Налоговое регулирование: место и значение в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:54, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Работа содержит 1 файл

Налоговое регулирование.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

■ изымать у  предприятий, учреждений и организаций  документы, свидетельствующие о  сокрытии прибыли или иных объектов от налогообложения.

При установлении правонарушений налоговые органы РФ вправе применять к налогоплательщикам - предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции, на должностных лиц и граждан налагать административные штрафы, а также принимать меры к принудительному взысканию недоимок по  налогам, сумм штрафов и т. п.

3.2. Обязанности  налоговых органов. 

В соответствии со ст.32 НК РФ Налоговые органы обязаны :

■ соблюдать  законодательство о налогах и  сборах;

■ осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

■ вести в  установленном порядке учет налогоплательщиков;

■ проводить  разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и  сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

■ осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

■ соблюдать  налоговую тайну;

■ направлять налогоплательщику  или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения  налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.[4]

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации  регулирует взаимодействие налоговых  органов с другими государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и лицами, осуществляющими нотариальные действия в целях осуществления учета налогоплательщиков и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в бюджеты различных уровней. На основе информации, поступающей от перечисленной категории организаций, налоговые органы осуществляют проверку сведений, представленных налогоплательщиками при постановке на налоговый учет и уплате налогов.

Также для осуществления  налогового контроля ст.86 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность банка при заключении договора банковского счета, предусматривающего открытие клиенту расчетного (текущего) или иного счета в банке требовать от клиента предъявление свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, Налоговым Кодексом предусмотрен механизм своевременного поступления в налоговые  органы информации, необходимой для  осуществления налогового контроля по двум независимым источникам. Первый обеспечивается теми государственными органами, на которые возложена обязанность осуществлять такую регистрацию, давать лицензии или иным образом учитывать подобные обстоятельства и вести соответствующие реестры. Второй - непосредственно от организаций и физических лиц, которые обращаются в налоговые органы с заявлением о постановке на учет.

Глава 4. Права и обязанности налогоплательщиков.

4.1. Права  налогоплательщиков.

Налогоплательщики имеют право:

◘ получать от налоговых  органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

◘ получать от налоговых  органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

◘ использовать налоговые льготы при наличии  оснований и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах;

◘ получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

◘ на своевременный  зачет или возврат сумм излишне  уплаченных либо излишне взысканных налогов;

◘ представлять свои интересы в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

◘ представлять налоговым органам и их должностным  лицам пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по актам  проведенных налоговых проверок;

◘ присутствовать при проведении выездной налоговой  проверки;

◘ получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

◘ требовать  от должностных лиц налоговых  органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

◘ не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

◘ обжаловать в установленном  порядке решения налоговых органов  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

◘ требовать соблюдения налоговой  тайны;

◘ требовать в установленном  порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными  решениями налоговых органов  или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. [5]

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

4.2. Обязанности  налогоплательщиков.

В соответствии с Налоговым  Кодексом налогоплательщики юридические  лица и предприниматели обязаны :

1. уплачивать законно установленные налоги;

2. встать на учет в  органах Государственной налоговой  службы 

для организаций - в качестве налогоплательщика в налоговом  органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого  своего филиала и (или) представительства в течение 10 дней после их государственной регистрации, а при осуществлении деятельности в Российской Федерации через филиал и представительство - в течение 10 дней после создания филиала и представительства.

и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств в течение 30 дней со дня его регистрации.

Постановка на учет в налоговом  органе в качестве налогоплательщика  организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия  обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

3. Налогоплательщики обязаны  сообщать в налоговый орган  по месту учета: 

● об открытии или закрытии счетов - в пятидневный срок;

● о всех случаях  участия в российский и иностранных  организациях - в срок не позднее  одного месяца со дня начала такого участия;

● о всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации - в срок не позднее  одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

● о прекращении  своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня  принятия такого решения;

● об изменении  своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

● об изменениях в уставных и других учредительных  документах организаций, в том числе  связанных с образованием новых  филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о  разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности, организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.

Глава 5. Ответственность за нарушение  налогового законодательства.

Налоговое правонарушение это противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного  действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного  вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.

В теории правовых наук традиционно выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую (гражданско-правовую) и материальную ответственность.

Однако в последнее  время ряд специалистов ставят вопрос о существовании специального вида ответственности, а именно, финансовой. В научных комментариях можно найти различные точки зрения и доводы по поводу правовой природы данного вида ответственности.

Финансовую ответственность  можно назвать ближайшим историческим предшественником налоговой ответственности, которая предусматривалась прежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Сам термин "финансовая ответственность" в этом законе не фигурирует. Однако он встречается в ряде постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам, широко используется в письмах Государственной налоговой службы РФ. Причина в том, что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной части финансового права. Поэтому ответственность за его нарушение являлась также финансовой ответственностью. Недаром этот термин также используется применительно к другим правонарушениям в финансовой сфере, регулируемой банковским законодательством, законодательством о валютном регулировании и т.д. Утверждение понятия "налоговая ответственность" свидетельствует о том, что налоговое право приобретает все большую самостоятельность. Тем не менее, термин «налоговая ответственность» не является единственным определяющим признаком выделения нового вида юридической ответственности. Представляется, что ответственность за нарушение налогового и финансового законодательства действительно существует, но это есть ни что иное, как применение административной и уголовной и иной ответственности при строгом соблюдении законодательства в зависимости от вида налогового правонарушения (преступления). Употребление термина “налоговая ответственность” очень условно и не должно подразумевать новый вид или подвид юридической ответственности, обладающий исключительными признаками. Безусловно данная ответственность обладает рядом особенностей, что позволяет говорить о ней особо, но, как уже было сказано выше, в теории правовых наук она не должна занимать пост отдельного вида юридической ответственности наравне с административной, уголовной, дисциплинарной, гражданской и материальной.

В пункте 4 ст. 10 НК РФ установлено, что привлечение  организации к ответственности  за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Положения о том, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности, в НК РФ нет. Зато есть норма, согласно которой никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК РФ). Но если налоговая и административная ответственность - это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с административным законодательством. Итак, возвращаясь к теории, ответственность за совершение налогового правонарушения обладает всеми основными признаками юридической ответственности:

■ является средством  охраны правопорядка

■ выражается в  применении мер государственного принуждения

■ наступает  за нарушение правовых норм

■ наступает  на основе норм права, т.е. нормативно определена

■ является последствием виновного деяния

■ состоит в  применении санкций правовых норм и  связана с отрицательными последствиями  материального или морального характера, которые правонарушитель должен претерпеть

■ реализуется  в соответствующих процессуальных формах.

В то же время  можно выделить особые признаки ответственности  за налоговые правонарушения[6] :

■ Основанием ответственности  является налоговое правонарушение (понятие строго определено Налоговым Кодексом РФ).

■ Применение ответственности  за нарушение налогового законодательства урегулировано нормами налогового права, которые в своей совокупности составляют нормативную основу ответственности  за нарушение налогового законодательства.

■ Особый субъектный состав.

■ К данной ответственности  обязанных лиц привлекают налоговые  органы, а в специально установленных  случаях – таможенные органы.

Налоговый Кодекс РФ предусматривает принципы привлечения  к налоговой ответственности, среди  которых можно выделить следующие:

■ Никто не может  быть привлечен к ответственности  за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям в порядке, которые предусмотрены Налоговым  Кодексом РФ. Следовательно, никакие  иные нормативные акты не вправе предусматривать иные основания ответственности, а также порядок.

Информация о работе Налоговое регулирование: место и значение в рыночной экономике