Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - налоговый механизм и его структура.
Налоговый механизм - это совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов, таких как налоговых ставок, льгот, способов налогообложения.
Введение
Глава 1. Налоговая политика и налоговый механизм
.1 Сущность налоговой политики
.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма
Глава 2. Особенности налогового механизма в странах с экономикой переходного периода
.1 Формирование налоговой политики в Российской Федерации
.2 Налоговый механизм в современных условиях
Вывод
Литература
2.2 Налоговый
механизм в современных
При формировании
налоговой системы в начале 90-х
гг. серьезные дискуссии
Вместе с тем в период становления налоговой системы, в условиях острого экономического кризиса не было объективных условий для учета рентных платежей в полном объеме. Усиление налоговой нагрузки за счет учета рентных платежей в полном объеме привело бы к значительному росту цен, разорению многих предприятий. Очевидно, что проведение этой работы поэтапно более целесообразно, доводя учет рентной составляющей в налогах до рыночной стоимости не по всем природным ресурсам одновременно. Возможно установление своеобразного графика упорядочения рентных платежей. При этом надо исходить из того, что сохранятся другие основные налоги - налог на прибыль, косвенные налоги, подоходный налог и др.
Логичным представляется решение о введении с 1 января 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых, заменившего три налоговых платежа - плату за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат. Введение нового налога не ухудшило, как предполагали отдельные экономисты, положение доходной части бюджета, а улучшило. Так, если в 2001 г. отмененные налоги обеспечивали примерно 7% консолидированного бюджета, то в 2002 г. - около 10%.
В методологическом плане налог на добычу полезных ископаемых в большей мере отвечает своей сути и лучше выполняет задачу по изъятию природной ренты. Вместе с тем в полной мере эта проблема решена только при налогообложении добычи нефти. Механизм изъятия налога построен таким образом, что при расчете налоговой ставки учитывается мировая цена на нефть и поправочный коэффициент, зависящий от отдельных месторождений и конкретных экономических условий. По другим полезным ископаемым налоги не в полной мере учитывают особенности и эффективность месторождений.
Относительно
новым налогом для
Один из основных дискуссионных вопросов - шкала подоходного налога. На протяжении многих лет не утихают споры о том, какой налог лучше - пропорциональный или прогрессивный? Опыт развития подоходного налогообложения на протяжении многих веков свидетельствует о том, что первоначально многие страны пытались устанавливать единую шкалу для всех доходов, так называемая «десятина». В последующем главенствовал подход, согласно которому государства пытались строить прогрессивные налоги с весьма глубокой дифференциацией ставок. Чрезвычайно высоких уровней ставки подоходного налога достигли в первые годы после Второй мировой войны. Начиная с определенного уровня дохода ставки налога и США и во многих европейских странах достигали 90%. В 80 90-е гг. наметилась общая тенденция уменьшения количества ставок подоходного налога и снижения максимальных ставок.
В России, по опыту зарубежных стран, были введены прогрессивные налоги с дифференциацией от 12 до 30%. С 1 января 2001 г. согласно Налоговому кодексу РФ введена пропорциональная система налогообложения с единой для основной части доходов в размере 13%. Исключения составляют ограниченный круг доходов, таких как выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, стоимость выигрышей и призов, страховые выплаты по договорам добровольного страхования, дивиденды от российских организаций, получаемые физическими лицами - налоговыми резидентами РФ, доходы, получаемые физическими лицами - нерезидентами РФ и др.
При выборе конкретной
системы подоходного
При введении налога на доходы граждан в условиях переходной экономики большое значение имеет обоснование величины необлагаемого минимум». К сожалению, необлагаемый налогом доход в начале 90-х гг. был приведен к так называемой величине минимальной заработной платы, которая не отражает реального содержания показателя заработной платы. Соответственно, этот вычет превратился в формальность, искажает экономическое содержание необлагаемого минимума. Думается, что в условиях выхода из экономического кризиса необходимо обеспечить достижение нормального уровня необлагаемого дохода, увязанного с уровнем прожиточного минимума граждан.
Для экономики переходного периода особое значение имеет формирование соответствующей налоговой службы. Как подчеркивает В. Танзи: «Реформа и создание налоговой системы рыночного типа останется всего лишь мечтой, если налоговый аппарат не будет перестроен коренным образом». В российских условиях становление налоговой службы проходило в сложных условиях отсутствия опыта работы с налогоплательщиками. В первые годы не было стройной системы подготовки кадров, многих работников вновь созданной службы пришлось обучать по ходу осуществления налоговых реформ. Все это не могло не отразиться на качестве работы, многие нормативные документы входили в противоречие с действующим законодательством. Отдельные налогоплательщики могли подвергаться многочисленным, не всегда оправданным проверкам. Все это создавало противоречия во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Новый этап в
формировании эффективно работающей налоговой
службы связан с созданием Налогового
кодекса РФ, который законодательно
и однозначно определил механизм
взаимоотношений налоговых
Вывод
Налоговая политика
осуществляется через налоговый
механизм, который представляет собой
совокупность организационно-правовых
норм и методов управления налогообложением,
включая широкий арсенал
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.
Налоговый механизм
- это область налоговой теории,
трактующей это понятие в качестве
организационно-экономической
Налоговый механизм,
так же как и хозяйственный, соединяет
два противоположные начала: планирование,
т.е. волевое регулирование
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы. Налоговая политика представляет собой совокупность государственных мер, направленных на обеспечение финансовых потребностей государства и развитие национальной экономики. Основными формами налоговой политики являются: политика максимальных налогов, политика экономического развитии политика разумных налогов. Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связаны и одновременно имеют существенные отличия. Налоговая политика должна быть направлена на достижение экономических, фискальных, социальных и международных целей.
Формирование налоговых систем в условиях переходной экономики требует тщательного учета экономической ситуации, обоснования налогооблагаемой базы, структуры налогов, возможностей налогоплательщиков, упорядочения доходов и расходов бюджета. В противном случае ошибки при выборе конкретных налогов могут привести к диспропорциям, усилению кризисных тенденций, обострению взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.
налогообложение политика правовой
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть I, Часть II.
2. Федеральный закон от 27.12.98 г. №2118-1. «Об основах налоговой системы Российской Федерации».
3. Федеральный закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации от 23 ноября 2004 года
. Варех Ю.М. Совершенствование системы налогообложения. М.: ЮНИТИ, 2004. - 289 с.
. Дубов В.В. «Действующая налоговая система и пути её совершенствования». М.: «Финансы». - 2004. - 334 с.
. Евстегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М, 2003.
. Караваева И. В. Вопросы развития налоговой реформы в Налоговом кодексе // Финансы. 2004. № 12.
. Кузнецов Н.Г., Зерщиков Ю.С., Корсун Т.И. и др. Налоги в воспроизводственном механизме региональной экономики: Монография / Под ред. Н.Г. Кузнецова. - Ростов н/Д, 2003. - 231 с.
. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика - Пресс, 2003. - 451 с.
. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. - М.: МЦФЭР, 2003. - 336 с.
. Павлова Л.П. Проблемы совершенствования налогообложения в РФ // Финансы. 2004. № 1.
. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 684 с.
. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов. - М.: «Приор-Издат», 2004. - 496 с.