Налоговое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранения своих денежных средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта……………..5
1.1.Понятие налогового планирования………………………………………….5
1.2.Классификация налогового планирования………………………………...10
1.3.Особенности налогового планирования РФ……………………………….15
2.Налоговое планирование предприятия. Пути совершенствования механизма налогового планирования на микроуровне…………………………………….22
2.1.Налоговое планирование на примере коммерческой организации ИП «Бозина»……………………………………………………….…………………22
2.2.Перспективы развития налогового планирования на предприятии……...26
2.3.Налоговое планирование как фактор развития предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

      Основу  налоговой системы и львиную  долю налоговых поступлении обеспечивают всего несколько налогов - так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц Значение прямых налогов, особенно налога на прибыль предприятий падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, возрастает. Остальные налоги, в значительной части местные, составляют некоторый налоговый фон. Налоговое планирование в большей части направлено на минимизацию именно основных налогов. Достаточно часто уменьшение основных налогов приводит к соответствующему уменьшению и всех остальных [12с.53].

      В целях налогового планирования очень  важно бывает своевременно отказаться от привычных, давно применяемых  схем бизнеса и расчетов. Если в рамках существующих схем невозможно добиться существенных результатов, значит, пришло время менять сами схемы. Тогда оптимизация должна проводиться не только в рамках действующей схемы бизнеса, но и между различными возможными схемами бизнеса. 
 
 

      2.3.Налоговое  планирование как фактор развития  предпринимательской деятельности

     Оценки  налогового планирования как сложного социально-экономического явления достаточно противоречивы. Поскольку до сих пор единой классификации видов налогового планирования не существовало, и специалисты и журналисты в своих выступлениях высказывались относительно налогового планирования в основном негативно. Но практически они подразумевали под налоговым планированием именно его противозаконную разновидность

      Упоминания  о налоговом планировании из уст  правительственных чиновников носят явно отрицательный и негативный характер.

      Упоминания  в средствах массовой информации несколько более сдержанные, так как журналисты все-таки иногда пытаются встать и на сторону налогоплательщика. Для доказательства своей объективности журналисты ругают то налоговые органы, то налогоплательщиков. Специалисты и эксперты в основном придерживаются позиций своих заказчиков если заказчики - структуры власти, специалисты против налогового планирования, если заказчики - предприниматели, специалисты – за..

      Если  рассматривать виды налогового планирования по критерию конечного результата их воздействия на государство и общество, то получится весь спектр полезности и правильности.

      С противозаконным налоговым планированием, то есть с неплатежами в бюджет, сопряженными с явным нарушением закона, обязательно нужно бороться и их пресекать. Классическое налоговое планирование стоит всячески одобрять и поддерживать, обучать ему и его проповедовать.

      Оптимизационное налоговое планирование является скорее положительным, чем отрицательным экономическим и социальным явлением.

      Если  в свободной рыночной экономике  будут хоть какие-то варианты законной игры на понижение налогов, значит некоторые  предприниматели в силу именно своей предприимчивости будут заниматься оптимизационным налоговым планированием.

      Собственно  экономическую деятельность (бизнес) можно рассматривать как последовательность различных экономических действий (транзакций) - закупка сырья, производство товаров, выплата зарплаты, продажа готовой продукции и т. п. При этом определенным экономическим действиям могут соответствовать самые разные способы их оформления и учета, то есть экономические действия имеют свое содержание в виде совокупности денежных и материальных потоков, определенных действий. Они же имеют и форму - внешнее документальное оформление [13с.56].

      При этом налогообложение большей частью зависит именно от выбранной формы.

      Одним и тем же экономическим действиям  при различном их оформлении соответствует и различная величина налогообложения. В этой связи можно говорить, что экономические действия могут иметь как обычные (нормальные) налоговые последствия, так и благоприятные для налогоплательщика. Фактически бизнес без налогового планирования имеет обычный налоговый режим, а при налоговом планировании может получить благоприятный (в смысле уменьшения платежей) налоговый режим.

      Минимизация налогов представляет собой целенаправленную деятельность, имеющую своей целью перевод налогообложения данного бизнеса из нормального режима налогообложения в благоприятный. Минимизация может быть по одному, нескольким или по большинству налогов.

