Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизма налогового контроля как основа налоговых органов.
Задачи данной работы:
Рассмотреть понятия и виды налогового контроля, порядок учета организации в налоговых органах, органы, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов
Определить принцип организации налоговых проверок: камеральной и выездной налоговой проверки
Рассмотреть порядок истребования документов при проведении налогового контроля
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 5
1.1 Понятия, элементы и виды налогового контроля 5
1.2 Порядок учета организации в налоговых органах 12
1.3 Органы, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов 15
2. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ 19
2.1 Камеральная проверка 19
2.2 Выездная налоговая проверка 23
3. ПОРЯДОК ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
После истечения срока на добровольное исполнение, взыскание налога с организацией (недоимки) и пеней может быть произведено в бесспорном порядке, а сумма налоговых санкций (штрафы) может быть взыскана только в судебном порядке.
Работа налогового органа по формированию информационного массива данных о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям[5]:
-непрерывность;
-систематизация;
-актуализация;
-полнота;
-достоверность.
-организация рациональной системы обработки информационного массива.
Непосредственно перед началом проверки проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения и ознакомить налогоплательщика (должностных лиц организации-налогоплательщика) с решением о назначении проверки. Порядок назначения выездных налоговых проверок определяется приказом МНС России от 8 октября 1999 г. №Ап-3-16/318. В соответствии с ним указанное решение должно содержать:
-наименование налогового органа;
-номер решения и дату его вынесения;
-наименование налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, в отношении которого назначается налоговая проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства);
-идентификационный номер налогоплательщика;
-период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;
-вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
-Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);
-подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.
При отсутствии у проверяющих надлежаще оформленного решения либо служебных удостоверений налогоплательщик вправе отказать им в представлении документов и даже в допуске проверяющих в свои рабочие помещения или на свою территорию.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа.[6]
Предельный срок выездной налоговой проверки составляет два месяца, за исключением случаев, предусмотренных ст. 89 НК РФ (например, при наличии у организации филиалов и представительств срок проведения проверки увеличивается из расчета один месяц на каждое обособленное подразделение).
Срок проведения выездной проверки начинает исчисляться с момента вручения налогоплательщику решения о проведения проверки. Датой окончания проверки считается дата составления проверяющими справки о проведенной проверке. После получения справки организация имеет право отказаться предоставить проверяющим дополнительные материалы, так как проверка уже закончена, а документы могут быть истребованы только во время ее проведения.
Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика определяются проверяющими самостоятельно, исходя из:
-особенностей применяемой организацией системы бухгалтерского учета, его состояния;
-сделанных в результате предпроверочного анализа данных о проверяемом налогоплательщике, выводов о наличии повышенной вероятности обнаружения у него налоговых правонарушений;
-объемов подлежащей проверке документации;
-иных обстоятельств.
В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируется:
-полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов, учета объекта налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;
-соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для целей налогообложения. Проверка производится раздельно по каждой форме налоговой декларации в разрезе проверяемых видов налогов и сборов путем сопоставления показателей, содержащихся в налоговой декларации, с соответствующими показателями бухгалтерской отчетности;
-соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налоговой базы, данным синтетического и аналитического учета;
-полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы. На данном этапе проверки проверяющие должны проконтролировать: правильность определения данных по выручке от реализации продукции (работ, услуг); правильность определения затрат на производство реализованной продукции; влияние на исчисление налогов выручки от прочей реализации; влияние на исчисление налогов доходов и расходов от внереализационных операций; формирование финансовых результатов для определения налога на прибыль; достоверность составления и представления отчетности о движении денежных средств и т.д.;
-правильность применения цен на товары (работы, услуги) для целей налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным операциям, при совершении внешнеторговых сделок;
-обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.
Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя[6]:
-формальную проверку;
-арифметическую проверку;
-правовую проверку.
Акт
проверки передается налогоплательщику
или его представителю. Налогоплательщик
может представить свои возражения, которые
должны быть обоснованы и документально
подтверждены. Причем обжалование действий
налоговых органов может осуществляться
в вышестоящем налоговом органе и/или
в суде.
