Сотрудники
районной (городской) налоговой инспекции
составляют, анализируют и представляют
вышестоящим государственным налоговым
органам установленную отчётность,
а районным и городским финансовым
органам – ежемесячные сведения
о фактически поступивших суммах налогов
и других платежей в бюджет. Часть этих
функций реализируется в повседневной
деятельности инспекторским составом,
часть – руководителем или его заместителем.
Согласно
штатной численности и структуре
районной (городской) налоговой инспекции
в её состав входят начальник, заместители
начальника, начальники отделов, где они
есть, главные государственные налоговые
инспекторы, старшие государственные
налоговые инспекторы, государственные
налоговые инспекторы, специалисты, работники
бухгалтерии и вспомогательного аппарата.
- Функции налоговых
органов.
ФНС Росии
в соответствии с возложенными на
него задачами осуществляет следующие
функции:
- проводит
работу по взиманию законно установленных
налогов, сборов и других обязательных
платежей, в том числе в пределах своей
компетенции разрабатывает и утверждаетобязательные
для налогоплательщика формы заявлений
о постановке на учёт в налоговых органах,
расчётов по налогам, налоговых деклараций
и иных документов, связанных с исчислением
и уплатой налогов и сборов, а также устанавливаетпорядок
их заполнения;
- осуществляет
в пределах своей компетенции контроль
за соблюдением законодательства о налогах
и сборах, а также принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актов, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты налогов, сборов и других обязательных
платежей в соответствующий бюджет и государственные
внебюджетные фонды;
- ведёт в установленном
порядке учёт налогоплательщиков;
- проводит
разъяснительную работу в отношении применения
законодательства о налогах и сборах,
а также принятых в соответствии с
ним нормативных правовых актов, бесплатно
информирует налогоплательщиков о действующих
налогахи сборах, представляет налогоплательщикам
формы установленной отчётности, разъясняет
порядок их заполнения, порядок исчисления
и уплаты налогов и сборов и обеспечивает
налогоплательщиков иной необходимой
информацией;
- обеспечивает
в установленном порядке возврат или зачёт
излишне уплаченных или излишне взысканных
сумм налогов и сборов, а также пеней и
штрафов;
- подготавливает
в пределах своей компетенции предложения
по совершенствованию налоговой политики,
планированию налоговых поступлений,
развитию налогового законодательства
в Россиийской Федерации, валютного законодательства
и законодательства в области производства
и оборота этилового спирта, спиртосодержащей,
алкагольной и табачной продукции, а также
законодательства о государственной регистрации
юридических лиц;
- обобщает
практику применения законодательства
о налогах и сборах, анализирует отчётные
и статистические данные, результаты налоговых
проверок и разрабатывает на их основе
в пределах своей компетенции приказы,
инструкции, методические указания и другие
документы по применению законодательства
Россиийской Федерации о налогах и сборах;
- применяет
установленные законодательством Россиийской
Федерации санкции в случае нарушения
законодательства о налогах и сборах;
- проводит
совместно с правоохранительными и контролирующими
органами мероприятию по контролю
за соблюдением законодательства о налогах
и сборах;
- участвуют
в переговорах о заключении межправительственных
соглашений об избежания двойного налогообложения
доходов и имущества и осуществляет реализацию
указанных соглашений;
- участвуют
в разработке проектов федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов на соответствующий год;
- осуществляет
в установленном порядке регистрацию
контрольно – кассовых машин, используемых
в организациях в соответствии с законодательством
Россиийской Федерации;
- осуществляет
контроль за соблюдением правил использования
контрольно – кассовых машин, полнотой
учёта выручки денежных средств в организациях,
обязанных использовать контрольно –
кассовые машины в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- обеспечивает
в пределах своей компетенции валютный
контроль за соответствием проводимых
валютных операций законодательству Россиийской
Федерации, за исключением валютных операций
кредитных организаций, и нгаличием необходимых
для этого лицензий и разрешений;
- осуществляет
в установленном порядке лицензирование
