Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействует на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность и теоретические основы налогового контроля…………………...3
1.1 Понятие налогового контроля, его признаки и формы……………………..3
1.2 Виды и периодичность налоговых проверок………………………………..6
1.3 Налоговый контроль в странах ЕврАзЭС…………………………………...8
2. Анализ проведения тематических проверок с учетом применения информационных систем (на базе Сарыаркинского налогового управления города Астана)…………………………………………………………………...12
2.1 Анализ информационной системы электронный контроль налогового аудита……………………………………………………………………………..12
2.2 Анализ поступлений налогов по Налоговому управлению района Сарыарка за период с 2006 по 2007 годы………………………………………14
2.3. Пути совершенствования проведения тематических проверок………….17
3. Проблемы осуществления Налогового Контроля в Республики Казахстан…………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ налоги готова.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

– предписание не вручено либо не оформлено в установленном порядке

– сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;

– данные лица не указаны в предписании;

– запрашивается документация, не относящаяся к проверяемому налоговому периоду.

Налоговым кодексом строго определены виды налоговых проверок, к которым относятся:

  1. документальные проверки;
  2. рейдовые проверки;
  3. хронометражное обследование.

Документальные проверки проводятся на основе результатов камерального контроля, данных уполномоченных органов по учету объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, и данных других форм налогового контроля.

Документальная проверка является одним из важнейших и сложных видов налоговой проверки.

Документальные проверки подразделяются на следующие виды:

  • комплексная проверка – проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • тематическая проверка – проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым кодексом, а также по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен.
  • встречная проверка – проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком связанным с указанными лицами;
  • дополнительная проверка – проверка на основании решения органа налоговой службы, рассматривающего жалобу налогоплательщика, обращение нерезидента о повторном рассмотрении заявления на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета. [2]

Налоговые проверки органами налоговой службы производятся на основании  графика (плана) проверок. При составлении данного графика отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится по разработанным на основании налогового законодательства критериям отбора.

В настоящее время  отбор налогоплательщиков подлежащих проверке производится в электронном  режиме, т.е. формируется база данных.

В базе данных по каждому  юридическому лицу необходимо представить  следующие характеристики:

1) общие сведения о  налогоплательщике

а) наименование предприятия  и его РНН;

б) код того налогового комитета, в котором налогоплательщик состоит на контроле;

в) дата налоговой регистрации, т.е. дата постановки на учет в налоговых  органах, позволяет определить целесообразность назначения проверки с точки зрения срока функционирования предприятия;

г) дата последней налоговой  проверки

д) вид предыдущей проверки;

е) вид деятельности предприятия.

2) Сведения о результатах  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия и исполнения им  своих налоговых обязательств  за каждый календарный год:

а) размер совокупного  годового дохода предприятия;

б) сумма уплаченных налогов;

в) начисленные суммы  налогов.

 

1.3 Налоговый контроль в странах ЕврАзЭС

 

Одной из задач налогового реформирования в странах ЕврАзЭС является сближение, гармонизация и унификация их налоговых  систем, и в частности налогового контроля.

Учитывая, что в каждой стране сложилась  собственная система налогового администрирования, выполнение этой задачи возможно только на основе анализа  применяемых форм, методов и процедур налогового контроля. Для удобства информация сведена в таблицу.

Наиболее четко формы налогового контроля прописаны в налоговых кодексах Казахстана и Таджикистана. Формы налогового контроля в России и Беларуси вытекают из определения налогового контроля. В НК Киргизии они прямо не названы, их можно выделить по аналогии с функциями, возложенными на налоговые органы, исходя из статей, посвященных налоговому администрированию.

Основными видами налоговых проверок во всех странах являются камеральные (документальные), выездные (рейдовые) и встречные. Однако в Казахстане и Таджикистане комплексная, тематическая и встречная проверки проводятся в рамках документальной проверки, а в Беларуси – в рамках выездной. Проверка в виде хронометражного обследования существует только в Казахстане и Таджикистане. Период охвата налоговой проверкой в разных странах отличается: в России и Таджикистане –3 года, в Казахстане – 5 лет. И если в Киргизии полнота охвата проверкой связана с налоговым периодом по налогу, то в белорусском законодательстве на этот счет ничего не сказано.

В общем  случае периодичность проведения налоговой проверки не превышает 1 раза в год. В то же время эта периодичность зависит от вида проверки (например, комплексные проверки в Казахстане и Таджикистане проводятся не чаще 1 раза в год, а тематические – не чаще 1 раза в полугодие).

