Налоговое регулирование: место и значение в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:54, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Работа содержит 1 файл

Налоговое регулирование.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Налоговое регулирование: место и значение в рыночной экономике

Реферат по дисциплине: Налоги и налогообложение 

Выполнила : студентка 3 курса группы «ФиК» Ерычева М.И.

Московский Городской  Университет Управления  Правительства Москвы

Москва 2005

Введение

Среди множества  экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система  является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Глава 1. Виды налогов 

1.1. Виды  налогов. 

Устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы,  и местные налоги и сборы.

Важно отметить, что отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства.

На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням  бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов Российской Федерации, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местных налогов, они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

Федеральными  признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным  налогам и сборам относятся:[1]

◘ налог на добавленную  стоимость;

◘ акцизы;

◘ налог на доход  физических лиц;

◘ единый социальный налог;

◘ налог на прибыль  организаций;

◘ налог на добычу полезных ископаемых;

◘ налог на наследование и дарение;

◘ водный налог;

◘ государственная  пошлина;

◘ сборы за право  пользования объектами животного  мира и объектами водных биологических  ресурсов.

Региональными признаются налоги и сборы, установленные  Налоговым Кодексом и законами субъектов  РФ, которые вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации  и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:

● налоговую  ставку (но в пределах, устанавливаемых  Кодексом);

● порядок и  сроки уплаты;

● формы отчетности;

● налоговые  льготы и основания для их использования.

Такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления, устанавливаются  только в соответствии с Налоговым  Кодексом РБ.

К региональным налогам и сборам относятся:[2]

◘ налог на имущество  организаций;

◘ транспортный налог;

◘ налог на игорный  бизнес;

При введении в  действие налога на недвижимость прекращается действие на территории субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления, которые вводятся в  действие в соответствие с Налоговым  кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами данных субъектов РФ.

Устанавливая  местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в  нормативных правовых актах следующие  элементы налогообложения:

● налоговую  ставку (в пределах, устанавливаемых Кодексом);

● порядок и  сроки уплаты;

● формы отчетности;

● налоговые  льготы и основания для их использования.

К местным налогам  и сборам относятся:[3]

◘ земельный  налог;

◘ налог на имущество  физических лиц.

Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами.

1.2. Классификация  налогов. 

Налоги могут  быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и  в зависимости от других признаков. В зависимости от экономического содержания и особенностей взимания налоги можно разделить на:

■ прямые, взимаемые  непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика;

■ косвенные, включаемые в цену товара, работы, услуги. Реальным плательщиком косвенных налогов  выступает покупатель-потребитель, а налогоплательщик является, по существу, сборщиком налогов.

Среди прямых налогов  выделяются:

● реальные, связанные  с владением, распоряжением, пользованием

имущественными  объектами;

● личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные  виды деятельности или операции, совершаемые  юридическими или физическими лицами.

К косвенным  налогам относятся:

● налог на добавленную  стоимость;

● акцизы на отдельные  группы и виды товаров;

● налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

● таможенная пошлина;

● налог с  продаж.

Налоги как  инструмент регулирования

Федеративный  характер Российского государства, включающего 89 субъектов национально-государственных  и административно-территориальных  образований, существенные различия в  социально-экономическом развитии субъектов Федерации, демографической  ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. именно поэтому часть налоговых поступлений, аккумулируемых в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяются между нижестоящими бюджетами: региональными (субъектов РФ) и местными.

взаимодействие  бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечиваются посредством налоговой политики. Одна группа федеральных налогов и один региональный налог имеют статус закрепленных доходных источников. доходы по этим источникам полностью или в твердо фиксированной доле поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. федеральные налоги другой группы (а именно: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, НДФЛ) являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим источникам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по нормативам, утвержденным в законодательном порядке.

Глава 2. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением налогового законодательства.

В соответствии с п.1 ст.30 Налогового кодекса налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство по налогам и сборам РФ и его территориальные подразделения в Российской Федерации.

В связи с  тем, что к числу основных функций  таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральных налогов и сборов (ст.13 НК), а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ (ст.10 Таможенного кодекса РФ) Налоговым кодексом РФ установлено, что таможенные органы, в случаях предусмотренных Налоговым кодексом, а также в соответствии с таможенным законодательством и иными федеральными законами обладают полномочиями налоговых органов (п.2 ст.30 НК). 

Министерство  по налогам и сборам (МНС РФ) - система  федеральных и территориальных  органов государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением  налогового законодательства. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 МНС была преобразована Государственная налоговая служба. Организация этой службы связана с необходимостью активного использования финансовых рычагов, в. частности повышением роли  налогов, обусловленным перестройкой экономики страны. Органы налоговой службы были выделены в особую систему из структур финансовых органов (Министерства финансов, финансовых управлений и отделов).. Деятельность  налоговых органов была урегулирована Законами "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций" от 21 мая 1990 г. и "О Государственной налоговой службе" от 21 марта 1991 г.

Главная задача МНС РФ заключается в обеспечении  единой системы контроля за соблюдением  налогового законодательства, за правомерностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов. В связи с этой задачей органы налоговой службы РФ контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок. В систему налоговых органов РФ входят: министерство ФР по налогам и сборам, выполняющее функции центрального федерального органа, а также его территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям. Это единая централизованная система органов, подчиняющаяся Президенту РФ и Правительству РФ. Каждый из названных органов является юридическим лицом. Основное звено в системе налоговых органов РФ - государственные налоговые инспекции по районам и городам. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций. Исходя из этого построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам  налоговых платежей (например, отдел  налогов с доходов предприятий, отдел  налогов с доходов физических лиц, отдел местных  налогов и др.). Кроме того, существует функциональный отдел отчетности и учета.

Деятельность  центрального органа - министерства ФР по налогам и сборам включает, помимо непосредственно контрольных функций, организационно-методическую и контролирующую работу в отношении нижестоящих  налоговых органов, а также координацию деятельности органов  налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами. По вопросам своей компетенции этот орган издает инструкции и другие нормативные документы. Подобные функции в соответствующих территориальных пределах выполняют государственные налоговые инспекции по республикам, краям, областям, автономным образованиям и городам с районным делением. В заключении хочу привести схему взаимодействия Государственной налоговой службы РФ с министерствами и ведомствами по формированию налоговой политики.

Глава 3. Права и обязанности налоговых  органов.

3.1. Права  налоговых органов. 

Законодательство  закрепляет следующие права налоговых  органов по контролю, связанные с  налогообложением:

● производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе совместных предприятиях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, получать необходимые объяснения, справки и сведения, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, что определяется в установленном законодательством порядке;

● контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

● получать от предприятий, учреждений и организаций (включая  банки и иные финансово-кредитные  учреждения), а также от граждан  с их согласия справки, документы, копии  с них. Должностные лица налоговой  службы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;

● обследовать  с соблюдением соответствующих  правил любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием  объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Налоговые органы РФ в процессе выполнения своих контрольных  функций вправе применять меры принудительного  воздействия:

■ требовать  от руководителей и других должностных  лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о  налогах и предпринимательской деятельности и контролировать их исполнение;

■ приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций  и граждан по счетам в банках в  случае непредставления бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов;

Информация о работе Налоговое регулирование: место и значение в рыночной экономике