Налоговый кодекс и региональные налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – ознакомится со спецификой финансов Калининградской области. При этом будет акцентировано внимание на таком важном элементе региональных финансов области как региональные налоги. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
o исследование места региональных налогов в законодательстве РФ о налогах и сборах;
o оценка региональных налогов Калининградской области.
Структура курсовой работы разработана для эффективного решения данных проблем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение
1. Региональные налоги в системе налогов и сборов РФ
1.1 Налоговое законодательство РФ
1.2 Региональные налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ
2. Анализ региональных налогов Калининградской области
2.1 Изучение региональных налогов, введённых в Калининградской области
2.2 Проблемы установления и сбора региональных налогов в Калининградской области
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Налоговый кодекс и региональные налоги.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Обратим внимание, что ставки по транспортному налогу с 2010 года значительно увеличиваются (более чем на 20%), что связано с изменением федерального законодательства и разрешением региональным органам власти увеличивать транспортный налог в 10 раз по сравнению с установленными Налоговым органом ставками.

Наконец, ставки налога на игорный бизнес в Калининградской области установлены в регионе Законом Калининградской области от 29.11.2004 года, однако напомним, что действие налога в больше степени формально, т.к. в настоящее время игорным бизнес в стране находится под запретом.

В таблице 2.2 приведена структура доходов областного бюджета Калининградской области, по которой можно судить о месте региональных налогов в анализируемом регионе.


Таблица 2.2

Структура доходов Калининградской области в 2006-2009 гг.

Показатель

2006

2007

2008

2009[2]

1. Региональные налоги, млрд. руб.

1891

2321

2818

2707

2. Совокупные доходы областного бюджета, млрд. руб.

15096

20238

27574

33783

3. Удельный вес региональных налогов в совокупных доходов областного бюджета (п.1/п.2*100)

12,5

11,5

10,2

8,0


 

Как видно, удельный вес региональных налогов в общих доходах бюджета Калининградской области регулярно уменьшался: если в 2006 году он составлял 12,5%, то в 2009 году снизился (по плановым поступлениям) до 8,0%. Фактически региональные налоги составляют менее десятой части от всех доходов бюджета Калининградской области.

На рисунке 2.1 представлена структура региональных налогов в Калининградской области. Из него видно, что налог на имущество предприятий, плановая величина которого в 2009 году составила 1900 млн. руб., составляет 70% всех поступлений от региональных налогов. Практически четверть всех поступлений от региональных налогов составляет транспортный налог, сумма которого составила 645 млн. руб. Наконец, погашение долгов по налогам на игорный бизнес за годы, предшествовавшие 2009 году периоды, составил 162 млн. руб., или всего 6%.

Рисунок 2.1 – Структура региональных налогов Калининградской области в 2009 году

На рисунке 2.2 представлена динамика величины поступлений от региональных налогов за 2006-2009 гг.

              Рисунок 2.2 – Динамика поступлений от региональных налогов Калининградской области

Обратим внимание, что в 2006-2008 гг. поступления от региональных налогов увеличивались в среднем на 22% в год, однако в 2009 году по плану их величина будет снижена на 4% к уровню 2008 года.

В первую очередь, это связано со снижением поступлений от налога на имущества, т.к. всё большее количество предприятий Калининградской области получило право на налоговые льготы по данному налогу как участники ОЭЗ в Калининградской области. Кроме того, поступления от налога на игорный бизнес ежегодно снижаются, т.к. в настоящее время собираются в основном долги за прошлые года.

При анализе поступления региональных налогов в бюджет Калининградской области важно оценить степень выполнения плана по собираемости этих налогов (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Оценка выполнения плана по сбору региональных налогов за 2008 год, млрд. руб.

Показатель

План

Факт

Отклонение от плана

Налог на имущество организаций

2144

1953

91,1

Транспортный налог

476

608

127,7

Налог на игорный бизнес

255

257

100,8

Итого региональные налоги

2875

2818

98,0


В целом по всем региональным налогам план по сбору налогов составил 98%, т.е. недовыполнен на 2%. Основная причина этого – сложности со сбором налога на имущество организаций, по которому  показатель выполнения плана только 91,1%. Как уже было отмечено это связано с увеличением количества резидентов Калининградской ОЭЗ, которые имеют льготы по налогу на имущество.

Что касается перевыполнения плана по транспортному налогу, то можно отметить, что перевыполнение плана по сбору данного налога на 27,7% связано с активизацией работы судебных приставов – исполнителей, которые в принудительном порядке взыскивают средства с неплательщиков данного налога, в т.ч. через наложение запрета на выезд указанных граждан из России до полного погашения задолженности[3].

Так, по состоянию на первый квартал 2009 года уже было получено 35 приказов на взыскание задолженности по транспортному налогу на сумму свыше 100 тыс. руб. каждый. Около 1000 материалов по налогоплательщикам, чьи суммы задолженности составляют от 10 тысяч рублей до 100 тысяч рублей, направлены мировым судьям на рассмотрение[4]. Это свидетельствует о значительной задолженности по транспортному налогу, что является следствием нежелания владельцев транспортных средств – физических лиц оплачивать долги по данному виду налога. Только в одном Калининграде должникам по транспортному налогу являются 78 тысяч физических лиц[5]. Это около 40% всех налогоплательщиков  транспортного налога Калининградской области. Таким образом, несмотря на значительное перевыполнение плана по сбору транспортного налога по итогам 2008 года наблюдается значительный резерв по мобилизации этих доходов при интенсификации работы с неплательщиками налога.

Эта проблема встанет ещё острее в 2011 году, когда Федеральная налоговая служба столкнётся с необходимостью сбора транспортного налога за 2010 год по повышенным ставкам.

