Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – ознакомится со спецификой финансов Калининградской области. При этом будет акцентировано внимание на таком важном элементе региональных финансов области как региональные налоги. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
o исследование места региональных налогов в законодательстве РФ о налогах и сборах;
o оценка региональных налогов Калининградской области.
Структура курсовой работы разработана для эффективного решения данных проблем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение
1. Региональные налоги в системе налогов и сборов РФ
1.1 Налоговое законодательство РФ
1.2 Региональные налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ
2. Анализ региональных налогов Калининградской области
2.1 Изучение региональных налогов, введённых в Калининградской области
2.2 Проблемы установления и сбора региональных налогов в Калининградской области
Заключение
Список использованной литературы
Обратим внимание, что Налоговый кодекс РФ в ст. 13-15 установил закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время (по состоянию на 01.01.2010 года) в России установлено девять федеральных налогов (все введены в действие), три региональных налога (все введены в действие на федеральном уровне), два местных налога (оба введены в действие на федеральном уровне).
Кроме того, ст. 18 Налогового кодекса РФ устанавливает специальные налоговые режимы, в рамках которых организации и индивидуальные предприниматели могут применять систему налогообложения для производителей сельскохозяйственной продукции, упрощённую систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход и систему налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.
Несмотря на то, что количество региональных налогов в России невелико, тем не менее, их роль в формировании региональных и местных бюджетов (в порядке регулирования) велика. В следующем параграфе первой главы курсовой работы рассмотрим региональные налоги, установленные в России.
1.2 Региональные налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ
В России могут применяться только те налоги и сборы, которые установлены федеральным законодательством – Налоговым кодексом. Эта норма чётко установлена п. 6 ст. 12 Налогового кодекса РФ. Поэтому несмотря на большое количество субъектов Федерации в России и их разнообразие и специфику, на их территории могут быть установлены только те региональные налоги, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения:
o налоговые ставки,
o порядок и сроки уплаты налогов;
o налоговые льготы (необязательный элемент налогообложения).
Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.
В настоящее время перечень региональных налогов и сборов приведён в ст. 14 Налогового кодекса, но раскрываются они во второй части Налогового кодекса РФ.
В главе 30 Налогового кодекса РФ рассматривается налог на имущество организаций. Налогоплательщиками данного налога являются организации и иностранные представительства, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства.
Объектом налогообложения для российских организаций и иностранных представительств признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных.
При этом налоговой базой признаётся среднегодовая стоимость этих основных средств в соответствии с данными бухгалтерского учёта РФ.
Налоговым периодом по данному налогу признаётся календарный год, а отчётными периодами – первый квартал, полугодие, 9 месяцев года. Однако каждый субъект Федерации имеет право самостоятельно устанавливать отчётные периоды в рамках данного региона.
Максимальная ставка налога установлена в размере 2,2%, однако и она может быть изменена государственными органами субъектов федерации в меньшую сторону, а также дифференцирована в зависимости от категории налогоплательщика и имущества.
Налоговый кодекс представляет ряд льгот по налогу на имущество, который не может быть отменён на региональном уровне. Так, например, освобождаются от уплаты налога религиозные организации; организации, имеющие на балансе космические корабли, в отношении данного имущества; имущество государственных научных центров и некоторые другие организации и имущество.
Организации отчитываются по данному налогу ежеквартально в течение 30 дней с момента окончания соответствующего квартала. Кроме того, по итогам календарного года подаётся налоговая декларация, которая подаётся в налоговый орган до 30 марта года, следующего за отчётным.
Транспортный налог рассмотрен в главе 27 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения являются признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Правда Налоговый кодекс делает исключения из списка объектов налогообложения. Так, например, не относятся к объектам налогообложения весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью до 5 л.с. и некоторые другие транспортные средства.
Налоговой базой признаётся мощность двигателя транспортного средства, определяемая в лошадиных силах (л.с.) или в кВт. В отношении некоторых транспортных средств налоговая база определяется в специфических единицах:
o для водных несамоходных транспортных средств – валовая вместимость;
o для воздушных транспортных средств – паспортная статическая тяга реактивного двигателя.
