в дни сдачи налоговой отчетности огромные очереди, душно, программа «виснет»

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Кодекс Республики  Казахстан «О налогах и других  обязательных платежах в бюджет»  от 12.06.2001 г. №210-II по состоянию на 1 января 2008 года, Издательский дом «БИКО», Алматы 2007. – 143 с.

2. Кодекс Республики  Казахстан «О налогах и других  обязательных платежах в бюджет»  от 10.12.2008 г. №100-IY по состоянию на 1 января 2009 года, Алматы, центральный дом бухгалтера, 2009. – 255 с.

3. Ежегодное послание  народу Казахстана Президента  Республики Казахстан Н. Назарбаевна 6 февраля 2008 г. -22 с.

4. Разъяснения кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Всетник налоговой службы РК, Спецвыпуск №1, январь 2009 г. - 51 с.

5. Бекболсынова А.С. Налоги и налогообложение / Учебное пособие, Астана, BG-print, 2007–374c.

6. Бекболсынова А.С. Контроль налоговых органов за деятельностью предприятий / Учебник, Астана, BG-print, 2006–256 c.

7. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы / Учебник, Алматы, Каржы-Каражат, 1997–470 с.

8. Паскачев А.Б. Налоги и налогообложение / Учебник, Высшее образование, Москва, 2008–382

9. Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан / Учебник, Алматы, Жеты Жаргы, 1998–302 с.

10. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран / Учебное пособие, ООО «Новое знание», Москва, 2003–297 с.

11. Т.Н. Крамаренко, А.Н. Зарипова / Контроль налоговых органов, Астана, Фолиант, 2004–125 с.

12. С.И. Богачев. Налоговые проверки деятельности предприятий, издательство дом «БИКО», 2003–560

Вестник налоговой службы РК, №11 ноябрь 2007 г. - 31 с.

13. Вестник налоговой службы РК №10,2007 г. - 30 с.

14. Вестник налоговой службы РК №12,2008 г. - 27 с.

15. Бухгалтер и право, ЦДБ №5, май 2008 - 32 с.

16. Методические рекомендации  по проведению тематических проверок, НК МФ РК, 2007–56 с.

17. Инструктивный материал по применению информационной системы ЭКНА, Плюс-микро, Караганда, 2004–187 с.

18. www.salyk.kz

 

 




Информация о работе Налоговый контроль