деятельности по производству и обороту
этилового спирта, спиртосодержащей, алкагольной
и табачной продукции и обеспечивает контроль
за соблюдением условий указанной деятельности;ъ
- составляет
и ведёт в установленном порядке государственнй
сводный реестр выданных, приостановленных
и анулированных лицензий на производство
и оборот этилового спирта, спиртосодержащей,
алкагольной и табачной продукции, а также
ведёт государственный реестр организаций,
осуществляющих поставки алкагольной
продукции для розничной торговли;
- осуществляет
контроль за соблюдением порядка декларирования
в области производства и оборота этилового
спирта, спиртосодержащей и алкагольной
продукции;
- осуществляет
государственный контроль за распределением
квот на закупку этилового спирта, устанавливаемых
Правительством Россиийской Федерации,
и их использованием, принимает участие
в разработке годовых балансов производства
и потребления этилового спирта;
- осуществляет
контроль за объёмами производства, розлива,
хранения и реализации этилового спирта,
спиртосодержащей и алкагольной продукции,
за соблюдением технологии производства
указанной продукции;
- участвует
в разработке государственных стандартов,
технических условий, норм и правил в области
контроля за производством и оборотом
этилового спирта, спиртосодержащей и
алкагольной продукции;
- проводит
экспертизу и обследование организаций
для определения соответствия требованиям,
предъявляемым к производству и обороту
этилового спирта, спиртосодержащей и
алкагольной продукции;
- участвует
в разработке минимальных отпускных, оптовых
и розничных цен на алкагольную продукцию,
установлении ставок акцизов на этиловый
спирт, спиртосодержащую и алкагольную
продукции;
- анализирует
отчётные и статистические данные, результаты
проверок на местах, информацию и сведения,
получаемые от федеральных органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и организаций, и на их основе разрабатывает
мероприятия по обеспечению государственного
контроля за производством и оборотом
этилового спирта, спиртосодержащей и
алкагольной продукции;
- обеспечивает
установку и пломбирование в организациях
производящих этиловый спирт, контрольных
спиртоизмеряющих приборов, а в организациях,
производящих алкагольную продукцию,
- контрольных приборов учёта объёмов
этой продукции и осуществляет контроль
за ремонтом и заменой указанных приборов;
- выступает
в установленном порядке государственным
заказчиком по разработке нормативно
– технической документации по вопросам
учёта и контроля производства, розлива,
хранения и оптовой продажи спиртосодержащей
и алкагольной продукции;
- представляет
в установленном порядке в пределах своей
компетенции в соответствующие федеральные
органы исполнительной власти, правоохранительные
и контролирующие органы исполнительной
власти субъектов Россиийской Федерации
информацию о выявленных нарушениях;
- налагает
штрафы на организации и физических лиц,
виновных в нарушении законодательства
Россиийской Федерации о применении контрольно
– кассовых машин при осуществлении денежных
расчётов с населением, а также штрафы
за несоблюдение условий работы с денежной
наличностью и порядка ведения кассовых
операций Россиийской Федерации организациями
и физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица;
- осуществляет
в установленном порядке государственную
регистрацию юридических лиц посредством
внесения в государственный реестр сведений
о создании, реорганизации и ликвидацииюридических
лиц, а также иных сведений о юридических
лицах в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- ведёт в
установленном порядке Единый государственный
реестр юридических лиц;
- осуществляет
в пределах своей компетенции контроль
за соблюдением законодательства Россиийской
Федерации в области государственной
регистрации юридических лиц;
- организует
в пределах своей компетенции выполнение
мероприятий по мобилизационной подготовке
и гражданской обороне в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивает
в соответствии с законодательством Российской
Федерации меры по созданию информационных
систем, автоматизации и компьютеризации
работы налоговых органов;
- осуществляет
иные функции, предусмотренные федеральными
законами и другими нормативными правовыми
актами.
- Права налоговых
органов.
Одним
из важнейших механизмов взаимотношений
налогоплательщиков с налоговыми органами
является чёткая регламентация прав.
