Налоговый контроль

Автор: Светлана Светикова, 09 Декабря 2010 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Экономическое содержание и организация налогового контроля в рыночной экономике. Принципы, формы и методы налогового контроля. Необходимость повышения эффективности налогового контроля.

Работа содержит 1 файл

Курсовая НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)
  1. Экономическое содержание и организация  налогового контроля в рыночной экономике
    1. Сущность и необходимость налогового контроля

     Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных государственных органов, формы и методы которой регламентированы законодательством Российской Федерации, с целью обеспечения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них налоговым законодательством Российской Федерации в связи с их деятельностью или имущественным положением.[7,c.31]

     Налоговый контроль можно рассматривать в  организационном, методическом и техническом аспектах. Основной из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы осуществления контрольных действий; третий – совокупность приемов проверки, их последовательности и взаимоувязки.

     Объект  налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается взглядов по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.

     Предметом налогового контроля является своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать,, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

     Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно

     К числу основных задач налогового контроля относятся:

     -неотвратимое  наказание нарушителей законодательства  о налогах и сборах;

     -обеспечение  правильного исчисления, своевременного  и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);

     -предупреждение  нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.

     Налоговый контроль включает в себя следующие  стадии:

     -регистрация  и учет налогоплательщиков;

     -прием  налоговой отчетности;

     -осуществление  камеральных проверок;

     -начисление  платежей к уплате;

     -контроль  за своевременной уплатой начисленных  сумм;

     -проведение  выездных налоговых проверок;

     -контроль  за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.

     С учетом всего сказанного можно сделать  вывод о том, что налоговый  контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему  наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства.

     Эффективность налогового контроля характеризуется  уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.

    1. Органы, осуществляющие налоговый контроль

       Налоговым контролем признается  деятельность уполномоченных государственных, органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом.

     Основным  контролирующим органом в сфере  налоговых отношений являются налоговые  органы. Поскольку налоговые органы являются основным из фискальных органов государства, то они обладают самыми широкими полномочиями в сфере осуществления налогового контроля, в ходе которого и должны выявляться недобросовестные налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов.

     Налоговые органы России представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдение законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов. Она состоит из центрального органа государственного управления (Министерство финансов России), в состав которого входит центральный аппарат ФНС России. Налоговой службе на федеральном уровне принадлежит три межрегиональные инспекции ФНС РФ. Одна из которых осуществляет работу с крупнейшими налогоплательщикам, а другие – инспекция по федеральным округам и инспекция ФНС  России по централизованной обработке данных (см. приложение А). Следующее составляющее центрального аппарата ФНС России – Управления ФНС России по субъектам РФ (82 управления). На региональном уровне управлению принадлежат территориальные органы ФНС России, а на местном – это территориальные и межрайонные инспекции. (см. приложение А)

     Главная задача налоговых органов Российской Федерации — контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов, установленных законодательством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также нормативными актами представительных органов местного самоуправления в пределах их компетенции. [7, c.31]

     Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных  внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

     Непосредственное  отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях  имеют органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел, Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д. Поэтому особенно важным в настоящее время  является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.

       В права налоговых органов в сфере осуществления налогового контроля сюда входят:

    • Право проведения налоговых проверок (выездных и камеральных).
    • Право привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых.

     При этом это полномочие не предполагает выбора вариантов поведения у привлекаемых, то есть отказаться от участия в налоговом контроле – это означает в определенных ситуациях попасть под ответственность за налоговые правонарушения.

     Налоговые органы имеют право производить  выемку документов, а также предметов  при проведении налоговых проверок.

     Налоговые органы имеют право истребовать  от банков и других кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных документов, связанных с перечислением сумм налоговых платежей.

     Еще одно полномочие из числа существенных в этой контрольной сфере, это право создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ. На сегодняшний день речь идет об акцизных налоговых постах, которые функционируют круглосуточно и которые позволяют отследить произведенную продукцию, в данном случае алкогольную, и таким образом проконтролировать уплату акцизов с этой произведенной продукции.

     Основные  обязанности прописаны в ст.32 НК РФ:

    1) соблюдать законодательство о  налогах и сборах;

    2) осуществлять контроль за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, а также принятых в  соответствии с ним нормативных  правовых актов;

    3) вести в установленном порядке  учет организаций и физических  лиц;

    4) бесплатно информировать (в том  числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

    5) руководствоваться письменными  разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

    6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам  сборов и налоговым агентам  при их постановке на учет  в налоговых органах сведения  о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства

    7) принимать решения о возврате  налогоплательщику, плательщику  сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

    8) соблюдать налоговую тайну и  обеспечивать ее сохранение;

    9) направлять налогоплательщику, плательщику  сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

    10) представлять налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

    11) осуществлять по заявлению налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента совместную сверку сумм  уплаченных налогов, сборов, пеней  и штрафов;

    12) по заявлению налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

    Таким образом, налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений . [17, c.46] 
 
 
 

2. Принципы, формы и  методы налогового  контроля

    2.1 Принципы  налогового контроля

Информация о работе Налоговый контроль