Налоговый контроль

Автор: Светлана Светикова, 09 Декабря 2010 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Экономическое содержание и организация налогового контроля в рыночной экономике. Принципы, формы и методы налогового контроля. Необходимость повышения эффективности налогового контроля.

Работа содержит 1 файл

Курсовая НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Дополнительно начисленных платежей по результатам  проверок на 01.01.2009 год по сравнению  за аналогичный период предыдущего  года, увеличились на 152.6 млн.руб. (увеличились на 7%), из них наибольшую долю принесли выездные налоговые проверки. Сумма платежей, уменьшенных налоговыми органами по выездным налоговым проверкам уменьшилась на 13.2 млн.руб., а их отношение к дополнительно начисленным платежам увеличилось на на 0.7%. По налогам и сборам наблюдается следующее, дополнительно начислено платежей по результатам проверки наблюдается рост на 11%, что свидетельствует о более качественной проверке налоговых органов налогоплательщиков. Из них 27% роста дополнительно начисленных платеже было выявлено при проверки налогов на прибыль и доходов. Также наблюдается рост на 5% в доначисленных платежах по налогам на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, а также на товары, ввозимые на территорию РФ из республики Беларусь. (Приложение Б,В) [18]

     Главным результатом проводимых контрольных мероприятий выступают выявляемые нарушения налогового законодательства, к числу которых, например, относятся следующие:

     - включение в состав расходов  по производству и реализации  продукции (работ, услуг) расходов, не связанных с производством и реализацией продукции, в результате чего налогоплательщики уменьшает налогооблагаемую прибыль и, следовательно, налог на прибыль организаций;

      - ведение с нарушением установленных  законодательством требований журналов  учета счетов-фактур, книг продаж  и покупок  приводит к неправомерному возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость. Налогоплательщики, привлеченные к ответственности за налоговые правонарушения, вправе оспорить не только действия налоговых органов, но и положения законодательных и иных нормативных актов, в нарушении которых они обвиняются. При наличии определенных обстоятельств от ответственности за налоговые правонарушения налогоплательщики освобождаются (ст.111 НК РФ).

     Ответственность за неуплату или неполную уплату налогоплательщиками сумм налога в результате занижения налоговой базы или иное неправильное исчисление налога или других неправомерных действий (бездействия) предусмотрена ст.122 НК РФ.

     Формальный  контроль необходим, но гораздо большее  значение имел бы контроль по сути, при  осуществлении которого бюджет наполнялся бы деньгами от уплаты налогов. Для этого нужно было бы совершенно иначе построить систему учета и контроля над деятельностью налогоплательщиков, и одновременно значительно снизить налоговую нагрузку. Предприниматели, годами уклоняющиеся от уплаты налогов, не несут никакого наказания и это не единичные случаи, а распространенная практика. Следовательно, неотвратимость наказания за неформальные нарушения отсутствует, а это имеет огромное воспитательное значение.Частые изменения в налоговом законодательстве снижают эффективность налогового контроля и порождают ошибки со стороны налогоплательщиков.

     Да, естественно налоговая система  РФ не совершенно, но это не дает ей повода ухудшать свои результаты по сборам обязательных платежей. Это можно пронаблюдать на поступлениях администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды за 2007-2008 г.г.Всего поступлений в бюджетную систему РФ выросло на 16.1 %. Также рост можно пронаблюдать и по налогам и сборам (вкл. ЕСН) -14.9%. Причем, наибольший рост во внесенных платежах виден в налогах и сборах и регулярных платежах за пользование природными ресурсами – 41.1%. ( Приложение Б, В).

     3.2 Пути совершенствования налогового  контроля

     На  протяжении последних нескольких лет ФНС России заинтересовано в повышении качества налогового администрирования, совершенствования налоговых проверок, создание эффективной системы планирования и отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок. Такие выводы можно сделать, проанализировав те изменения, которые вносились и продолжают вноситься в Налоговый кодекс РФ, приказы ФНС, которыми утверждены формы документов по налоговым проверкам, а также концепция планирования выездных налоговых проверок; выступления (интервью) руководства ФНС России.

     Значение  налоговых проверок в осуществлении  налогового контроля достаточно велико. Поскольку налоговые проверки - это  один из наиболее эффективных видов  налогового контроля, который в полном объеме позволяет определить размер неуплаченного налога и/или сбора, соответственно, установить, размер нанесенного ущерба и вынести решение о взыскании штрафов и пеней.

     Но, к сожалению, при осуществлении  налоговых мероприятий, в частности, налоговых проверок перед налоговыми органами возникает множество проблем. Как правило, данные проблемы связаны с порядком осуществления данных мероприятий и с возникновением разногласий и противоречий в налоговом законодательстве.

     В целях совершенствования налогового контроля и повышения эффективности контрольных мероприятий необходимо осуществление следующих мер:

     1. Необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля.

     2. Постоянное совершенствование форм  и методов проводимых налоговыми органами проверок, повышение профессиональной подготовки кадров.

     3. Продолжение увеличения количества  проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами внутренних дел, так как результативность их очень высока и дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

     4. Также для повышения качества  проводимых проверок считается  целесообразным проводить так называемый мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий четыре основных уровня. Это анализ сумм начисленных налоговых платежей, анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, анализ динамики сумм уплаченных налогов и  анализ факторов влияющих на формирование налогооблагаемой базы. Как правило, данный метод позволяет правильно прогнозировать ситуацию экономического состояния налогоплательщика, планировать суммы налоговых поступлений и тем самым увеличить собираемость налогов. Но стоит сказать о том, что проведение подобных мероприятий является весьма трудоемким процессом и в целях эффективности его применения необходимо создание соответствующего отдела.

     5. Также в целях совершенствования  налогового контроля и снижения  количества налоговых правонарушений  и преступлений необходимо проведение следующих мероприятий:

     • информирование граждан – потенциальных  налогоплательщиков о развитии правоприменительной  практики по делам о налоговых  правонарушениях и преступлениях;

     • увеличение риска привлечения к  ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений;

     • разработка специальных мер воспитательного  характера налогоплательщиков;

     • постепенное повышение правовой и налоговой культуры граждан;

     • разработка уголовно-правовой политики по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями;

     • поощрение добросовестных налогоплательщиков;

     • создание равных условий для всех категорий налогоплательщиков;

     • улучшение материальной обеспеченности сотрудников налоговых и иных контролирующих органов, а также  накопление высококвалифицированного персонала.

     Для современной России сейчас важно  создать такой налоговый механизм, который будет максимально приближен к классическим принципам налогообложения, на базе которых построены все прогрессивные зарубежные налоговые системы, но с учетом имеющегося экономического потенциала и общественных потребностей. [19, c,37]

     Важно чтобы развитие налогового контроля и администрирования не препятствовало соблюдению прав и интересов налогоплательщиков, а способствовало обеспечению самостоятельного и добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязанностей. 

    Заключение

     Налоговый контроль — составная часть финансового  и разновидность государственного контроля. Контроль рассматривается  как самостоятельная функция управления. Приоритетность налогового контроля среди направлений контрольной деятельности обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, регионального и местных бюджетов. Кроме того, по численности контролируемых лиц он занимает одно из основных мест.

     В системе налогов и сборов в Российской Федерации работа, связанная с анализом и прогнозированием, позволяет составлять полную и систематизированную информацию о ходе поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации, в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, в целях обеспечения исполнения доходной части федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

     Налоговый контроль имеет цель обнаружения  нарушений и отклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере налогов и сборов, принятие необходимых корректирующих мер, привлечение виновных к ответственности и возмещение причиненного государству ущерба, а также предотвращение или сокращение совершения таких правонарушений в дальнейшем.

     Как уже отмечалось ранее, субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса. Однако в нашей стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой системы исполнение этой обязанности налогоплательщика по уплате налогов оставляет желать лучшего. Нормой стали случаи от налоговой повинности как законными так и нелегальными способами. Это обуславливает необходимость непрерывного осуществления строжайшего контроля за собираемостью налогов.

        Одной из главных  причин уклонения от уплаты налогов  является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги. Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан. Сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля.

     Таким образом, в современных условиях качественный налоговый контроль становится одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и государства в целом. Для решения основных проблем осуществления эффективного налогового контроля необходимо решение в первую очередь наиболее важных проблем. Для этого необходимо улучшение законодательной базы, форм и методов, а также качество  налоговых проверок и увеличения их количества соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами внутренних дел, так как результативность их очень высока и дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

Информация о работе Налоговый контроль