Налоговый контроль

Автор: Светлана Светикова, 09 Декабря 2010 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Экономическое содержание и организация налогового контроля в рыночной экономике. Принципы, формы и методы налогового контроля. Необходимость повышения эффективности налогового контроля.

Работа содержит 1 файл

Курсовая НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, налогоплательщикам следует  обратить внимание на ряд существенных моментов, касающихся камеральных налоговых проверок, которые впервые нашли отражение в НК РФ:

    - проверкой может быть охвачено  не более трех лет деятельности  налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки;

    - на проведение камеральной проверки отводится три месяца. По истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;

    - специального решения руководителя  налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;

    - в ходе проверки налоговые  органы могут требовать дополнительные  документы и сведения от налогоплательщика,  а также вызывать последнего  для получения объяснений по  возникающим вопросам;

    - результатом камеральной проверки  может быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафных санкций.

    В целях устранения возникших между  налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

     Выездная  налоговая проверка (проверка с выходом на объект контроля) проводится с использованием документов первичного бухгалтерского учета и других учетных материалов, подтверждающих получение доходов, обоснованность списания расходов, полноту уплаты налогов и др. Она характеризуется более высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов, сопоставлением их с данными первичных документов, аналитическим и синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью. Выездная проверка является основным методом налогового контроля.

    В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может  начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки.

    Решение вручается проверяющим руководителю предприятия либо иному уполномоченному лицу налогоплательщика. Отсутствие в момент предъявления решения налогоплательщика (его должностных или уполномоченных лиц) не является основанием для отмены выездной налоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок. Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения, в общем случае, является датой начала проведения проверки.

     При использовании такого показателя как  количество проведенных выездных проверок предполагается, что задачи проверок намечены правильно и решения по ним основательны. Со временем по мере повышения действенности налогового контроля и ответственности налогоплательщиков объем выявленных нарушений в соотношении с объемом налоговых поступлений в бюджетную систему может снижаться, что не должно означать сокращения бюджетных ассигнований на содержание налоговых органов в целях сохранения качества налогового администрирования. В идеале налоговый контроль в перспективе должен носить, прежде всего, профилактический характер.

     В табл. 1 приведены исходные данные и  рассчитаны обобщающие показатели результативности контрольной работы налоговых органов по итогам 2006-2007 гг. В формировании уровня результативности налоговых проверок, составляющего 8,8 проц. в 2007 г. (на 1 руб. начисленных по налоговым декларациям сумм доначисления составили 8,8 коп.), более высока роль выездных налоговых проверок [12, c.26] 

     Таблица 1. Показатели контрольной работы налоговых  органов РФ

Показатели Ед.

измерения

2006 2007
1 Начислено к  уплате в текущем году (по налоговым декларациям) Млрд.руб. 4482,5 5149,7
2 Поступило налоговых  и иных обязательных платежей В бюджетную систему РФ Млрд.руб. 5426,9 6951,0
3 
Дополнительно начислено платежей по результатам проверок - всего в том числе: Млрд.руб. 687,9 454,8
-по  выездным проверкам Млрд.руб. 449,9 279,0
-по  камеральным проверкам Млрд.руб. 238,0 175,8
4 Уровень результативности выездных проверок % 10,0 5,4
Уровень результативности камеральных проверок % 5,3 3,4
5 Суммы уточненных налогоплательщиками налоговых обязательств в результате аналитической работы налоговых органов Млрд.руб. 17,7 84,2
то  же, в процентах, к сумме начисленных к уплате налогов 0,4 1,6
6 Сумма уменьшенных  платежей по результатам налоговых проверок Млрд.руб. 29,9 21,7
то  же, в процентах от доначисленных  платежей 4,3 4,8
7 Сумма уменьшенных  платежей по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов Млрд.руб. 269,0 220,4
то  же, в процентах от доначисленных  платежей 39,1 48,5
8 Взыскано - всего Млрд.руб. 227,8 509,9
то  же, в процентах от доначисленных  платежей 33,1 112,1
 

     Важно и то, что, осуществляя проверки, налоговые органы выявляют ошибки, допущенные налогоплательщиками в расчетах налоговой базы и сумм налоговых платежей не в свою пользу. Сумма уменьшенных плате жей по результатам налоговых проверок составила в 2006 г. 4,3 проц. от 
суммы дополнительно начисленных платежей, в 2007 г. - уже 4,8 проц. 
        Наряду с обобщающими показателями результативности налоговых 
проверок имеются и частные показатели, детально характеризующие кон 
трольную работу налоговых органов, в том числе:

  • количество выездных проверок организации (всего и в процентах к количеству организаций, поставленных на учет);
  • количество выездных проверок, выявивших налоговые правонарушения (всего и в процентах к количеству выездных налоговых проверок);
  • доначислено платежей на 1 выездную проверку и на 1 выездную проверку, выявившую налоговые правонарушения;

    - доначислено платежей в расчете на 1 работника 

     Анализ  результатов контрольной деятельности налоговых органов показывает, что наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка: суммы доначислений платежей по ним составляют более 60 проц. общей суммы доначислений по выездным и камеральным проверкам.[12, c.27]

     В последние годы (табл. 2) отказ от тотального контроля налогоплательщиков и переход к контролю, основанному на критериях налогового риска, способствовал росту результативности выездных проверок, о чем свидетельствуют следующие показатели (2007 г. по сравнению с 2005 г.): — удельный вес результативных проверок возрос с 90 проц. до 97 проц.; — сумма доначисленных платежей в расчете на одну выездную проверку возросла с 1602 тыс. до 3667 тыс. руб. или в 2,3 раза.

     Таблица 2. Динамика показателей результативности выездных налоговых проверок.

Годы Количество  ВНП, тыс. Количество  ВНП, выявивших нарушения, тыс. Удельный вес ВНП, выявивших нарушения тыс. Суммы доначисленных  платежей в расчете на 1 проверку, тыс.руб.
2000 1355 596 44 188,1
2001 1000 517 51 211,1
2002 682 374 55 253,7
2003 456 292 64 517,0
2004 306 245 80 950,5
2005 220 198 90 1602,5
2006 181 168 93 2562,0
2007 106 103 97 3667,0

     В качестве позитивной тенденции следует  отметить то, что налогоплательщики, не дожидаясь принятия решения о назначении проверки, добровольно увеличивали свои налоговые обязательства. Так, если в 2006 г. после назначения проверки или направления запроса с просьбой представить пояснения или документы, налогоплательщики сдали более 416 тысяч уточненных налоговых деклараций, в которых увеличили ранее заявленные налоговые обязательства на 18 млрд, руб., то в 2007 г. было представлено уже более 960 тысяч уточненных деклараций, а сумма увеличенных обязательств превысила 84 млрд.[12, c.28]

     Для оценки контрольной работы налоговых  органов установлены следующие показатели:

  • эффективность отбора организаций для проведения выездных проверок по результатам камерального анализа (по критериям риска совершения налогового правонарушения);
  • суммы уменьшенных платежей налоговым органом по выездным 
    проверкам;
  • суммы уменьшенных платежей по решениям судебных и вышестоящих органов, как по выездным, так и по камеральным проверкам.[12, c.28]

     Таким образом, налоговые проверки являются основной формой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и при их проведении используются практически все перечисленные формы налогового контроля. 
 
 
 
 
 

3. Необходимость повышения  эффективности 

налогового  контроля

3.1 Основные  проблемы осуществления налогового  контроля

     К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено  формирование основ современной  налоговой системы государства  с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

     В современных, условиях качественный налоговый контроль становится одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и эффективности государства в целом. Так как качество налогового контроля проявляется через ее эффективность, актуальным становится решение проблемы повышения эффективности налогового контроля.

     Мерилом оценки действующей системы налогового контроля выступает совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих результативность взаимодействия отдельных звеньев субъекта контроля (например, отдела камеральных проверок с отделом выездных проверок одной и той же налоговой инспекции), субъектов контроля между собой (для получения дополнительной информации о партнерах проверяемой организации) и с субъектами контроля других ведомств (например, с таможенными органами в связи с администрированием НДС).

     С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

     1) Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы

     2) Унификация налоговых ставок, повышение  эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

     На  протяжении последних трех лет особая роль в совершенствовании системы  налогообложения отводится реформе налогового контроля. В силу специфики налоговых отношений, их реализация требует наличия специального вида государственного контроля – налогового контроля.

     Наиболее  значительными проблемами являются проблемы связанные с несовершенством  законодательства в области налогов и сборов, уклонением от уплаты налогов, низкая материальная обеспеченность сотрудников контролирующих органов и многие другие проблемы.

     Проблема  контроля за полным и своевременным  поступлением налоговых платежей от  юридических и физических лиц в бюджеты различных уровней, возникшая еще в самом начале формирования отечественной налоговой системы, актуальна и по сей день. При этом налогоплательщики в основном озабочены тем, чтобы в ходе контрольных мероприятий не были ущемлены их права; налоговые органы заинтересованы в результативности проверок.[18]

     Проведем  небольшой сравнительный анализ отчетов о результатах контрольной  работы налоговых органов Курской области за два аналогичных периода, по состоянию на 01.01.2008 г и на 01.01.2009 г.( Приложение Б, В).

Информация о работе Налоговый контроль