Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа
Цель заключается в изучении классификации налоговых правонарушений, их видов, правил применения налоговых санкций, последовательность, а также порядок их осуществления и исполнения.
Задачи состоят в следующем:
- изучить юридическое значение налогового правонарушения;
- проанализировать ответственность за совершение налоговых правонарушений;
Введение 3
Глава 1. Налоговое правонарушение и его юридическое значение 5
1.1 Понятие, признаки и состав налогового правонарушения 5
1.2 Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений против налоговой системы 8
Глава 2. Налоговая ответственность 11
2.1 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения 11
2.2 Налоговые санкции, порядок взыскания 12
2.3 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность 14
Глава 3. Классификация и отдельные виды налоговых правонарушений 16
3.1 Ответственность за правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика 16
3.2 Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представление бухгалтерской и налоговой отчетности 17
3.3 Правонарушения против обязанности по уплате налогов 18
3.4 Правонарушения против исполнения доходной части бюджета 18
3.5 Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков 19
Глава 4. Производство о налоговом правонарушении 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
- Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ). Выражается в грубом нарушении организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок такого учета предусмотрен законодательством о налогах и сборах.
- Неуплата или неполная уплата налога (ст.122 НК РФ). Выражается в неисполнении налогоплательщиком обязанности, по уплате законно установленных налогов путем неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (или других неправомерных действий - только п.1 ст.122 НК РФ). Общественная опасность рассматриваемого деяния состоит в том, что оно подрывает источники финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, приводит к тому, что бюджеты становятся дефицитными либо испытывают значительные трудности. Кроме того, виновный, совершая данное налоговое правонарушение, сберегает часть своего имущества, неосновательно обогащаясь за счет других участников налоговых правоотношений.
-
Невыполнение налоговым агентом обязанности
по удержанию и (или) перечислению налогов
(ст.123 НК РФ) Заключается в невыполнении
налоговым агентом возложенных на него
НК РФ обязанностей и выражается в неправомерном
действии (бездействии), в результате которого
происходит неперечисление (неполное
перечисление) сумм налога, подлежащего
удержанию у налогоплательщика и перечислению
соответствующих сумм в бюджет. Общественная
опасность данного деяния состоит в том,
что подрывается система финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципального образования, а
налогоплательщик (не по своей вине) не
исполняет лежащей на нем конституционной
обязанности по уплате налога (ст. 57 Конституции
РФ, ст. 3 НК РФ). Прежде чем исполнить обязанность
по перечислению налога, налоговому агенту
необходимо исчислить данный налог и удержать.
3.5 Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков
- Ответственность свидетеля (ст.128 НК РФ). Правонарушение, предусмотренное ст. 128 НК РФ, состоит в препятствовании со стороны свидетеля полному, всестороннему и объективному осуществлению мероприятий налогового контроля. Для привлечения к ответственности по ст.128 НК РФ налоговые органы должны доказать преднамеренное искажение сведений - только в этом случае показания признаются заведомо ложными.
- Отказ эксперта, переводчика или специалиста в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода свидетеля (ст. 129 НК РФ). Объектом рассматриваемого деяния является установленный порядок участия эксперта, специалиста, переводчика в проведении налогового контроля. Общественная опасность правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.129 НК РФ, состоит в том, что оно существенно затрудняет деятельность налогового органа по налоговому контролю, способно привести к тому, что результаты налоговой проверки будут недостоверными, а лица, виновные в сокрытии своих доходов, в уклонении от уплаты налогов, в иных налоговых правонарушениях не понесут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.8
Прежде чем говорить о налоговом производстве, давайте вспомним, что же у нас классически есть в административном производстве.
Административное производство определяет участников административного процесса. К числу этих участников относятся, во-первых, уполномоченные государственные органы, которыми в данном случае для налоговых правонарушений будут налоговые органы. Далее в число участников включаются лица, привлекаемые к административной ответственности. У нас это будет налогоплательщик, налоговый агент и иные лица. В административном производстве есть потерпевшие. В налоговом производстве их нет. Потерпевшим является только государство, оно же в лице уполномоченных органов и рассматривает это дело. Далее, в административном производстве допускаются представители, в налоговом производстве тоже. Административное производство знает общественного защитника и представителя общественности, а в налоговом производстве такого нет. Кроме того, в административном производстве есть свидетели, понятые, специалисты, эксперты и переводчики. В налоговом производстве их нет, они все присутствуют в выездной налоговой проверке, а не в налоговом производстве как таковом. Наконец, в административном производстве может присутствовать прокурор, в налоговом производстве его не предусмотрено.
