Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - налоговый механизм и его структура.
Налоговый механизм - это совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов, таких как налоговых ставок, льгот, способов налогообложения.
Введение
Глава 1. Налоговая политика и налоговый механизм
.1 Сущность налоговой политики
.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма
Глава 2. Особенности налогового механизма в странах с экономикой переходного периода
.1 Формирование налоговой политики в Российской Федерации
.2 Налоговый механизм в современных условиях
Вывод
Литература
Содержание
Введение
Глава 1. Налоговая политика и налоговый механизм
.1 Сущность налоговой политики
.2 Взаимосвязь
налоговой политики и
Глава 2. Особенности налогового механизма в странах с экономикой переходного периода
.1 Формирование налоговой политики в Российской Федерации
.2 Налоговый
механизм в современных
Вывод
Литература
Введение
Актуальность темы заключается в том, что в ситуации, когда наша страна только переходит к рыночной системе хозяйствования, особенно важна роль государственной финансовой системы как гаранта наиболее эффективного налогообложения и распределения средств бюджета по расходным статьям.
Цель курсовой работы - налоговый механизм и его структура.
Налоговый механизм - это совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов, таких как налоговых ставок, льгот, способов налогообложения.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
. налоговая политика и налоговый механизм;
. особенности
налогового механизма в
Стратегия налоговой реформы с позиции логической целесообразности предпринимаемых действий заключается в гармонизации налоговой теории и практики организации налогового производства. Конкретные программы реформирования национальных налоговых систем в разных странах мира различаются, хотя все они в большей или меньшей степени ориентируются именно на данную стратегию, преследуя цель выявить способность хозяйственной системы страны принять теоретическую концепцию нового структурирования налоговых процессов, их унификации или совершенствования технологий сбора, обработки информации, а также методик распределения налоговых платежей по иерархии вертикально-горизонтальных фискальных связей; готовность политической, государственно-властной системы следовать этим концептуальным установкам. Следовательно, каждая страна при проведении налоговой реформы руководствуется комплексом унифицированных принципов претворения в практику новой концепции структурирования налогового потенциала, а также принципами, отвечающими национальным интересам в конкретный период времени. В связи с этим различаются и стимулы к налоговым реформам. Классическим стимулом к налоговым реформам последнего десятилетия служило стремление правительств превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности, снять все налоговые препятствия на пути экономического роста. При проведении налоговых реформ основные принципы налогообложения («золотые правила») её меняются. Напротив, смысл налоговых новаций как раз в том и заключается, чтобы усовершенствовать экономико-правовые принципы действующей налоговой системы государства, подвести их к уровню, смыслу и целям, более близким к классическим.
Глава 1. Налоговая политика и налоговый механизм
.1 Сущность налоговой политики
Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.
Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто заметил и сделал соответствующий прогноз, был экономист А. Вагнер. Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора - государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с последним во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Кроме того, по мнению А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.
Налоговая политика
относится к косвенным методам
государственного регулирования, так
как она лишь обеспечивает условия
экономической
В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития, и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным на правлением - налоговой политикой.
В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно - территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Проводя налоговую политику, государство опирается на налоговые функции, и использует для проведения активной налоговой политики.
Налоговая политика, как и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно-обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.
В зависимости
от состояния экономики, от целей, которые
на данном этапе развития экономики
государство считает
Выделяют следующие формы налоговой политики (рис 1).
Рис 1. Формы налоговой политики
Одной из форм налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем.
Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях.
Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое уклонение от налогообложения, приведшее к тому, что по большинству налогов государство собирало чуть более половины причитающихся доходов. Практика уклонения от уплаты налогов фактически ставила под сомнение целесообразность функционирования российской налоговой системы. При этом каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй - платил меньше, чем положено но закону, и только один из шести налогоплательщиком исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством.
В-третьих, массовый характер приобрела так называемая «теневая экономика», уровень производства в которой по разным оценкам достигал от 25 (по официальным данным Госкомстата России) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран.
Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.
Другой формой
проявления налоговой политики является
политика экономического развития, когда
государство в максимально
Третья форма налоговой политики - политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.
В зависимости от длительности периода реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер. В первом случае - это налоговая стратегия, во втором - налоговая тактика.
Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы страны. Налоговая стратегия тесно увязана и вытекает из экономической, финансовой, а также из социальной стратегии соответствующего государства. Она рассчитана на длительную перспективу и поэтому представляет собой долговременный курс налоговой политики.
В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на достижение целей достаточно конкретного этапа развития экономики. Она обеспечивает достижение этих целей путем своевременного изменения элементов налогового механизма.
Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, налоговая тактика представляет собой механизм решения стратегических задач. С другой стороны, стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.
Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, выступают Федерация, субъекты Федерации (земли, республики, входящие в Федерацию, области и другие) и муниципалитеты (города, районы и другие). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу.