Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа
Цель заключается в изучении классификации налоговых правонарушений, их видов, правил применения налоговых санкций, последовательность, а также порядок их осуществления и исполнения.
Задачи состоят в следующем:
- изучить юридическое значение налогового правонарушения;
- проанализировать ответственность за совершение налоговых правонарушений;
Введение 3
Глава 1. Налоговое правонарушение и его юридическое значение 5
1.1 Понятие, признаки и состав налогового правонарушения 5
1.2 Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений против налоговой системы 8
Глава 2. Налоговая ответственность 11
2.1 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения 11
2.2 Налоговые санкции, порядок взыскания 12
2.3 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность 14
Глава 3. Классификация и отдельные виды налоговых правонарушений 16
3.1 Ответственность за правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика 16
3.2 Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представление бухгалтерской и налоговой отчетности 17
3.3 Правонарушения против обязанности по уплате налогов 18
3.4 Правонарушения против исполнения доходной части бюджета 18
3.5 Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков 19
Глава 4. Производство о налоговом правонарушении 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Содержание
Введение
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.
Налоговый метод стал главным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему.1 Требуемые суммы налогов государство должно собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных им своими налогоплательщиками. Но еще ни одно государство не смогло достичь этой цели исключительно методом убеждения.
В Налоговом Кодексе РФ, в главе 16 представлен исчерпывающий перечень составов налоговых правонарушений, не подлежащий расширению иначе как законодательным путем, вносящим изменения в Налоговый Кодекс РФ.
Объектом исследования данной курсовой работы является рассмотрение ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Предметом исследования являются нормативные акты, регулирующие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Цель заключается в изучении классификации налоговых правонарушений, их видов, правил применения налоговых санкций, последовательность, а также порядок их осуществления и исполнения.
Задачи состоят в следующем:
- изучить юридическое значение налогового правонарушения;
- проанализировать ответственность за совершение налоговых
правонарушений;
- провести классификацию видов налоговых правонарушений.
Работа состоит из введения, четырех глав, которые, в свою очередь, делятся на разделы, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе рассмотрим понятие, признаки и состав налогового правонарушения, а также разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений против налоговой системы.
Во второй главе раскрывается понятие налоговой ответственности, объясняется порядок взыскания налоговых санкций, рассматривается обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.
В третей главе изучим некоторые виды налоговых правонарушений.
В четвертой главе, ознакомимся с порядком производства дел о налоговом правонарушении.
В теории права общепризнанно, что в основе любого вида юридической ответственности лежит факт противоправного поведения, которое воплощается в нарушении правовых норм и предписаний, исполнение которых охраняется и обеспечивается мерами государственно-правового принуждения.2 Иными словами, основанием для применения мер государственно-правового принуждения является противоправное поведение обязанного субъекта.
Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.
Данное определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков налогового правоотношения.
Во-первых, противоправное деяние - налоговое правонарушение представляет собой деяние, нарушающие нормы законодательства о налогах и сборах. Налоговым правонарушением считаются только деяния, предусмотренные законодателем о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные гл.16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательства о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям. Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, отказ предоставлять налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчеты и другие).
Во-вторых, виновность - налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих состав правонарушений. Отсутствие вины в действиях лица, даже если эти действия противоправны, исключает применение санкций. Например, непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в результате тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта.
В-третьих, деяние, влекущее вредные последствия (нарушение прав, нанесение ущерба и т.п.), причем между деянием и вредными последствиями должна быть причинно-следственная связь. Например, для применения п.1 ст.112 НК РФ должно быть установлено, что неуплата налога (результат) была вызвана занижением налоговой базы или иным неправомерным деянием (причина).
В-четвертых, наказуемость деяния – совершение налогового деликта3 влечет для нарушителя негативные последствие в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным признаком, поскольку налоговым правонарушением признается противоправное деяние фискально-обязанных лиц, ответственность за которое предусмотрена НК РФ.
Указанные
признаки свойственны всем правонарушениям
налогового законодательства. Однако
у каждого конкретного
Традиционно состав правонарушения включает четыре обязательных элемента: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.
Объект налогового правонарушения – общественные отношения, которым в результате правонарушения причиняется ущерб. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Субъект налогового правонарушения - деликтоспособные физические лица или организации, совершившие налоговое правонарушение. Для физического лица налоговая деликтоспособность включает достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость, для организации - статус юридического лица. Деликтоспособность определяется способностью лица к сознательно-волевому поведению, то есть способностью осознавать свои поступки, руководить ими.
Объективная сторона - характеристика противоправного деяния (время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения), размер и характер вредных последствий, причинная связь между деянием и вредными последствиями.
Составы налоговых правонарушений, объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов - противоправного деяния, вреда и причинной связи между ними, называются материальными.
Формальные составы непосредственно не связываются с фактическим наступлением вредных последствий, достаточно самого факта совершения противоправного деяния.
К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата налога, к формальным - отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки.
Субъективная сторона - сознательно-волевые признаки налогового правонарушения. Помимо вины они включают мотивы и цели правонарушителя. Мотивы представляют собой побудительные причины, которыми руководствовался нарушитель, цели - конечный результат, к которому он стремился.
Термин «состав налогового правонарушения» не только широко используется в процессе производства по делам о налоговых правонарушениях, но и неоднократно упоминается в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, применяется для анализа норм глав 16 и 18 НК РФ.
В сфере налоговых правоотношений, в зависимости от степени общественной опасности, все правонарушения можно подразделить на налоговые преступления (меры ответственности, за которые предусмотрены нормами уголовного права) и правонарушения, которые не имеют характера налогового преступления.
Поскольку
отличительным признаком
Среди
оснований привлечения к
налоговые правонарушения;
нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);
преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).4
В сфере налогообложения можно выделить три вида налоговых правонарушений:
- налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена НК РФ;
- административные правонарушения в сфере налогообложения (налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена КоАП РФ);
- уголовные правонарушения (преступления) в сфере налогообложения (налоговые преступления, ответственность за совершение которых установлена УК РФ).
Таким образом, основным критерием разграничения налогового, административного и уголовного правонарушений, выступает то, каким нормативно-правовым актом установлена ответственность за совершение такого правонарушения - налоговым, административным либо уголовным законом.
В российском уголовном законодательстве предусмотрено три вида налоговых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов:
- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физических лиц (ст.194 УК РФ);
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц (ст.198 УК РФ);
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.199 УК РФ).
Ответственность за совершение налоговых правонарушений, регулируемая нормами НК РФ установлена в гл. 16 НК РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" и гл. 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".
Ответственность
за совершение административных правонарушений
в сфере налогообложения
Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования.
Таким образом, налоговые правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а иными актами отраслей права. Кроме того, они влекут за собой не наказание (как преступления), а взыскания.