Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – ознакомится со спецификой финансов Калининградской области. При этом будет акцентировано внимание на таком важном элементе региональных финансов области как региональные налоги. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
o исследование места региональных налогов в законодательстве РФ о налогах и сборах;
o оценка региональных налогов Калининградской области.
Структура курсовой работы разработана для эффективного решения данных проблем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение
1. Региональные налоги в системе налогов и сборов РФ
1.1 Налоговое законодательство РФ
1.2 Региональные налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ
2. Анализ региональных налогов Калининградской области
2.1 Изучение региональных налогов, введённых в Калининградской области
2.2 Проблемы установления и сбора региональных налогов в Калининградской области
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение………………………………………………………… | 3 |
1. Региональные налоги в системе налогов и сборов РФ………………... | 5 |
1.1 Налоговое законодательство РФ……………………………………… | 5 |
1.2 Региональные налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.. | 12 |
2. Анализ региональных налогов Калининградской области…………… | 17 |
2.1 Изучение региональных налогов, введённых в Калининградской области…………………………………………………………… |
17 |
2.2 Проблемы установления и сбора региональных налогов в Калининградской области…………………………………………………. |
23 |
Заключение…………………………………………………… | 28 |
Список использованной литературы……………………………………… | 29 |
Введение
Региональные финансовые отношения играют важную роль не только в финансово-экономическом развитии конкретного региона, но и в гармоничном развитии всей страны как федерации. В региональных финансах огромное значение имеют налоговые правоотношения, которые являются гарантом обеспечения региональных бюджетов денежными поступлениями и, как следствие, исполнения государственными органами субъектов Федерации своих обязанностей, которые возложены на них Конституцией России.
В научной литературе большое внимание уделяется именно федеральным финансовым отношениями. Это и понятно, т.к. именно от них в полной мере зависит макроэкономическая стабильность в стране. Однако учитывая большую площадь России и неравномерность развития отдельных регионов страны на региональные финансы также ложится большая нагрузка по обеспечению социально-экономической стабильности.
Цель курсовой работы – ознакомится со спецификой финансов Калининградской области. При этом будет акцентировано внимание на таком важном элементе региональных финансов области как региональные налоги. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
o исследование места региональных налогов в законодательстве РФ о налогах и сборах;
o оценка региональных налогов Калининградской области.
Структура курсовой работы разработана для эффективного решения данных проблем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты установления и сбора региональных налогов, в т.ч. изучение их места в Налоговом кодексе страны. Во второй главе будут рассмотрены региональные налоги, введённые в действие в Калининградской области по стоянию на 2008-2009 гг.
Для написания курсовой работы активно использовалась теоретическая литература по финансам, налогообложению, налогам, региональным финансам. С другой стороны, для проведения статистического анализа применялись пособия по социально-экономической статистики, электронные статистические базы как федерального уровня, так и Калининградской области.
Большое значение для написания курсовой работы имело изучение нормативно-правовой базы РФ как в области федерального налогового и финансового законодательства, так и региональное законодательство о налогах и сборах.
1. Региональные налоги в системе налогов и сборов РФ |
1.1 Налоговое законодательство РФ |
Первые попытки создать основополагающие принципы именно российской налоговой системы, которые могли бы быть ориентированы если не на рыночную экономику, то хотя бы на экономику переходного периода в условиях становления федерализма, были предприняты уже в 1991 году в процессе принятия Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Принципы данного законодательного акта состояли в том, что:
Провозглашался единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот и защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
Проводится чёткое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
Устанавливается приоритет норм налогового законодательства над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако затрагивающими вопросы налогообложения;
Устанавливалась однократность обложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
Определяется конкретный перечень прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.
Однако недостатки предыдущей налоговой системы была на лицо. Во-первых, параллельно с данным законом действовало множество нормативных документов, регулирующих налоговые отношения, но противоречащих друг другу. Во-вторых, частое противоречие налогового законодательства с законодательством других отраслей права мешало спокойной и эффективной работе системы. В-третьих налоговое законодательство отличалось большой степенью нестабильности, что снижало эффективность планирования хозяйствующих субъектов. Также налоговое законодательство отличалось большой жёсткостью но ответственности за налоговые правонарушения. Наконец, большое количество налогов затрудняло расчёты плательщиков налогов с бюджетом. Не стоит и говорить, что все эти факторы приводили к чересчур обременительной нагрузке на хозяйствующие субъекты (особенно в условиях гиперинфляции, потери собственных оборотных средств, спада производства).
И, тем не менее, несмотря на все указанные выше недочёты, налоговая система 1991 года разительно отличалась от налоговой системы СССР. Она признавала комплексную структуру органов власти Российской Федерации и их компетентность и определённую независимость в принятии налоговых законов. У государственных органов власти субъектов федерации и местных властей появились свои источники налоговых доходов.
