Налоговые правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть содержание понятий налогового правонарушения и ответственности за его совершение, выявить возможности для профилактики налоговых правонарушений и преступлений.
Цель достигалась с помощью решения следующих задач:
1. рассмотреть историю и сущность понятия налоговое правонарушение;
2. показать особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. рассмотреть виды налоговых правонарушений;
4. рассмотреть меры, необходимые для профилактики налоговых правонарушений и преступлений.

Работа содержит 1 файл

Курсовик 08 12 11.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

      Одним из условий успешного решения стоящих перед обществом и государством экономических и социальных задач является проведение единой финансовой и налоговой политики.

       Налоговая система любого правового государства не может функционировать без института ответственности. Однако как показывает российская практика, применение норм ответственности за совершение налоговых правонарушений

остается одним из главных спорных вопросов в отношениях государства с налогоплательщиками.

      Выбранная мною тема «Налоговые правонарушения», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

      Цель работы: раскрыть содержание понятий налогового правонарушения и ответственности за его совершение, выявить возможности для профилактики налоговых правонарушений и преступлений.

      Цель достигалась с помощью решения следующих задач:

1. рассмотреть историю и сущность понятия налоговое правонарушение;

2. показать особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3. рассмотреть виды налоговых правонарушений;

4. рассмотреть меры, необходимые  для профилактики налоговых правонарушений  и преступлений.

     

1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ  «НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ»

1.1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

 

       Историю российской налоговой системы можно разделить на несколько больших периодов. Каждый из них соответствует общеисторическим особенностям эволюции отечественной государственности. Естественно, что и налоги той или иной эпохи отражают свойственный ей тип, характер и динамику социально-экономических отношений.[1]

        Если по древу времени опуститься в самый низ, мы окажемся в древней Руси. Тогда подати и дань собирали удельные князья, причем собирали они их исходя из собственных желаний и правил. Хорошие князья собирали налоги со своих подданных, не злоупотребляя, поэтому очевидно, что от плохих народ старался перебежать к хорошим.

       Хуже русским людям стало во времена так называемого монголо-татарского ига - с середины XIII по XVI век нашей эры. На плечи народу легло не легкое бремя налогов: удельным князьям, Великому князю Руси (получившему из Золотой Орды ярлык на великое княжение), церковная десятина (10% от доходов), и

наконец, дань в саму Золотую Орду. Интересно, что по оценкам современных историков размер дани в Золотую Орду не поражал воображение и составлял примерно 10% от доходов плательщиков дани. [2] 

       Реформу налоговой системы провел Петр I. При поддержке Александра Меньшикова он ввел множество разнообразных налогов, податей и штрафов, которые были необходимы для пополнения российской казны. В те времена в налоговую систему были введены: гербовый сбор, подушный налог с извозчиков, налог на соль, налог на бороды, налог на въезд в стольный город Санкт-Петербург и многие другие.                             

         Среди штрафов были и те, которые не носили налоговый характер и были, по меркам нашего времени, достаточно странные. Например, за появление на улице, ассамблее или ином присутственном месте в «срамном» виде налагался штраф. Эта штрафная санкция касалась, в основном, женщин (женское платье до колен считалось тогда, безусловно «срамным»).

        Так как многие наши соотечественники еще в те времена не отличались высокой налоговой культурой, сборщикам податей - мытарям приходилось нередко прибегать к суровым мерам и ставить непорядочных плательщиков на «правеж» с помощью батогов (батоги - это крепкие палки примерно 60 см длиной). Мера была очень эффективная и обеспечивала почти 100%-ную собираемость налогов.

       С развитием цивилизации батоги пользовались все меньшей популярностью. Однако долговые тюрьмы, в том числе и для недоимщиков по налогам не простаивали.

       Октябрьский переворот 1917 года в России все кардинально изменил, в том числе и налоговую систему. После этого переворота была введена так называемая продразверстка - то есть принудительный отъем продуктов питания и других товаров для нужд революции и Красной Армии. Налогового инспектора в то время успешно заменял военный комиссар и вооруженные чекисты. Это опять же помогало обеспечивать довольно высокий уровень собираемости налогов (но какими методами).