Самое сильное администрирование в  этой области наблюдается в Беларуси: в законодательстве четко определена периодичность исходя из различных  условий. Что касается длительности налоговых проверок, то в российском законодательстве она установлена  в месяцах, в законодательствах остальных стран – в днях. В принципе, во всех странах эти сроки практически одинаковы. Также везде предусматривается продление сроков, что связано в основном с проверкой организаций, имеющих обособленные подразделения. Самый малый срок, на который может быть продлена проверка, – 10 дней – установлен в Киргизии.

Процедуры завершения налоговых проверок во всех странах достаточно однотипны. Как правило, результаты проверок оформляются актом (или справкой), который подписывается проверяющим и проверяемым (кроме, случаев отказа или невозможности подписать акт проверяемым) и вручается налогоплательщику либо направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

Только  в Беларуси и России установлены  сроки составления акта проверки (соответственно 5 рабочих дней с даты завершения проверки и 2 месяца после составления справки).

В законодательстве этих стран также более четко  прописан порядок принятия решений (уведомлений) по актам налоговых  проверок: в Беларуси – 5 рабочих дней со дня вручения акта проверки плательщику, что гораздо меньше, чем в России (2 недели со дня получения акта проверки).

Произведем  сопоставлений элементов налогового контроля по восьми пунктам и приведем их в табличной форме.

 

 

 

Таблица №2. Сопоставление элементов налогового контроля.

 

Казахстан

Россия

Беларусь

1) Формы налогового контроля

-регистрация налогоплательщиков  в налоговых органах;

– прием налоговых форм:

– камеральный контроль;

– учет исполнения налогового обязательства, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению ОПВ, исчислению и уплате СО;

– налоговое обследование;

– мониторинг крупных налогоплательщиков;

– налоговые проверки;

– контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин;

– контроль за подакцизными товарами;

– контроль при трансфертном ценообразовании;

Налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а  также другие формы, предусмотренные НК РФ

Учет  плательщиков (иных обязанных лиц), налоговые проверки, опрос плательщиков и других лиц, проверка данных учета  и отчетности, осмотр движимого и  недвижимого имущества, помещений  и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и другие формы, предусмотренные налоговым и иным законодательством

2) Виды налоговых проверок

  1. документальные проверки;
  2. рейдовые проверки;

хронометражное  обследование.

Камеральная Выездная Встречная (в случае необходимости получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами)

1. По  основанию назначения: плановая  внеплановая 
2. По видам: камеральная выездная: комплексная рейдовая тематическая встречная

3) Период охвата налоговой проверкой и периодичность проведения

Комплексные – не чаще одного раза в год;

Тематические  – не чаще одного раза в полугодие  по одному и тому же виду налога и  другому обязательному платежу  в бюджет,

Встречные – по мере необходимости.

Дополнительные  – по жалобам, заявлениям.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Плановая выездная проверка одного и того же плательщика может проводиться не более 1 раза в год.

Внеплановая выездная проверка проводится по поручениям правоохранительных, судебных, контролирующих органов РБ.

4) Длительность налоговых проверок

30 рабочих  дней;

Для ЮЛ не имеющих структ подразделений и ИП 45 раб. дн., вышестоящим органом – 65 раб. дней

Для ЮЛ, имеющих структ. подразделение, крупных  налогоплательщиков 75 раб. дней, вышест. органом – 180 рабочих дней.

Камеральная проверка – 3 месяца, выездная – 2 месяца (до 3 месяцев в исключительных случаях).

При проверке организаций, имеющих филиалы и  представительства, срок увел. на 1 месяц  для проверки кажд. ф-ла и представ.

30 рабочих  дней. Продление срока: по решению  руководителя налогового органа

5) Завершающие процедуры налоговых проверок

Акт проверки, при наличии нарушений направляется налогоплательщику. уведомление

Справка, а затем в течение 2 месяцев  акт проверки

Справка или акт

6) Срок обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

В течение 30 рабочих дней имеет право обжаловать уведомление

В течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о  нарушении своих прав

В течение 5 дней

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ проведения тематических проверок с учетом применения информационных систем (на базе Сарыаркинского налогового управления города Астана)

 

2.1 Анализ информационной системы электронный контроль налогового аудита

 

Одной из приоритетных задач  Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан, предусмотренных в Программе Правительства Республики Казахстан на 2006–2010 годы, является процесс автоматизации налогового и таможенного администрирования, а именно внедрение всех информационных систем, разработанных на базе налогового комитета МФ РК.