Налоговым периодом как и для многих других налогов признаётся год, отчётным – первый квартал, полугодие, 9 месяцев. Однако именно региональные власти решают, устанавливать ли отчётные периоды или ограничиться только налоговым.
Ст. 361 Налогового кодекса РФ устанавливает налоговые ставки, которые являются стандартными и могут быть увеличены или уменьшены органами власти субъектов Федерации в 10 раз или в пределах этой величины. Приведём пример налоговых ставок, установленных на федеральном уровне:
o транспортные средства с мощностью двигателя до 100 л.с. – 5 руб. с каждой л.с.;
o грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с. – 17 руб. с каждой л.с.
Расчёт и уплата налога юридическими лицами производится самостоятельно ежеквартально или ежегодно (в зависимости от установления в субъекте Федерации отчётного периода). Уплата налога физическими лицами производится только после получения последними соответствующего уведомления из налоговой инспекции.
Ещё одним региональным налогом в настоящее время является налог на игорный бизнес. Расчёт и уплата этого налога регламентируется главой 29 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
Налоговой базой признается количество объектов налогообложения. Налоговым периодом признаётся календарный месяц.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
1) за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;
2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей.
Отметим, что в настоящее время данный налог в России действует формально, т.к. фактически деятельность игорного бизнеса в настоящее время запрещена: так, в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 года №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игорные заведения могут быть открыты исключительно в четырёх созданных на территории России игорных зонах, однако эти зоны фактически до сих пор не построены. Именно поэтому данный закон в основном регулирует уплату задолженности по налогу на игорный бизнес за прошлые годы.
Итак, необходимо отметить, что в России действуют лишь те региональные налоги, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, т.е. налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. Введение прочих региональных налогов на уровне субъекта Федерации запрещено.
В следующей главе курсовой работы рассмотрим региональный налога Калининградской области, проанализируем поступления денежных средств в бюджет области от этих налогов, а также перспективы развития данных налогов в пределах Калининградской области.
2. Анализ региональных налогов Калининградской области |
2.1 Изучение региональных налогов, введённых в Калининградской области |
В предыдущей главе были рассмотрены региональные налоги и основные нормативные требования, связанные с их расчётом и уплатой, который установлены Налоговым кодексом РФ. Однако, как уже было сказано, субъекты Федерации в ряде случаев могут конкретизировать положения Налогового кодекса в части установления ставок, льгот, отчётных периодов и сроков уплаты для региональных налогов.
В настоящее время в Калининградской области действуют все три региональные налога.
Налог на имущество организаций введён в действие в соответствии с Законом Калининградской области от 27.11.2003 года №336 «О налоге на имущество организаций». Налоговая ставка установлена в размере 2,2%. Льготы представлены по двум основным направлениям:
1. По виду деятельности предприятия;
2. По виду имущества предприятия: льготы предоставляются предприятиям МЧС, аварийно-спасательным службам, бюджетным организациям, предприятиям судебно-исполнительной власти, уголовной исполнительной системы, религиозным организациям, общественным организациям инвалидов, музеям, хранилищам, библиотекам, организациям, осуществляющим деятельность по выпуску медицинских протезно-ортопедических аппаратов, организациям, осуществляющие деятельность в отношении космических объектов, ядерных установок и др.
Транспортный налог в Калининградской области введён в действие Законом Калининградской области «О транспортном налоге» от 16.11.2002 года №193. Отметим, что в Калининградской области для юридических лиц установлены отчётные периоды, поэтому уплата налога организациями производится четыре раза в год. С 01 января 2010 года в действие введены новые повышенные ставки по данному налогу (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Сравнение некоторых новых и старых ставок по транспортному налогу в Калининградской области
Налоговая база | До 01.01.2010 | После 01.01.2010 | Изменение, % |
Легковые автомобили | |||
До 100 л.с. | 18 | 25 | 38,9 |
101-150 л.с. | 35 | 44 | 25,7 |
Свыше 250 л.с. | 150 | 188 | 25,3 |
Грузовые автомобили | |||
До 100 л.с. | 20 | 32 | 60,0 |
Свыше 250 л.с. | 85 | 106 | 24,7 |