3.ПОРЯДОК
ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Нередко в ходе налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля бывают необходимы документы (информация) от контрагентов проверяемого налогоплательщика или иных лиц. В таких ситуациях порядок истребования документов (информации) следующий.
Налоговый орган направляет письменное поручение о запросе документов (информации) о деятельности проверяемого лица в налоговый орган по месту учета того лица, у которого они должны быть истребованы. В поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла такая необходимость. При запрашивании данных о конкретной сделке также приводятся сведения, которые позволяют ее идентифицировать. А поручение на истребование документов должно содержать их перечень с указанием периода, к которому они относятся. Об этом говорится в пункте 2 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного приказом № САЭ-3-06/892@.
В свою очередь налоговый орган в течение пяти дней после получения указанного поручения направляет лицу, которое располагает необходимыми документами (информацией), требование об их представлении. Согласно пункту 4 статьи 93.1 НК РФ к требованию прилагается копия поручения о запросе документов (информации).
Для представления документов и информации, запрашиваемых на основании статьи 93.1 Кодекса, установлен более короткий срок, чем при истребовании документов у самого проверяемого лица в рамках 93-й статьи. А именно пять дней со дня получения требования. Если лицо, которое получило такое требование, не располагает указанными в нем документами (информацией), оно обязано в тот же срок сообщить об этом в налоговый орган.
Предположим, что необходимые документы (информация) не могут быть представлены в пятидневный срок. Тогда лицо, у которого они истребованы, ходатайствует о продлении данного срока. На основании ходатайства налоговый орган имеет право продлить указанный срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
В ходе выездной налоговой проверки может производиться выемка документов у налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента (подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ). К такой мере налоговый орган прибегает, если у него есть достаточные основания полагать, что документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Проверяющие вправе истребовать копии документов. Требование о представлении документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Оно подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего выездную проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования (при получении такого требования налогоплательщику рекомендуется указать дату получения требования как в своем экземпляре, так и в экземпляре налогового органа). Документы должны быть предоставлены в пятидневный срок с момента получения требования. В случае отказа налогоплательщика передать документы, налоговым органом может быть произведена выемка документов, а налогоплательщик оштрафован в соответствии со ст.126 НК РФ.
Выемка оригиналов документов может производиться только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку, при этом такое постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) налогового органа. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в акте выемки или прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.
Выемке подлежат только документы, которые имеют отношение к предмету проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе:
-- налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком;
-- других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
По сравнению с выездной проверкой при камеральной проверке перечень документов, которые может истребовать налоговая инспекция, гораздо уже. Это документы:
-- подтверждающие право на налоговые льготы у налогоплательщиков, использующих такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
-- согласно положениям Кодекса прилагаемые к налоговой декларации (расчету), если они не были поданы вместе с декларацией или расчетом (п. 7 ст. 88 НК РФ);
-- подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ). Такие документы могут быть истребованы у налогоплательщика, подающего декларацию по НДС, в которой сумма налога предъявлена к возмещению. Напомним, что право на возмещение (зачет, возврат) НДС возникает у налогоплательщиков, если по итогам налогового периода величина налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1--3 пункта 1 статьи 146 Кодекса (п. 1 ст. 176 НК РФ).
При
проведении камеральной налоговой проверки
по налогам, связанным с использованием
природных ресурсов, налоговый орган вправе
запросить у налогоплательщика и другие
документы помимо указанных выше. В таком
случае ограничение только одно -- запрашиваемые
документы должны служить основанием
для исчисления и уплаты этих налогов
(п. 9 ст. 88 НК РФ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенные материалы по теме позволяют глубже осознать важность владения нормативными положениями законодательство по налогам и сборам. И не только в организации проведение работ по контролю за их соблюдением. Но и обоснованные обстоятельств свои выводы по применению санкций по налоговым правонарушениям. А налогоплательщикам - не нарушать закон по поставки на учет в налоговых органах, по расчету и уплате налогов и сборов, а в случаях правонарушений умело и убежденно излагать свои доводы по возможному пересмотру решения контролирующих налоговых органах в свою пользу.