Автор: Светлана Светикова, 09 Декабря 2010 в 17:39, курсовая работа
Экономическое содержание и организация налогового контроля в рыночной экономике. Принципы, формы и методы налогового контроля. Необходимость повышения эффективности налогового контроля.
Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных государственных органов, формы и методы которой регламентированы законодательством Российской Федерации, с целью обеспечения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них налоговым законодательством Российской Федерации в связи с их деятельностью или имущественным положением.[7,c.31]
Налоговый контроль можно рассматривать в организационном, методическом и техническом аспектах. Основной из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы осуществления контрольных действий; третий – совокупность приемов проверки, их последовательности и взаимоувязки.
Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается взглядов по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.
Предметом
налогового контроля является своевременность
и полнота исполнения налогоплательщиками
своих налоговых обязанностей по отношению
к государству или муниципальному образованию.
Однако при этом следует также учитывать,,
что наряду с уплатой налогов, к числу
основных обязанностей налогоплательщиков-
Главной
целью налогового контроля является
создание совершенной системы
К числу основных задач налогового контроля относятся:
-неотвратимое
наказание нарушителей
-обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);
-предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.
Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:
-регистрация и учет налогоплательщиков;
-прием налоговой отчетности;
-осуществление камеральных проверок;
-начисление платежей к уплате;
-контроль
за своевременной уплатой
-проведение выездных налоговых проверок;
-контроль
за реализацией материалов
С учетом всего сказанного можно сделать вывод о том, что налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства.
Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.
Налоговым контролем
Основным контролирующим органом в сфере налоговых отношений являются налоговые органы. Поскольку налоговые органы являются основным из фискальных органов государства, то они обладают самыми широкими полномочиями в сфере осуществления налогового контроля, в ходе которого и должны выявляться недобросовестные налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов.
Налоговые органы России представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдение законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов. Она состоит из центрального органа государственного управления (Министерство финансов России), в состав которого входит центральный аппарат ФНС России. Налоговой службе на федеральном уровне принадлежит три межрегиональные инспекции ФНС РФ. Одна из которых осуществляет работу с крупнейшими налогоплательщикам, а другие – инспекция по федеральным округам и инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (см. приложение А). Следующее составляющее центрального аппарата ФНС России – Управления ФНС России по субъектам РФ (82 управления). На региональном уровне управлению принадлежат территориальные органы ФНС России, а на местном – это территориальные и межрайонные инспекции. (см. приложение А)
Главная задача налоговых органов Российской Федерации — контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов, установленных законодательством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также нормативными актами представительных органов местного самоуправления в пределах их компетенции. [7, c.31]
Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел, Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.
В права налоговых органов в сфере осуществления налогового контроля сюда входят:
При этом это полномочие не предполагает выбора вариантов поведения у привлекаемых, то есть отказаться от участия в налоговом контроле – это означает в определенных ситуациях попасть под ответственность за налоговые правонарушения.
Налоговые органы имеют право производить выемку документов, а также предметов при проведении налоговых проверок.
Налоговые органы имеют право истребовать от банков и других кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных документов, связанных с перечислением сумм налоговых платежей.
Еще одно полномочие из числа существенных в этой контрольной сфере, это право создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ. На сегодняшний день речь идет об акцизных налоговых постах, которые функционируют круглосуточно и которые позволяют отследить произведенную продукцию, в данном случае алкогольную, и таким образом проконтролировать уплату акцизов с этой произведенной продукции.
Основные обязанности прописаны в ст.32 НК РФ:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2)
осуществлять контроль за
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4)
бесплатно информировать (в
5)
руководствоваться письменными
разъяснениями Министерства
6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства
7)
принимать решения о возврате
налогоплательщику,
8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
9)
направлять налогоплательщику,
10)
представлять
11)
осуществлять по заявлению
12)
по заявлению
Таким
образом, налоговый контроль можно определить
как составную часть формируемого государством
организационно-правового механизма управления,
представляющую собой особый вид деятельности
специально уполномоченных государственных
органов, в результате которой обеспечивается
установленное нормами налогового права
исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения,
исследование и выявление оснований для
осуществления принудительных налоговых
изъятий в бюджетную систему, а также установление
оснований для применения мер ответственности
за совершение налоговых правонарушений
. [17, c.46]
2. Принципы, формы и методы налогового контроля
2.1 Принципы налогового контроля