Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизма налогового контроля как основа налоговых органов.
Задачи данной работы:
Рассмотреть понятия и виды налогового контроля, порядок учета организации в налоговых органах, органы, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов
Определить принцип организации налоговых проверок: камеральной и выездной налоговой проверки
Рассмотреть порядок истребования документов при проведении налогового контроля
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 5
1.1 Понятия, элементы и виды налогового контроля 5
1.2 Порядок учета организации в налоговых органах 12
1.3 Органы, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов 15
2. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ 19
2.1 Камеральная проверка 19
2.2 Выездная налоговая проверка 23
3. ПОРЯДОК ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |||
1. | НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ |
5 | ||
1.1 |
Понятия, элементы и виды налогового контроля |
5 | ||
1.2 |
Порядок учета организации в налоговых органах |
12 | ||
1.3 |
Органы, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов |
15 | ||
2. |
НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ |
19 | ||
2.1 |
Камеральная проверка |
19 | ||
2.2 |
Выездная налоговая проверка |
23 | ||
3. |
ПОРЯДОК ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ |
29 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
33 | |||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
35 |
ВВЕДЕНИЕ
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач. Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги.
Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.
Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить.
Целью курсовой работы является изучение механизма налогового контроля как основа налоговых органов.
Задачи данной работы:
Рассмотреть понятия и виды налогового контроля, порядок учета организации в налоговых органах, органы, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов
Определить принцип организации налоговых проверок: камеральной и выездной налоговой проверки
Рассмотреть порядок истребования документов при проведении налогового контроля
Для написания курсовой работы использовалось достаточно много литературы, но основными источниками написания явились, конечно же, следующие: Налоги и налогообложение под ред. Сердюкова А. Э., Вылкова Е. С., Тарасевич А. Л. - это один из самый основной источник написания курсовой работы. В данном учебнике достаточно четко и подробно изложена глава посвященная налоговому контролю. Помимо налогового права при написании курсовой работы был использован Налоговый кодекс РФ в котором закреплены основные положения о налоговом контроле в Российской Федерации.
1.НАЛОГОВЫЙ
КОНТРОЛЬ
1.1 Понятия,
элементы и виды налогового контроля
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.[1]
Налоговый контроль осуществляется в сфере отношений, складывающихся в процессе уплаты налогов и сборов, вплоть до момента зачисления налоговых доходов на счета бюджетов, т.е. охватывать все действия банков по исполнению ими платежных поручений налогоплательщиков (налоговых агентов или плательщиков сборов).
Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, представляет собой фактически первый, начальный этап налогового расследования во всей системе выявления и расследования налоговых преступлений.
Основными элементами налогового контроля являются:
- субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);
- объект контроля;
- формы и методы контроля;
- порядок осуществления налогового контроля;
- мероприятия налогового контроля;
- направления налогового контроля;
- техника и технология налогового контроля;
- категории должностных лиц (кадры) налогового контроля;
- периодичность и глубина налогового контроля;
- и другие.
Весь перечисленный комплекс элементов налогового контроля является предметом налогового правового регулирования.
Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборок (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами.
Взаимодействие государства в лице своих уполномоченных органов с налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами при осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых правоотношений - контрольных налоговых правоотношений. При этом для контрольных налоговых правоотношений характерно то, что они являются по существу управленческими правоотношениями, которые в конечном итоге призваны обеспечить надлежащую реализацию других общественных отношений - налоговых правоотношений имущественного характера, связанных с осуществлением налоговых изъятий. Контрольные налоговые правоотношения имеют административно-правовую природу, поэтому им свойственны характерные для административно-правовых отношений признаки, такие, как государственно-властный характер контрольного налогового правоотношения; обязательным субъектом подобных правоотношений является уполномоченный орган; ответственность в случае нарушения правовых норм наступает перед государством и т.д.
Как и любое другое правоотношение, контрольное налоговое правоотношение содержит в своем составе следующие элементы:
субъект;
содержание;
объект.
Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы: контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, с одной стороны, и субъекты, подверженные контролю, - контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы, с другой стороны. Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы. Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики и плательщики сборов, а также налоговые агенты и банки. Особенно важно подчеркнуть, что обязанная сторона - контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта - контролирующего орган и организационно ему не подчинена. Поскольку контрольные налоговые правоотношения затрагивают интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость.
Содержание контрольного налогового правоотношения всегда определяется комплексом прав и обязанностей субъектов данного правоотношения. При этом в контрольном налоговом правоотношении базовым является положение, когда праву уполномоченной стороны проверять соблюдение своевременности, правильности и полноты уплаты налогов и сборов и выполнения установленных налоговых обязанностей корреспондирует обязанность другой стороны - подконтрольного субъекта создавать для этого необходимые условия и выполнять требования уполномоченного органа. В свою очередь подконтрольный субъект вправе требовать от уполномоченного органа, чтобы последний осуществлял свою деятельность в рамках своих законодательно установленных полномочий. В данном контексте можно выделить контрольные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им права и обязанности контролируемых субъектов.
Как было отмечено выше, контрольные налоговые правоотношения являются организационными налоговыми правоотношениями, непосредственно направленными на обеспечение налоговых правоотношений имущественного характера. Реализация такого контрольного налогового правоотношения осуществляется в строго установленном Налоговым кодексом порядке с одновременным определением прав и обязанностей каждого лица, участвующего в осуществлении отдельных контрольных мероприятий. Таким образом, можно говорить о том, что Налоговый кодекс устанавливает процессуальную форму осуществления контрольных налоговых правоотношений. Традиционно в теории права объектом процессуального правоотношения признается материальное правоотношение, ради обеспечения которого и складывается процессуальное правоотношение. Придерживаясь данного положения, можно установить, что объектом контрольного налогового правоотношения является непосредственная деятельность (действия или бездействие) проверяемой организации или физического лица, связанная с уплатой налогов и сборов. В частности, уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:
правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;
проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;
правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.
В связи с тем что в настоящем исследовании налоговый контроль рассматривается как целостная система составляющих его элементов, критерии классификации видов налогового контроля становятся очевидными: они будут полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации. Таким образом, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля[8].
В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.
2. В зависимости от характеристики контролируемых лиц:
а) налоговый контроль организаций;
б) налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;
в) налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:
а) комплексный налоговый контроль - подразумевает исследование всего комплекса деятельности подконтрольного лица;
б) тематический (специальный или выборочный) налоговый контроль - осуществление проверки деятельности подконтрольного лица по уплате определенных налогов;
в) целевой налоговый контроль - производится по отдельным финансовым операциям налогоплательщиков, таким, например, как экспортно-импортные операции;
4. В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов налоговый контроль делится еще на два подвида: