Налоговые правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть содержание понятий налогового правонарушения и ответственности за его совершение, выявить возможности для профилактики налоговых правонарушений и преступлений.
Цель достигалась с помощью решения следующих задач:
1. рассмотреть историю и сущность понятия налоговое правонарушение;
2. показать особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. рассмотреть виды налоговых правонарушений;
4. рассмотреть меры, необходимые для профилактики налоговых правонарушений и преступлений.

Работа содержит 1 файл

Курсовик 08 12 11.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

        Главный признак налогового преступления – неуплата налогов в особо крупном размере. Таковой признается сумма, превышающая 1000 минимальных размеров оплаты труда. Причем как в случаях, когда свыше 1000 минимальных размеров оплаты труда не уплачено по одному налогу, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов.

       Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В настоящее время МРОТ составляет:

  • в целом по России - 4611 рублей
  • в г. Санкт-Петербург - 7300 рублей
  • в Псковской области - 4611 рублей
  • в Ленинградской области - 5930 рублей
  • в г. Москва - 10400 рублей 
  • в Мурманской области - 7903 рублей [10]

      Таким образом, можно увидеть, что МРОТ существенно различается в разных регионах. Данные суммы применяются для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям ( статья 5 Федерального закона № 82-ФЗ ).

        Соответственно, путем простейших  расчетов, можно получить, что сумма  неуплаты, которая может классифицироваться  как налоговое преступление, должна  составлять 100000 рублей и выше.

 

 

3.ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ  НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

        Очевидно, что налоговые правонарушения и преступления приносят вред российской экономике. По статистическим данным ФНС, задолженность по налогам и сборам (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет РФ на 1 ноября 2010г. составила 746,9 млрд. рублей. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 ноября 2010г. составила 431,3 млрд. рублей.

        Такие правонарушения также создают не только общественные и финансовые, но и моральные проблемы. С финансовой стороны ущерб государству очевиден. Моральная же проблема приобретает актуальность, когда усиливается налоговое бремя на законопослушных граждан и организации, которым из-за увеличения налоговых ставок приходится платить большие суммы налогов.

      В случае уклонения от уплаты налогов одними организациями и полного внесения налоговых платежей другими, нарушается принцип честной конкуренции, который обязан быть при рыночной экономике, организации ставятся в неравные условия. Серьезность стоящей перед обществом проблемы налоговых правонарушений ставит задачу по недопущению, предотвращению налоговых правонарушений на первый план.

      Профилактика налоговых правонарушений - это задача государственных органов, наделенных властными полномочиями, а значит имеющих возможность создавать, обеспечивать условия, препятствующие совершению налоговых правонарушений. Безусловно, профилактика налоговых правонарушений должна проводиться в нескольких направлениях.

       Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации в настоящее время представляет собой массив нормативных правовых актов, постоянно претерпевающих изменения. Например, в  уходящем 2011 году Налоговый Кодекс успел измениться 12 раз.[11] Что же говорить о налогоплательщиках, которым приходится скурпулезно разбираться в налоговых тонкостях, дабы избежать санкций, и это при том, что решение налоговой задачи для них вторично, прежде им нужно заработать то, с чего предстоит уплатить налоги.

       В отношении налоговых правонарушений в полной мере действует принцип: «незнание закона не освобождает от ответственности». Поэтому первым и важнейшим направлением профилактики правонарушений является информационная деятельность государственных органов. Первое направление этой деятельности– детальное разъяснение налогоплательщикам (фактическим и потенциальным) положений действующих и вновь принимаемых актов законодательства о налогах и сборах. В связи с чем налоговым органам, прежде всего необходимо уделять больше внимания ведению разъяснительной работы.

      Другим направлением профилактики налоговых правонарушений в информационной сфере является пропаганда точного и неукоснительного соблюдения норм налогового права всеми его субъектами, добросовестного исполнения обязанностей как налогоплательщиками, так и надзорными органами, предупреждение об ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений.

        Следующим направлением профилактики  налоговых правонарушений, после   рассмотренного выше информационного, идет совершенствование налогового законодательства. Оно должно проводиться в 3-х основных областях.

  • Во-первых, совершенствование Налогового Кодекса в сторону его максимально возможного упрощения, позволяющего руководствоваться им не только организациям с большим штатом высококвалифицированных юристов и бухгалтеров, но и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность самостоятельно, а также рядовым гражданам.
  • Во-вторых, действующие нормы налогового законодательства должны исключать возможность совершения хозяйствующими субъектами налоговых правонарушений. Работа в этой области должна быть направлена на устранение пробелов в законодательстве, провоцирующих совершение налоговых правонарушений и преступлений.
  • В-третьих, законодатель в сфере налогообложения должен идти по пути максимально возможного снижения налоговых ставок. Одним из важнейших принципов налогообложения, рассмотренным Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», является принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».  В действующем законодательстве о налогах и сборах нашей страны подобного принципа нет, и возможно, было бы неплохо включить его в 3 статью Налогового Кодекса.

     Определяя направления профилактики налоговых правонарушений, необходимо выделить гарантирование целевого расходования собранных налогов.

      Информация о целевом расходовании денежных средств также должна доводиться до сведения налогоплательщиков, тем самым поддерживая у последних уверенность в том, что переданные государству денежные средства будут израсходованы именно на необходимые нужды. Иначе, кто же захочет платить налог, назначение и дальнейшая судьба которого в лучшем случае неизвестна.

       Наконец, эффективность профилактических мероприятий в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями целиком зависит от степени их подготовки и проработанности, компетенции и профессионализма должностных лиц органов их осуществляющих. Эти должностные лица, в первую очередь, не должны допускать нарушений налогового законодательства своими подчиненными.[12]

        Пока в сознании каждого гражданина России добросовестное соблюдение законодательства о налогах не начнет ассоциироваться с процветанием и укреплением государства, будет трудно добиться положительного изменения существующей обстановки в этой области. Вопросы эффективности профилактики налоговых правонарушений и преступлений зависят от совершенствования не только уголовного и налогового законодательства, но также и от изменения административного, уголовно-процессуального, финансового, валютного законодательства, порядка регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков и плательщиков сборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Таким образом, на современном этапе законодательство о налогах и сборах Российской Федерации все еще находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующие ответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняется это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных. Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждая из которых, требует своего подхода.

        В связи с эти одним из самых актуальных моментов, связанных законотворческой деятельностью, в части установления норм о налоговой ответственности, является формирование унифицированных и в то же время универсальных норм налогового права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с законодательством, не допуская при этом разночтения норм.   

       В моей работе в рамках выполнения поставленных задач был проанализирован исторический аспект возникновения налоговых правонарушений, раскрыты понятия налогового правонарушения и налоговой ответственности, изучены основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, сроки давности привлечения к ответственности, рассмотрены санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации. Также была рассмотрена проблема профилактики налоговых преступлений и правонарушений и предложены пути решения данной проблемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Налоговый Вестник  № 4-5, 1999 г. 

Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах

(Михаил Буланже, историк)

2 25 января 2011  / Бухгалтерские  вести

Автор: Соловьев Валерий

3 Кучеров И. И. Налоговые  преступления - 1997. С. 15 - 19.

4  Налоговый вестник 

Ответственность за налоговые  правонарушения

Зиновьев В.В. / Кирилюк Е.В.

5 Ст. 106 Налогового Кодекса  Российской Федерации от 16 июля 1998г.  № 146-ФЗ

6 Материал из Википедии  — свободной энциклопедии

7 Викторова Н. Г., Харченко  Г. П. Налоговое право. —  СПб.: Питер, 2006

8 http://www.rosnalog.ru/info_prew.htm?id=11

9 Пепеляев С.Г. «Основы  налогового права».

10 http://www.mojazarplata.ru/main/minimumwages/minimalqnaja-oplata-truda-mrot-v-subektah-rf-na-2011

11 http://www.arbitr-praktika.ru/arhiv/117_dek_2011/topic1335_poslednii_otcchet.html

12 Профилактика налоговых  правонарушений как направление  обеспечения законности в Российской  Федерации -Костин Д.А. статья  на http://www.fpa.su/

 

 

 

 

 




Информация о работе Налоговые правонарушения