Административное производство распадается на 3 отчетливые стадии:
- первая стадия - это возбуждение административного дела. Всегда есть документ, который лежит в основе возбуждения административного дела. Это протокол;
- вторая стадия - стадия рассмотрения административного дела, в том числе на этой стадии обязательным является присутствие лица, привлекаемого к ответственности, потерпевшего и лиц, связанных с административным правонарушением;
- третья стадия - постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное вышестоящим должностным лицом или органом.
И наконец, исполнительное производство, это не стадия, а отдельное производство об исполнении постановления по административному правонарушению. Исполнительное производство об административном деле предполагает санкцию - уплату штрафа, либо, если этого не происходит, тогда подключается судебный исполнитель, который осуществляет постановление об административном правонарушении.9
Теперь рассмотрим, что же мы имеем по Налоговому кодексу РФ. Здесь стадия - возбуждение дела о налоговом правонарушении - вообще выпала. Протокол отсутствует, есть несколько документов, но единого документа нет.
Итак, стадии возбуждения дела нет, а сразу начинается рассмотрение дела. И это рассмотрение по НК РФ заключается в следующем. Налогоплательщик, подписав акт выездной налоговой проверки, имеет право дать свои письменные возражения, причем как в момент подписания акта, так и еще в течение 14 дней он может представить свои возражения в налоговый орган.
В течение следующих 14 дней, от даты подписания акта уже проходит месяц, руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки и иные документы, которые прикладываются к акту налогового органа, как со стороны должностного лица, так и налогоплательщика.
Если налогоплательщик представил письменные возражения, то он извещается о рассмотрении дела, и он может в нем участвовать. Но обязательным его участие на самом деле не является.
Если налогоплательщик не представил письменные возражения, то его не приглашают вообще. Даже если его и пригласили заблаговременно, то надлежащего уведомления не требуется, как в других случаях. Получил или не получил налогоплательщик извещение, последствий для налогового органа никаких не будет. И это сильно отличает от административного производства, где участие лица и надлежащее его извещение является обязательным.
Налогоплательщик может не узнать, что его дело рассмотрено. Сам процесс рассмотрения не определен совершенно по формальным моментам, не является обязательным заслушивание свидетелей, экспертизы, специалистов. Все это оставлено на волю руководителя налогового органа. Рассмотрев представленные материалы, руководитель налогового органа принимает одно из трех решений.
Первое решение - о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.
Второй вариант - отказ в привлечении налогоплательщика к ответственности.
Третий вариант - решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Если
состоялось решение о привлечении
налогоплательщика к
Налогоплательщик привлечен к ответственности решением налогового органа, его действия квалифицированы, определен состав и сумма штрафа. Дальше исполнительное производство действует через суд. Исполнение решения налогового органа об уплате штрафа осуществляется в судебном порядке. Но это порядок, отличный от того, который используется в административном производстве. В административном производстве для уплаты штрафа суд не привлекается. Здесь суд задействован по полной программе как участник этого производства. Суд включается на последней стадии - стадии исполнения решения как участник налогового процесса.
Все, что касается налогового производства, это статья 101 НК РФ.10 Она относится только к налогоплательщику, плательщику сбора и налоговому агенту. Но у нас в НК РФ существуют и другие лица, и глава 16 НК РФ содержит ответственность и для других лиц. В том числе это ответственность физических лиц и организаций за непредставление сведений в ходе встречной проверки. Это ответственность специалиста, это ответственность эксперта, это ответственность переводчика и ответственность органов по статье 85 НК РФ, которые обязаны представить в налоговый орган необходимую информацию.
Заключение
Систематизация
норм налогового законодательства, выразившаяся
в принятии Налогового кодекса РФ,
явилась объективным
Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.
Предназначение
системы налоговых
На современном этапе Налоговое законодательство Российской Федерации все еще находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующие ответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняется это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных. Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждая из которых, требует своего подхода, и вместе с тем должна рассматриваться в строгом соответствии законом.
В связи с эти одним из самых актуальных моментов, связанных законотворческой деятельностью, в части установления норм о налоговой ответственности, является формирование унифицированных и в то же время универсальных норм налогового права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с законодательством, не допуская при этом разночтения норм Налогового законодательства Российской Федерации.