Правами
налоговых органов являются:
- требование
от налогоплательщика или налогового
агента документы по формату (ам), установленному
(ым) государственными органами и органами
местного самоуправления, служащие основными
для исчисления и уплаты (удержание и перечисления)
налогов, а также пояснения и документы,
подтверждающие правильность исчисления
и своевременность уплаты (удержания и
перечисления) налогов;
- проводить
налоговые проверки;
- производить
выемку документов при проведении налоговых
проверок налогоплательщика или налогового
агента, свидетельствующих о совершении
налоговых правонарушений;
- вызывать
на основании письменного уведомления
в налоговые органы для дачи пояснений
в связи с уплатой (удержанием и перечислением)
налогов либо в связи с налоговой проверкой;
- приостанавливать
операции по счетам налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов
в банках и налагать арест на имущество;
- осматривать
(обследовать) любые используемые налогоплательщиком
для извлечения дохода либо связанные
с содержанием объектов налогообложения
независимо от места их нахождения помещения
и территории, проводить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику имущества;
- определять
суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками
в бюджет (внебюджетные фонды), расчётным
путём на основании имеющейся у них информации;
- требовать
от налогоплательщиков, налоговых
агентов, их представителей устранения
выявленных нарушений законодательства
о налогах и сборах, контролировать выполнения
указанных требований;
- взыскивать
недоимки по налогам и сборам, а также
взыскивать пени;
- контролировать
соответствие крупных расходов физических
лиц их доходам;
- требовать
от банков документы, подтверждающие исполнение
платёжных поручений налогоплательщиков;
- привлекать
для проведения налогового контроля специалистов
экспертов и переводчиков;
- вызывать
в качестве свидетелей лиц, которым могут
быть известны какие – либо обстоятельства,
имеющие значения для проведения налогового
контроля;
- заявлять
ходатайства об аннулировании или о преостановлении
действия выданных юридическим и физическим
лицам лицензий на право осуществления
определённых видов деятельности;
- создавать
налоговые посты;
- предъявлять
в суды общей юрисдикции или арбитражные
суды иски:
- о
взыскании налоговых санкций
с лиц, допустивших нарушения
законодательства о налогах и
сборах,
- о
признании недействительной государственной
регистрации юридического лица в
качестве индивидуального предпринимателя,
- о
ликвидации организации любой
организационно – правовой формы
по основаниям, установленным законодательством
РФ,
- о
досрочном расторжении договора
о налоговом кредите и договора
об инвестиционном налоговом кредите,
- о
взыскании задолженности по налогам,
сборам, соответствующим пеням и
штрафам в бюджеты (внебюджетные
фонды), числящиеся более трёх
месяцев за организациями,
- в
иных случаях, предусмотренных
НК РФ;
- вышестоящие
налоговые органы вправе отменять решения
нижестоящих налоговых органов в случае
несоответствия указанных решений законодательству
о налогах и сборах;
- осуществлять
другие права, установленные НК РФ и другими
актами законодательства о налогах и сборах.
- Обязанности
налоговых органов.
Обязанностями
налоговых органов является:
- соблюдение
законодательства о налогоах и сборах;
- осуществлять
контроль за соблюдением законодательства
в налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых
актов;
- вести в установленном
порядке учёт организаций и физических
лиц;
- информировать
налогоплательщиков о действующих налогах
и сборах, законодательстве о налогах
и сборах и принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актах, порядке исчисления
и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях
налогоплательщиков, полномочиях налоговых
органов и их должностных лиц, а также
представлять фирмы налоговой отчётности
и разъяснить порядок их заполнения;
- осуществлятьвозврат
или зачёт излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
- соблюдать
налоговую тайну;
- направлять
налогоплательщику или налоговому агенту
копии акта налоговой проверки и решения
налогового органа, а также в случаях,
предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление
, и требование об уплате налога и сбора;
- направить
материалы в органы внутренних дел для
решения вопроса о возбуждении уголовного
дела, при выявлении обстоятельств, позволяющих
предпологать совершение нарушения законодательства
о налогах и сборах, содержащего признаки
преступления;
- выполнять
иные обязанности, установленные законодательством
о налогах и сборах.
2.5. Задачи
ФНС по налогам и сборам
России на ближайшую перспективу.
Задачи подразделений центрального
аппарата реализуется в основном
в рамках обеспечительных и
вспомогательных функций.
Основными
задачами ФНС России являются:
- контроль
за соблюдением законодательства о налогах
и сборах, правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты налогов, сборов
и других обязательных платежей в соответствующий
бюджет и государственные внебюджетные
фонды в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- участие в
разработке и осуществлении налогвой
политики с целью обеспечения своевременного
поступления в соответствующий бюджет
и государственные внебюджетные фонды
налогов, сборов и других обязательных
платежей в полном объёме;
- осуществление
валютного контроля в соответствии с законодательством
Российской Федерации о валютном регулировании
и налоговом контроле в пределах компетенции
налоговых органов;
- осуществление
государственного контроля производства
и оборота этилового спирта, изготовленного
из всех видов сырья (далее именуется –
этиловый спирт), спиртосодержащей, алкагольной
и табачной продукции;
- осуществление
в установленном порядке государственной
регистрации юридических лиц.