      Важным для становления новой налоговой системы в СССР стал период новой экономической политики (НЭП). Советская власть, предоставив временную свободу малому и среднему бизнесу, в короткие сроки накормила голодную, разрушенную революцией страну. Вот в это время и возникла потребность в квалифицированных финансовых (налоговых) работниках. И эта потребность была удовлетворена. Косвенным свидетельством этому может служить известное стихотворение пролетарского поэта Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»:

«В ряду имеющих лабазы и угодья и я обложен и должен караться.

Вы требуете с меня пятьсот в  полугодие и двадцать пять за неподачу деклараций».

      Писатели и поэты, как лица «свободной профессии», облагались в то время налогом наравне с кустарями - ремесленниками и торговцами. Однако торговцы (так называемые «нэпманы») могли позволить себе снизить свою налоговую базу, предъявив документально подтвержденные расходы. Поэту же предъявить что-либо в расходы было довольно сложно. А платить тысячу рублей налога в год (побольше , чем иные «нэпманы») было довольно затруднительно. К тому же за несвоевременную подачу деклараций взыскивалось 5% от суммы налога. Очень интересна в данном случае историческая параллель в налоговых санкциях за непредставление в установленный срок налоговой декларации - те же 5%. (п. 1  ст. 119 Налогового кодекса РФ).

        Во времена «развитого социализма» в СССР деятельность налоговых  органов предельно упростилась. Это было связано с тем, что экономика страны была централизована и прозрачна. Желающих экспериментировать с уклонением от уплаты налогов на государственном уровне находилось мало. Это и понятно, так как в то время за крупные хищения государственных средств (от 5000 руб. и больше) могли легко приговорить к высшей мере наказания.

        Острая необходимость в развитых и эффективных налоговых органах в нашей стране возникла в связи с переходом от «развитого социализма» к капитализму в начале 90-ых годов. Многие «новоиспеченные» российские предприниматели тогда посчитали, что предоставленная экономическая свобода дает им право на злостное уклонение от уплаты налогов. Однако налоговые органы России (20-летие образования которых отмечалось 21 ноября 2010 года) сумели взять ситуацию под жесткий контроль.[2]

       В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличие от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. [3]

         Для дальнейшего развития начатой темы рассмотрим детально вопрос о том,  что же такое налоговое правонарушение и налоговая ответственность с точки зрения современного российского законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

Ответственность за налоговые  правонарушения в российском законодательстве регулируется Налоговым Кодексом, Уголовным Кодексом и Кодексом об Административных Правонарушениях (КоАП РФ). Стоит обратить внимание, что в Налоговом Кодексе предусмотрена ответственность за налоговое правонарушение, совершенное юридическим лицом (статьи 116, 117, 118, 119, 120, 122, 123, 124, 125, 126, 128, 129). Уголовный кодекс устанавливает более серьезную ответственность за более серьезные правонарушения (статьи 198, 199). В уголовном законодательстве Российской Федерации понятие налогового преступления отсутствует. Налоговое преступление отличается от правонарушения степенью общественной опасности. По мнению законодателя, уголовно наказуемым следует признать не любое уклонение от уплаты налогов, а только такое, которое причиняет существенный ущерб бюджетной системе государства. С этой позиции проявлением общественной опасности выступает конкретная денежная сумма, неполучение которой бюджетной системой РФ влечет для государства серьезные негативные последствия ( примечание 1 к ст. 199 УК РФ ). В ст.19.7.6. КоАП устанавливается ответственность для должностных лиц уполномоченных органов за совершенные ими правонарушения. [4]

 Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом установлена ответственность. [5]

Физическое или юридическое  лицо  не может подвергаться ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) отсутствие факта налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица, подозреваемого в совершении налогового правонарушения; [6]

3) совершение налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков  давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние (действие или бездействие) умышленно либо по неосторожности ( статья 110 пункт 1 НК ).

  Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо осознавало противоправность своих действий (бездействия), желало или осознанно допускало наступление вредных последствий.

 Аналогично, правонарушение совершено по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправность своих действий.

 Вина организации  в совершении налогового правонарушения  определяется в зависимости от степени вины ее должностных лиц (регулируется КоАП РФ), действия которых привели к совершению налогового правонарушения.

 

Вина лица исключается при следующих условиях:

1) совершение налогового правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельств;

2) совершение налогового  правонарушения физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях;

3) выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства, данных ему уполномоченным на это органом государственной власти (либо уполномоченным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанное обстоятельство устанавливается при наличии соответствующего документа этого органа, относящегося к периоду, во время которого совершено налоговое правонарушение).

4) прочие обстоятельства, признанные судом или налоговым органом при рассмотрении конкретного дела.

 

 

 

 

 

 

 

1.3.ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

       Любое правонарушение предполагает определенную меру ответственности - санкцию. Санкция — элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой. [6] Конкретная мера ответственности за совершенное налоговое правонарушение - налоговая санкция.  Налоговый Кодекс РФ предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов).  Штраф – это взыскание с правонарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.  Существуют и другие виды взысканий - предупреждения, конфискации и др., но они более  характерны для административной ответственности и за совершение налоговых правонарушений не применяются.

Налоговая санкция (ШТРАФ) - мера налоговой  ответственности

в твердой денежной сумме

в процентной денежной сумме


 

       К штрафным санкциям не относятся недоимки и пени. Недоимка -  это  налоги и сборы, которые налогоплательщик должен был заплатить государству в срок, но по каким-то причинам не заплатил; соответственно пеней признается  государственный «счётчик», который подстёгивает налогоплательщика поторопиться с уплатой недоимки. Недоимки и пени нельзя рассматривать как применение мер ответственности, установленных главой 16 Налогового Кодекса. Следовательно, взыскание их с организаций может производиться в бесспорном порядке.  Рассмотрим этот порядок подробнее.

       В статье 45 Налогового Кодекса прописана обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога. Именно неисполнение данной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

        Если требование не исполняется (как полностью, так и частично), то налоговый орган   выставляет инкассовое поручение банку для бесспорного списания денежных средств со счета налогоплательщика для взыскания недоимки и пени. Если денег на счете не достаточно, то списание происходит по мере поступления денег на счет налогоплательщика либо налоговый орган предпринимает шаги по взысканию налога  и пени за счет иного имущества налогоплательщика.

         Именно таков несложный алгоритм действий по взысканию налоговым органом с налогоплательщика образовавшейся недоимки и пени.  

         Немного по-другому дело обстоит с ответственностью банков за нарушение законодательства о налогах и сборах. В главе 18 НК РФ приведены составы, ответственностью за которые является пеня. Однако это не противоречит тому, что единственным видом налоговых санкций является штраф. В пункте 2 статьи 114 Налогового Кодекса РФ говорится: "налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 настоящего Кодекса". Следовательно, меры ответственности, предусмотренные главой 18, не являются налоговыми санкциями, а составы, предусматривающие ответственность в виде пеней, не являются налоговыми правонарушениями. Но поскольку общие условия привлечения к налоговой ответственности устанавливаются с помощью понятий "налоговое правонарушение" и "налоговая санкция", в главе 18 предусмотрена специальная  статья, регулирующая порядок применения этих условий. Согласно статье 136 Налогового Кодекса РФ, штрафы, предусмотренные в данной главе, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному Кодексом порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения. А пени, указанные в статьях 133 и 135 НК РФ, взыскиваются по решению руководителя налогового органа на основании инкассового поручения в бесспорном порядке. Статьями 133 и 135 Налогового Кодекса РФ предусмотрена ответственность банков за нарушение сроков уплаты налога.

Информация о работе Налоговые правонарушения