Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизма налогового контроля как основа налоговых органов.
Задачи данной работы:
Рассмотреть понятия и виды налогового контроля, порядок учета организации в налоговых органах, органы, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов
Определить принцип организации налоговых проверок: камеральной и выездной налоговой проверки
Рассмотреть порядок истребования документов при проведении налогового контроля
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 5
1.1 Понятия, элементы и виды налогового контроля 5
1.2 Порядок учета организации в налоговых органах 12
1.3 Органы, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов 15
2. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ 19
2.1 Камеральная проверка 19
2.2 Выездная налоговая проверка 23
3. ПОРЯДОК ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
в зависимости от степени охвата предметов контроля:
а) сплошной налоговый контроль предполагает проверку всех имеющихся документов, связанных с уплатой налогов и сборов;
б) выборочный налоговый контроль предусматривает проверку только части специально отобранных документов.
В зависимости от источников получения сведений и данных:
а) документальный налоговый контроль, основанный на изучении документально зафиксированных данных;
б) фактический налоговый контроль, основанный на изучении фактического состояния объектов налогообложения;
в) встречный налоговый контроль, предусматривающий получение информации о действиях обязанных лиц от их контрагентов, банков и других третьих лиц.
5. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:
а) предварительный налоговый контроль - предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;
б) текущий налоговый контроль - носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде;
в) последующий налоговый контроль - проверка реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов;
6. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:
а) камеральный налоговый контроль - проводится по месту расположения налогового органа;
б) выездной налоговый контроль - проводится по месту нахождения проверяемого лица;
7. В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий:
а) плановый налоговый контроль;
б) внеплановый налоговый контроль, который осуществляется только в установленных налоговым законодательством случаях.
Таким образом, приведенная классификация в зависимости от различных критериев показывает многогранность и сложность такого явления как налоговый контроль.[5]
1.2. Порядок
учета организации в налоговых органах
В целях налогового контроля налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет в налоговых органах[1]:
По месту нахождения организации, т.е. по месту государственной регистрации организации (ст. 11 НК РФ);
По месту нахождения обособленных подразделений организаций, т.е. по месту осуществления этой организацией деятельности через свое обособленной подразделение;
По месту нахождения принадлежащего на праве собственности недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транспортные средства, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. В этом проявляется принцип множественности налогового учета.
Организация, в состав которой входят филиалы, представительства или обособленные подразделения, обязана встать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Заявление о поставке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение 1 месяца после создания филиала, представительства или обособленного подразделения. Кроме того, п. 2 ст. 23 НК РФ предусматривает обязанность организации-налогоплательщика письменно сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации обособленного подразделения. [1]
При постановке на учет организации по месту нахождения своего обособленного подразделения, т.е. по месту осуществления деятельности организации через свое обособленное подразделение, заявление о постановке на учет представляется по месту нахождения филиала (представительства) в районный налоговый орган одновременно со свидетельством о постановке организации на учет в налоговом органе и копиями документов, подтверждающих создание филиала (представительства). Сведения, указанные в заявлении (такие, например, как наименование налогоплательщика-организации, наименование филиала (представительства) и др.), должны соответствовать документам, подтверждающим создание филиала (представительства).
Постановка организации на налоговый учет по месту нахождения ее недвижимого имущества и транспортных средств производится при наличии двух условий:
Недвижимое имущество и транспортные средства должны принадлежать организации на праве собственности (п. 1 ст. 83 НК РФ);
Недвижимое имущество и транспортные средства, принадлежащие организации, должны являться объектами, подлежащими налогообложению.
Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;
3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Изменения
в сведениях об организациях или индивидуальных
предпринимателях подлежат учету налоговым
органом по месту нахождения организации
или по месту жительства индивидуального
предпринимателя на основании сведений,
содержащихся соответственно в едином
государственном реестре юридических
лиц, едином государственном реестре индивидуальных
предпринимателей, в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.[7]
Органы,
уполномоченные по контролю и надзору
в области налогов и сборов
Государство, как обязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами.
Налоговый кодекс в числе участников налоговых отношений упоминает различные государственные органы[1]:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы. Налоговые органы согласно ст. 30 НК РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, -- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и осуществляют свои функции посредством реализации своих полномочий.
Права и обязанности налоговых органов РФ регламентируются статьями 30-33 НК РФ, законом «О налоговых органах Российской Федерации», Положением «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (ППРФ от 16.10.2000 № 783).
Основными задачами налоговых органов являются:
учет налогоплательщиков;
учет поступления налогов;
анализ динамики поступления налогов по всем признакам;
информирование органов государственной власти о поступлении налогов;
совершенствование системы налогообложения (законодательная инициатива, методические разработки, информационное обеспечение);
информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства.
Для осуществления эффективного налогового контроля налоговые органы должны обладать достаточно широкими правами и полномочиями. Права налоговых органов закреплены в ст. 31 НК РФ.
Налоговые органы прежде всего должны иметь возможность осуществлять учет налогоплательщиков и имущества, подлежащего налогообложению, контролировать правильность исчисления и уплаты налогов, получать необходимую для этого информацию и проверять эту информацию у себя или с выездом к налогоплательщику. В тоже время, при неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своих обязанностей налоговые органы должны иметь возможность применить предписанные законом меры для обеспечения исполнения этих обязанностей, включая принудительное взыскание налогов, либо иначе выступать в защиту интересов государства. Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога.
Практически все документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов, должны быть доступны налоговым органам включая и сведения, составляющие коммерческую тайну. К вышеперечисленным полномочиям тесно примыкают права налоговых органов по осуществлению налогового контроля, получению необходимой информации и закреплению доказательств при обнаружении признаков налоговых правонарушений или уголовных преступлений.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;