Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа
Цель заключается в изучении классификации налоговых правонарушений, их видов, правил применения налоговых санкций, последовательность, а также порядок их осуществления и исполнения.
Задачи состоят в следующем:
- изучить юридическое значение налогового правонарушения;
- проанализировать ответственность за совершение налоговых правонарушений;
Введение 3
Глава 1. Налоговое правонарушение и его юридическое значение 5
1.1 Понятие, признаки и состав налогового правонарушения 5
1.2 Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений против налоговой системы 8
Глава 2. Налоговая ответственность 11
2.1 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения 11
2.2 Налоговые санкции, порядок взыскания 12
2.3 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность 14
Глава 3. Классификация и отдельные виды налоговых правонарушений 16
3.1 Ответственность за правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика 16
3.2 Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представление бухгалтерской и налоговой отчетности 17
3.3 Правонарушения против обязанности по уплате налогов 18
3.4 Правонарушения против исполнения доходной части бюджета 18
3.5 Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков 19
Глава 4. Производство о налоговом правонарушении 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей. Общим объектом посягательства рассматриваемого круга правонарушений являются публичные интересы всех членов общества, обеспеченные конституционно-правовой обязанностью каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.5
Налоговая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах обладает всеми признаками юридической ответственности:
- является формой государственного принуждения;
- содержит неблагоприятные последствия для нарушителя (имущественного и личного характера);
- устанавливается законом;
- применяется государственным органом в порядке, установленном законом;
- основанием для наступления юридической ответственности является правонарушение;
- содержит отрицательную оценку государством поведения правонарушителя.
Среди нарушений законодательства о налогах и сборах выделяют:
- налоговые правонарушения;
- нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки);
- нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления).
В зависимости от видов нарушений выделяют соответственно: налоговую ответственность, административную и уголовную ответственность. О разграничении налоговой, административной и уголовной ответственности свидетельствует п. 4 ст. 108 НК РФ, согласно которому привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной и уголовной ответственности.
Общие
условия привлечения к
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, обладающей рядом специфических признаков.
- Налоговая санкция является формой юридической ответственности.
- Налоговая санкция представляет собой меру государственного принуждения, используемую в сфере публичных финансов.
- Налоговая санкция выполняет три функции:
1) штрафную (карательную);
2) превентивно-воспитательную;
3) восстановительную.
Целью карательного воздействия налоговой санкции является возмездие, наказание правонарушителя за совершенное им противоправное деяние, воспитательного воздействия - предупреждение налоговых правонарушений, восстановительного воздействия - компенсация потерь, понесенных государством или муниципальными образованиями в результате недополучения налоговых доходов.
- Налоговые санкции имеют имущественный характер, поскольку согласно п. 2 ст. 114 НК РФ они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 114 НК РФ налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ. Применение штрафных санкций выступает в качестве основного способа карательного воздействия налоговой ответственности, имеющего своей целью не только наказание виновного лица, но и предупреждение налоговых правонарушений (общая и частная превенция). Штраф влечет сужение имущественной сферы правонарушителя и изменение отношений собственности.6
Налоговая санкция может быть уплачена налогоплательщиком или иным обязанным лицом добровольно. В случае если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании об ее уплате, налоговая санкция взыскивается в принудительном порядке.
Действующее законодательство устанавливает, что налоговые санкции могут быть взысканы с налогоплательщика и иных лиц только в судебном порядке. При этом должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования споров о применении мер ответственности за налоговое правонарушение – после вынесения решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган обязан предложить ему добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции в том случае, если привлекаемое к ответственности лицо отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило десятидневный срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Исковое заявление о взыскании штрафа подается (п. 2 ст. 104 НК РФ):
- с организации или индивидуального предпринимателя - в арбитражный суд;
- с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем - в суд общей юрисдикции.
НК
РФ устанавливает возможность
Вторым видом обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, является совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальных, служебных или иной зависимости (п.п. 2 п. 1 ст.122 НК РФ). Угрозы и принуждение должны быть конкретными, существующими и представлять реальную опасность для лица.
Материальная, служебная и иная зависимость имеет место, когда правонарушение совершается по настоянию другого лица, которые может существенно повлиять на материальное, служебное или материальное положение правонарушителя (например, выселить из квартиры, понизить зарплату, уволить).
