Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:27, курсовая работа
Цель работы: раскрыть содержание понятий налогового правонарушения и ответственности за его совершение, выявить возможности для профилактики налоговых правонарушений и преступлений.
Цель достигалась с помощью решения следующих задач:
1. рассмотреть историю и сущность понятия налоговое правонарушение;
2. показать особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. рассмотреть виды налоговых правонарушений;
4. рассмотреть меры, необходимые для профилактики налоговых правонарушений и преступлений.
Главный признак налогового преступления – неуплата налогов в особо крупном размере. Таковой признается сумма, превышающая 1000 минимальных размеров оплаты труда. Причем как в случаях, когда свыше 1000 минимальных размеров оплаты труда не уплачено по одному налогу, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В настоящее время МРОТ составляет:
Таким образом, можно увидеть, что МРОТ существенно различается в разных регионах. Данные суммы применяются для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям ( статья 5 Федерального закона № 82-ФЗ ).
Соответственно, путем простейших
расчетов, можно получить, что сумма
неуплаты, которая может
3.ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Очевидно, что налоговые правонарушения и преступления приносят вред российской экономике. По статистическим данным ФНС, задолженность по налогам и сборам (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет РФ на 1 ноября 2010г. составила 746,9 млрд. рублей. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 ноября 2010г. составила 431,3 млрд. рублей.
Такие правонарушения также создают не только общественные и финансовые, но и моральные проблемы. С финансовой стороны ущерб государству очевиден. Моральная же проблема приобретает актуальность, когда усиливается налоговое бремя на законопослушных граждан и организации, которым из-за увеличения налоговых ставок приходится платить большие суммы налогов.
В случае уклонения от уплаты налогов одними организациями и полного внесения налоговых платежей другими, нарушается принцип честной конкуренции, который обязан быть при рыночной экономике, организации ставятся в неравные условия. Серьезность стоящей перед обществом проблемы налоговых правонарушений ставит задачу по недопущению, предотвращению налоговых правонарушений на первый план.
Профилактика налоговых правонарушений - это задача государственных органов, наделенных властными полномочиями, а значит имеющих возможность создавать, обеспечивать условия, препятствующие совершению налоговых правонарушений. Безусловно, профилактика налоговых правонарушений должна проводиться в нескольких направлениях.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации в настоящее время представляет собой массив нормативных правовых актов, постоянно претерпевающих изменения. Например, в уходящем 2011 году Налоговый Кодекс успел измениться 12 раз.[11] Что же говорить о налогоплательщиках, которым приходится скурпулезно разбираться в налоговых тонкостях, дабы избежать санкций, и это при том, что решение налоговой задачи для них вторично, прежде им нужно заработать то, с чего предстоит уплатить налоги.
В отношении налоговых правонарушений в полной мере действует принцип: «незнание закона не освобождает от ответственности». Поэтому первым и важнейшим направлением профилактики правонарушений является информационная деятельность государственных органов. Первое направление этой деятельности– детальное разъяснение налогоплательщикам (фактическим и потенциальным) положений действующих и вновь принимаемых актов законодательства о налогах и сборах. В связи с чем налоговым органам, прежде всего необходимо уделять больше внимания ведению разъяснительной работы.
Другим направлением профилактики налоговых правонарушений в информационной сфере является пропаганда точного и неукоснительного соблюдения норм налогового права всеми его субъектами, добросовестного исполнения обязанностей как налогоплательщиками, так и надзорными органами, предупреждение об ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений.
Следующим направлением
Определяя направления профилактики налоговых правонарушений, необходимо выделить гарантирование целевого расходования собранных налогов.
Информация о целевом расходовании денежных средств также должна доводиться до сведения налогоплательщиков, тем самым поддерживая у последних уверенность в том, что переданные государству денежные средства будут израсходованы именно на необходимые нужды. Иначе, кто же захочет платить налог, назначение и дальнейшая судьба которого в лучшем случае неизвестна.
Наконец, эффективность профилактических мероприятий в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями целиком зависит от степени их подготовки и проработанности, компетенции и профессионализма должностных лиц органов их осуществляющих. Эти должностные лица, в первую очередь, не должны допускать нарушений налогового законодательства своими подчиненными.[12]
Пока в сознании каждого гражданина России добросовестное соблюдение законодательства о налогах не начнет ассоциироваться с процветанием и укреплением государства, будет трудно добиться положительного изменения существующей обстановки в этой области. Вопросы эффективности профилактики налоговых правонарушений и преступлений зависят от совершенствования не только уголовного и налогового законодательства, но также и от изменения административного, уголовно-процессуального, финансового, валютного законодательства, порядка регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков и плательщиков сборов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на современном этапе законодательство о налогах и сборах Российской Федерации все еще находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующие ответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняется это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных. Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждая из которых, требует своего подхода.
В связи с эти одним из самых актуальных моментов, связанных законотворческой деятельностью, в части установления норм о налоговой ответственности, является формирование унифицированных и в то же время универсальных норм налогового права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с законодательством, не допуская при этом разночтения норм.
В моей работе в рамках выполнения поставленных задач был проанализирован исторический аспект возникновения налоговых правонарушений, раскрыты понятия налогового правонарушения и налоговой ответственности, изучены основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, сроки давности привлечения к ответственности, рассмотрены санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации. Также была рассмотрена проблема профилактики налоговых преступлений и правонарушений и предложены пути решения данной проблемы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Налоговый Вестник № 4-5, 1999 г.
Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах
(Михаил Буланже, историк)
2 25 января 2011 / Бухгалтерские вести
Автор: Соловьев Валерий
3 Кучеров И. И. Налоговые преступления - 1997. С. 15 - 19.
4 Налоговый вестник
Ответственность за налоговые правонарушения
Зиновьев В.В. / Кирилюк Е.В.
5 Ст. 106 Налогового Кодекса Российской Федерации от 16 июля 1998г. № 146-ФЗ
6 Материал из Википедии — свободной энциклопедии
7 Викторова Н. Г., Харченко Г. П. Налоговое право. — СПб.: Питер, 2006
8 http://www.rosnalog.ru/info_
9 Пепеляев С.Г. «Основы налогового права».
10 http://www.mojazarplata.ru/
11 http://www.arbitr-praktika.ru/
12 Профилактика налоговых
правонарушений как