К примеру,
юридическое управление, которое состоит
из отдела правового обеспечения налогообложения
и отдела нормативных актов, издаваемых
налоговой службой РФ, защищать права
и законные интересы налоговой службы
в судах, а также органов государственной
власти и управления, участвовать в разработке
и совершенствовании законов о налогах
и налоговых органах, осуществлять методическое
руководство правовой работой в инспекциях,
систематизировать правовые акты, обеспечивать
правовой информацией руководящие и структурные
подразделения Госналогслужбы, анализировать
практику правовой работы на местах и
т.д.
Министр
ФНС России назначается Президентом
России. Заместители министра назначаются
на должность и освобождаются
от должности Правительством России.
Руководители Управлений ФНС по республикам
в составе Российской Федерации, краям,
областям, автономным образованьям, городам
Москве и Санкт – Петербургу – назначаются
министром. Руководители других нижестоящих
налоговых органов (инспекций) назначаются
руководителями вышестоящих территориальных
органов – субъектов федерации. Указанный
порядок в отношении названных должностных
лицраспространяется и при освобождении
их от должности. Минитр ФНС России имеет
заместителей, назначаемых по его представлению
Правительством Российской Федерации.
При министре ФНС России и при руководителях
УФНС по субъектам федерации образуются
и действуют коллегии. Назначения этого
коллегиального органа: рассмотрение
наиболее значимых вопросов деятельности
налоговых органов. В состав коллегий
налоговых органов входят руководители
(председатели), заместители руководителей
(члены) и некоторые другие руководящие
работники (члены). Решения коллегий принимаются
большинством голосов её членов, оформляются
протоколами и реализуются приказами
по налоговому органу.
Глава
3. Ответственность
налоговых органов
Российской Федерации.
- Налоговые
органы несут ответственность за
убытки причинённые налогоплательщикам
вследствии своих неправомерных
действий (решений) или бездействий,
а равно неправомерных действий
(решений) или бездействия должностных
лиц и других работников указанных органов
при исполнении ими служебных обязанностей.
Причинённые
налогоплательщикам убытки возмещаются
за счёт федерального бюджета в порядке,
предусмотренном настоящим Кодексом
и иными федеральными законами.
- Органы государственных
внебюджетных фондов несут ответственность
за убытки, причинённые налогоплательщикам
вследствии своих неправомерных действий
(решений) или бездействия, а равно неправомерных
действий (решений) или бездействия должностных
лиц и других работников указанных органов
при исполнении ими служебных обязанностей.
Причинённые
налогоплательщикам убытки возмещаются
за счёт средств соответствующего внебюджетного
фонда.
- За неправомерные
действия или бездействие должностные
лица и другие работники органов указанных
в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, несут
ответственность в соответствии с законодательством
Россиийской Федерации.
Акт налоговой
проверки, как косвенное доказательство
событий налоговых правонарушений,
должен содержать указания на прямые
доказательсьва – первичные документы
финансово – хозяйственной деятельности.
Обстоятельства, изложенные в актах проверок,
подлежат доказыванию органом налоговой
полиции на общих основаниях согласно
норме абз. 2 ст. 6 Закона РФ ''Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан''. По смыслу ст. 55 ГПК
РСФСРобстоятельства указанные в актах,
не могут быть признаны общеизвестными,
если они не доказаны. В связи с непредставлением
налоговой полицией каких – либо доказательств
обоснованности выводов актов необходимо
учитывать факт наличия разногласий между
налоговыми агентами государства (организациями
– источниками доходов) и налоговыми органами.
Согласно ст. 8, 9, 11 и 20 Закона РФ ''О подоходном
налоге с физических лиц'' и ст. 24 НК РФ
налоговые агенты на ряду с налоговыми
органами являются органами, уполномоченными
государством применять налоговое законодательство.
Жалоба
на акт налогового органа, действия
или бездействие его должностного
лица лица подаётся соответственно в вышестоящий
орган или высшему лицу этого органа.