Целью налоговой политики Республики Казахстан является увеличение доходной части государственного бюджета  путем расширения налогооблагаемой базы и повышения качества налогового администрирования с использованием новых технологий, а также совершенствование налогового законодательства для стимулирования развития производства и роста инвестиций.

Кардинальным шагом в достижении данной цели является совершенствование налогового администрирования посредством внедрения информационной системы «Электронный контроль налогового аудита».

Основной целью разработки данной информационной системы является регламентация процедур взаимоотношений налогоплательщиков с государством по вопросу добросовестного исполнении налоговых обязательств.

Функционирование информационной системы «Электронный контроль налогового аудита» ориентировано на пополнение единой базы данных проведенных налоговых проверок, снижения доли обжалованных результатов налоговых проверок, исключения необоснованного уменьшения сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, ранее доначисленных в ходе проверок.

Функциональные возможности  данной информационной системы направлены на:

  • создание технологической среды и автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств;
  • для повышения достоверности оценки налоговой базы, выявление несоответствий и использование этой информации для пресечения налоговых нарушений;
  • выявление вертикально интегрированных и взаимосвязанных структур налогоплательщиков, создаваемых с целью ухода от уплаты налогов и сборов;
  • разработку методов, алгоритмов и программ автоматизированной системы выявления основных схем ухода от налогообложения и сокрытия налогов и сборов и разработка предложений по внесению изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах»;

Налоговый комитет Министерства Финансов Республики Казахстан сопровождает пилотную эксплуатацию данной информационной системы путем своевременной  выработки рекомендаций территориальным  налоговым комитетам по работе с  ИС ЭКНА на базе анализа предложений и замечаний по эксплуатации. Данный механизм сотрудничества позволяет постоянно совершенствовать программное обеспечение ЭКНА и дает толчок для развития методологической базы налогового законодательства. [17]

В соответствии с организационной структурой налоговой системы Республики Казахстан, система ЭКНА имеет трехуровневую иерархическую организацию.

На первом, верхнем уровне системы  находится НК МФ РК.

На втором уровне находятся  НК областного уровня, подчиненные  организации республиканского уровня.

Третий уровень составляют НК районного уровня, каждый из которых  подчинен своей областной организации.

 

Рисунок 1. Организационная структура системы ЭКНА

 

Система ЭКНА функционирует на всех трех уровнях, используя для обмена данными каналы связи.

На республиканском уровне выполняется регистрация жалоб налогоплательщиков, мониторинг дела, формирование отчетности, в отдельных случаях может производиться исполнение дела.

На областном уровне может выполняться регистрация жалоб на уведомления, прием отчетов по результатам рассмотрения жалоб по уведомлениям, мониторинг дела, формирование отчетности, исполнение дела.

На районном уровне выполняется: создание акта налоговой проверки, формируются уведомления, ведется текущий счет налогоплательщика, выполняется репликация на областной и республиканский уровни. Перечисленные уровни системы имеют одинаковые структуры хранения дел, но различные функции для работы с ними. В процессе эксплуатации система ЭКНА использует как общие справочники системы ИНИС так и специализированные справочники самой системы, которые ведутся централизованно (на уровне НК МФ), и обновляются одновременно на республиканском и областном уровнях.

Дела, созданные в нижестоящих  по иерархии организациях, доступны для  просмотра на вышестоящих уровнях  сразу после создания. Акты налоговых  проверок доступны для просмотра  в вышестоящих организациях только после того как над ними произведена  операция «Отправить в НК МФ». В областной организации становятся видны акты всех подчиненных районных организаций. На республиканском уровне доступны акты со всех НК республики.

На республиканском  уровне может производиться:

  • ведение реестра электронных актов налоговых проверок;
  • ведение реестра проверяющих специалистов НК;
  • мониторинг и анализ электронных актов;
  • регистрация жалобы налогоплательщика на решение вышестоящего налогового органа в уполномоченном налоговом органе;
  • регистрация отчета по результатам рассмотрения жалобы, который реплицируется на нижележащие уровни, где зарегистрировано дело;
  • формирование стандартных и нестандартных форм отчетности;
  • отслеживание контрольных сроков и ведение мониторинга за исполнением дела на нижележащих уровнях;
  • ведение единых справочников и классификаторов

Информация о работе Налоговый контроль