Также к плюсам появившейся налоговой системы была чёткая регламентация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, а также прочих участников налоговых отношений. Однако и здесь были свои недостатки. Например, п 3. ст. 11 Закона «Об основах налоговой системы» предполагал прекращение обязанности по уплате налога в случае уплаты налога или его отмены. Но на практике случались случаи, когда налоговые платежи не доходили до бюджета. Государственные органы трактовали п. 3 ст.11 однозначно: налог считается уплаченным только после поступления платежа непосредственно в бюджет. В этом случае при отсутствии фактического поступления средств в бюджет даже при их уплате налоговые органы имели возможность требовать повторной уплаты налога. Однако в 1998 году Конституционный суд признал данную норму как несоответствующей законодательству.
В 1998 году все выше указанные и многие другие недочёты были учтены в Налоговом кодексе, а точнее первоначально в его первой части. Первая попытка принять Налоговый кодекс состоялась в 1996, но не увенчалась успехом. В 1999 году часть первая Налогового кодекса РФ вступила в действие, став документом прямого действия, регламентирующий правила взимания налогов в стране.
Предполагалось, что Налоговый кодекс поможет решить следующие задачи:
Построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех её элементов в рамках единого налогового пространства;
Развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закреплёнными за ними и гарантированные налоговыми источниками доходы;
Создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижения баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его гражлдан4
Снижение общего налогового бремени и уменьшение числа налогов;
Формирование единой налоговой правовой базы;
Совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушения налогового законодательства[1].
Выше мы привели задачи новой налоговой системы, которые интерпретировал известный экономист питерской экономической школы Романовский. Нет никаких поводов с ним не соглашаться. Однако следует добавить, что Налоговый кодекс также ввёл относительно чёткую регламентацию порядка разрешения споров, связанных с налоговым законодательством через обжалование в суд и обращение в вышестоящий налоговый орган.
Налоговая система, появившаяся с принятие Налогового кодекса, базируется на нескольких основополагающих принципах, которые указаны в ст. 3 части первой данного документа. Рассмотрим их подробнее:
Принцип всеобщности и равенства. Смысл этого принцип состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги сборы. Фактически п. 1 ст. 3 НК РФ повторяет нормы Конституции РФ, а точнее ст. 57 Конституции РФ, принуждающей платить законно установленные налоги;
Принцип не дискриминации налогоплательщика. Налог не может устанавливаться дифференциально в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Ставки налогов не должны зависеть от формы собственности, гражданства физического лица или места нахождения капитала. Фактически данная норма Налогового кодекса воплощает в жизнь положения ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство всех перед законом;
Принцип экономического приоритета. Данный принцип говорит о необходимости наличия экономического основания для установления налога. Ни один налог не может быть произвольным;
Принцип презумпции правоты налогоплательщика. Данное положение говорит о том, что до доказательства вины при налоговом правонарушении, ни один человек не может быть призван виновным. Он изначально является невиновным и лишь после доказательства судом на него (при наличии на то оснований) накладываются те или иные санкции. П 7. ст. 3 НК РФ прямо указывают на то, что все неустранимые противоречия и неясности актов налогового законодательства трактуются именно в пользу налогоплательщиков и плательщиков сборов. Данная норма также регламентируется конституцией (ст. 49);
Принцип экономического единства территории России. Ни один налог и сбор не может прямо или косвенно ограничивать движение и перемещение в пределах территории России товаров, работ, услуг или финансовых средств, либо препятствовать осуществлению законной экономической деятельности.
Также в основе налоговой системы России лежат принципы т.н. организационного порядка. Так, налоговая система признана единой на всей территории Российской Федерации. Применяется единая законодательная база, создаются единые для всей страны налоговые органы и т.д. Не менее важным является принцип эластичности, который говорит о том, что налоговое законодательство не является раз и навсегда установленным. Оно может быть изменено законодательной ветвью власти при наличии в этом потребности. Таким образом, совершается корректировка налогового законодательства «косметически путём». С другой стороны, налоговая система должна быть стабильной. Именно поэтому для принятия изменений в налоговое законодательство не достаточно инициативы одного правительства, президента или какой-нибудь одной палаты парламента. Закон о внесении изменений и дополнений в уже существующее законодательство или же принципиально новый законодательный акт должен быть принят Государственной Думой РФ, затем одобрен советом Федерации РФ и подписан президентом РФ. Только после этого он опубликуется в печати с вступает в действие в порядке, определённом Налоговым кодексом. Именно такая регламентация законотворческого процесса позволяет оставаться налоговой системе более или менее стабильной. К тому же все изменения в законодательство должны быть обоснованы и вноситься в случае исключительной необходимости.
Важен тот факт, что современная налоговая система РФ (как и других стран) обладает целой совокупностью налогов, что позволяет дифференцировать риск при исчезновении объекта налогообложения того или иного налога (например, резкое снижение прибыли организаций при сильном экономическом кризисе). Наконец, очень важен тот момент, что список налогов в РФ является закрытым, т.е. приниматься могут только те налоги, которые регламентированы Налоговым кодексом.
В настоящий момент налог может считаться установленным лишь в том случае, когда определены его обязательные элементы:
1. объект налогообложения;
2. налоговая база;
3. налоговый период;
4. налоговая ставка;
5. порядок исчисления налога;
6. порядок и сроки уплаты налога.
Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных элементов может служить основанием для признания налога несоответствующим налоговому законодательству и, следовательно, незаконным.