 


2.2 Проблемы установления и сбора региональных налогов в Калининградской области

 

В Калининградской области есть свои проблемы, которые связаны с установлением и сбором региональных налогов. В предыдущем параграфе второй главы уже были обозначены некоторые проблемы, связанные со сбором транспортного налога, в первую очередь, с физических лиц. Именно налогоплательщики - физические лица являются злостными неплательщиками транспортного налога в Калининградской области. Это связано с менталитетом российских граждан: платить налоги в России не является престижным. Налогоплательщики по-прежнему не уверены в том, что уплаченные налоги идут на целевые нужды региона.

Кроме того, в России относительно мягкая уголовная ответственность за неуплату налогов с физических лиц. Так, в ст. 198 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за неуплату налогов с физических лиц, сказано, что уголовная ответственность наступает только в том случае, если за последние три года сумма задолженности составила 100 тыс. руб. Такую задолженность по Калининградской области имеют только 35 налогоплательщиков транспортного налога.

Однако и их невозможно привлечь к уголовной ответственности по причине того, что она возникает при непредставлении налоговой декларации или других документов, которые необходимы для расчёта налогов. Кроме того, уголовная ответственность может возникнуть и в том случае, если в данные документы внесены заведомо ложные сведения. Однако в соответствии со п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ физические лица уплачивают налога на основании налогового уведомления, которое высылается налоговым органом. Таким образом, на физические лица не возложена обязанность подавать налоговые декларации и расчёты по транспортному налогу, поэтому уголовная ответственность за неуплату транспортного налога физическими лицами вообще не предусмотрена в российском законодательстве.

С 2010 года в Калининградской области будут увеличены ставки транспортного налога на 20-50% в зависимости от категории транспортных средств. По мнению специалистов, это может ухудшить ситуацию с собираемостью транспортного налога в Калининградской области.

Среди должников транспортного налога есть люди, которые просто забывают заплатить вовремя, но есть и те, кто не в состоянии пожертвовать даже скромной суммой. Некоторые не используют автомобили или выезжают на них пару раз в год. Вместе с судебными приставами и сотрудниками ГИБДД налоговики в настоящее время отлавливают должников на дорогах. Это позволяет частично решить проблему погашения задолженности по транспортному налогу.

В настоящее время сотрудники Управления Федеральной налоговой инспекции по Калининградской области выставляют специализированные точки в крупных торговых центрах. Любой покупатель может на месте уточнить сумму долга государству и немедленно уплатить ее в ближайшей кассе.

Однако сотни калининградских автовладельцев принципиально не платят этот налог, оформляя транспорт на стариков, которые затем даже не могут пояснить, как оказались его владельцами. Водители ссылаются на разбитые дороги, состояние которых сборы налога не улучшили. Очевидно, что такие налогоплательщики тем более не будут платить транспортный налог после его увеличения.

Но даже не это беспокоит сейчас многих экономистов и политиков, а то, что удар после увеличения ставок транспортного налога нанесен, прежде всего, по малому бизнесу. Рост транспортного налога однозначно приведёт к росту налогового бремена для малых предприятий, тем более для транспортных, особенно в период финансово-экономического кризиса, когда объём грузооборота фактически не увеличивается и многие компании работают в убыток. Вместе с тем, транспортный налог для компаний является постоянным расходов, обязанность по уплате которого не зависит от финансового результата предприятия.

Во многих регионах страны для организаций, осуществляющих международные перевозки, предоставлена льгота - для них ставка снижается на 50-60%. В Калининградской области такая льгота не установлена, что мешает эффективному функционированию международных перевозчиков региона, который в регионе довольно много.

Имеются проблемы и со сбором налога на имущество организаций. Так, в соответствии со ст. 385.1 Налогового кодекса РФ для резидентов ОЭЗ в Калининградской области в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, устанавливается в размере 0 процентов.

В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на пятьдесят процентов, т.е. 1,1%

На рисунке 2.3 представлена динамика численности резидентов ОЭЗ в Калининградской области за 2006-2013 гг. (прогноз).

Рисунок 2.3 – Динамика численности резидентов ОЭЗ в Калининградской области[6]

Обратим внимание на резкое увеличение численности резидентов, которые имеют значительные льготы по налогу на имущество организаций. При этом уже по состоянию на конец 2009 года этими хозяйствующими было произведено капитальных вложений на сумму 36 млрд. руб.[7] В первые годы обложения этого имущества налогом областной бюджет мог бы получить  свыше 700 млн. руб. в виде налоговых поступлений от налога на имущество. Это треть всех налоговых поступлений 2009 года.

Тем не менее, в настоящее время эти потенциальные поступления от данных хозяйствующих субъектов выпадают из доходной части областного бюджета.

Рост численности резидентов, который запланирован к 2013 году (практически в 2 раза к величине 2009 года) сделает эту проблему ещё более острой, однако её решение будет лежать в области межбюджетных отношений (бюджетов Калининградской области и федерального бюджета).

Что касается налога на игорный бизнес, то здесь ситуация самая неоднозначная. Очевидно, что в настоящее время данный налог невозможно рассматривать как источник реальных финансовых поступлений в бюджет. Перевод игорного бизнеса в четыре игорные зоны (включая Калининградскую область) диктует серьёзные изменения налогообложения данной отрасли. Высокая вероятность того, что налог на игорный вообще будет отменён, а все игорные заведения страны будут переведены на общий режим налогообложения. Это означает, что в ближайшем будущем этот налог может исчезнуть.

Информация о работе Налоговый кодекс и региональные налоги