При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, законом не ограничен. Как следует из п.п. 3 п.1 ст.122 НК РФ, смягчающими суд может признать и другие обстоятельства, которые непосредственно относятся к совершенному правонарушению и личности правонарушителя. Например, совершение правонарушения впервые, незначительный ущерб, причиненный правонарушением, несовершеннолетние субъекта и другие. Единственным обстоятельством, отягчающим ответственность, НК РФ называет совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшим к ответственности за аналогичное правонарушение, то есть повторное налоговое правонарушение (п.2 ст.112 НК РФ). Повторность можно считать установленной при наличии нескольких условий.
Во-первых, деяние, за которое лицо в данный момент привлечен к ответственности, должно быть аналогично ранее совершенному правонарушению. Так, не могут считаться аналогичными непредставление организацией налоговой декларации (ст.119 НК РФ) и систематическое неправомерное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций (ст.120 НК РФ), поскольку эти правонарушения различаются и по объекту, и по объективной стороне.
Во-вторых, на правонарушителя возлагалась ответственность за допущенное ранее налоговое правонарушение.
И наконец, новое правонарушение должно быть совершено в течение двенадцати месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции за аналогичное нарушение, так как по истечении этого срока лицо считается ранее не подвергшимся ответственности за налоговое правонарушение. При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность правонарушителя, суд увеличивает размер штрафа, предусмотренного соответствующей статьи НК РФ, в два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ).
Делая вывод, можно сказать, что при определении судом меры воздействия на правонарушителя налогового законодательства большое значение имеют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.7
Глава 3. Классификация и отдельные
виды налоговых правонарушений
3.1
Ответственность за
- Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ). Выражается в неподаче (бездействие) лицом в срок, установленный ст.83 НК РФ, заявления о постановке на учет. Таким образом, при привлечении к ответственности не учитывается, осуществляло ли лицо хозяйственную деятельность, имело ли объекты налогообложения и т.д., то есть ответственность наступает за допущенное организацией нарушение срока подачи заявления, независимо от последствий. Необходимым условием привлечения налогоплательщика к ответственности является нарушение им сроков подачи заявления о постановке на учет, установленных исключительно ст.83 НК РФ.
- Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК РФ) правонарушение заключается в ведении деятельности без постановки на учет или в уклонении от постановки на налоговый учет. Таким образом, основным признаком анализируемого состава налогового правонарушения является именно "ведение деятельности без постановки на учет". Размеры штрафных санкций, предусмотренных в п.п.1 и 2 ст.117 НК РФ дифференцируются в зависимости от срока ведения деятельности без постановки на налоговый учет.
- Нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ). Выражается в непредставлении налогоплательщиком в налоговый орган сведений об открытии (закрытия) счета в течение десяти дней с момента такого открытия (закрытия). Общественная опасность такого налогового правонарушения заключается в том, что оно либо непосредственно влечет неуплату налога, либо создает благоприятные условия как для этого и для других правонарушений. Ответственность будет иметь место в любом случае, даже если нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета не повлекло неуплаты налогов (например, из-за отсутствия у налогоплательщика объектов налогообложения) либо иных последствий. Обязанности по предоставлению соответствующей информации распространяется на всех налогоплательщиков и банковских учреждений не зависимо от их правового статуса.
- Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ). Суть налогового правонарушения, предусмотренного ст.125, состоит в том, что виновный нарушает упомянутые выше ограничения, т.е. совершает те или иные действия без разрешения налоговых органов. Ответственность по данной статье несет организация - налогоплательщик, налоговый агент - организация, плательщик сбора - организация. Следовательно, наложение ареста на имущество налогоплательщика физического лица не допускается. Соответственно, ст. 125 НК РФ к нему не применяется.
- Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ). Объектом налогового правонарушения по ст.126 НК РФ является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений, который проявляется в реализации полномочий налоговых органов по осуществлению ими налогового контроля.
- Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст.129.1 НК РФ). Рассматриваемый состав предусматривает ответственность за несообщение сведений налоговому органу, случаи сообщения неполных сведений данной статьей не охватываются.
- Непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ). Общественная опасность предусмотренного ст.119 НК РФ налогового правонарушения состоит в том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений, чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения. Сроки представления налоговых деклараций предусмотрены соответствующими законодательными актами для каждого налога отдельно.