      Обычно  благоприятный налоговый режим  тесно связан с правовым статусом налогоплательщика. Налоговые режимы серьезно различаются по видам деятельности предприятия, по величине предприятия, по наличию иностранных инвестиций, по месту регистрации и т д. Реализовать в рамках одного предприятия несколько благоприятных налоговых режимов для основных налогов невозможно. Поэтому для комплексного налогового планирования применяются несколько предприятии с различными налоговыми режимами.

      Вместе  с тем, зачастую налоговое планирование решает задачи и в иной плоскости. В рамках инвестиционной деятельности и оформления крупных сделок налоговое планирование направлено не на уменьшение налогов, а на то, чтобы в результате каких либо сделок, проведенных не вполне корректно не возникло излишнее налогообложение и штрафные санкции. В подобной ситуации налоговый результат заключается в отсутствии негативных налоговых последствий.

      Основную  часть национального валового продукта в РФ и соответственно налогов обеспечивают юридические лица. Подавляющее большинство налогов платится юридическими лицами, их налогообложение гораздо более сложно и запутанно Налоговое планирование для юридических лиц требует огромной работы и участия специалистов - финансистов, бухгалтеров, аудиторов и юристов Налоговое планирование для физических лиц существенно проще [14с.38]. Но тем не менее в настоящее время в РФ сложилась ситуация, при которой налогообложение физических лиц по своей значимости для бизнеса фактически сравнялось с налогообложением для юридических лиц. Соответственно выросла и роль налогового планирования для физических лиц. Скорее всего, эта тенденция будет сохраняться еще длительное время. Самые последние экономические события подталкивают власть к идее все же хоть как-то попытаться собрать налоги с обеспеченных физических лиц. Анализ цифр поступлений в бюджет подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий позволяет дать некоторую оценку степени недоплаты этих налогов. Весьма приблизительно можно оценить, что суммы полученного налога на прибыль предприятий меньше, чем те, которые должны были бы быть в несколько раз, тогда как суммы заплаченного подоходного налога меньше расчетных как минимум на порядок (для состоятельных граждан).

      Это связано со множеством факторов, самый  значимый из которых состоит в следующем, большей частью бизнес в РФ сейчас -предпринимательская деятельность, направленная на извлечение дохода лицами, контролирующими данный бизнес. Для РФ сейчас совершенно нехарактерна (за редким исключением) классическая модель участия в предприятиях, которая свойственна развитым странам, инвесторы вкладывают деньги и официально получают дивиденды. Для РФ характерна другая ситуация- инвесторы вкладывают деньги зачастую не вполне формально, при этом доходы (или различные преимущества) они получают в иных формах нежели дивиденды, в очень значительной части - не вполне легальные [15с.65]. Проблема с подоходным налогом заключается в том, что собственники и руководители предприятий платят совершенно незначительные суммы налогов со своих доходов от бизнеса.

      Наш среднестатистический хозяин предприятия  делает все возможное для увеличения себестоимости продукции и уменьшения налога на прибыль своего предприятия. При этом он абсолютно не собирается получать дивиденды законным образом, подпадая под второе налогообложение по прогрессивной шкале.

      Косвенным подтверждением именно такого положения  дел является положение на экономически малоэффективных предприятиях советской эпохи. Формально являясь убыточными, при огромных налоговых недоимках, такие предприятия, тем не менее, годами существуют и позволяют их реальным хозяевам иметь вполне приличные личные доходы.

      Эффективность работы и стоимость предприятий  в России обычно не следует оценивать по формальному показателю балансовой прибыли. Такие оценки следует производить с учетом реальных доходов собственников и руководителей [16с.47]. Однако такой статистики в нормальном виде не существует.

      Очень большая часть нынешних российских налогов тесно связана с зарплатой. Прежде всего, это подоходный налог и налоги во внебюджетные фонды, в сумме эти платежи могут превышать 50% фонда оплаты труда. При этом и налог на добавленную стоимость сконструирован так, что фактически он является налогом, в том числе на зарплату. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Методологически построение системы налогового планирования начинается с определения стратегических целей предприятия в области налогообложения. Далее в соответствии с поставленными стратегическими установками генерируются показатели, позволяющие судить о достижимости и успешности выбранных в качестве стратегических ориентиров нормативов. Исходя из целевых параметров, строится организационная структура процесса налогового планирования. Наиболее подходящей для реализации стратегических целей налогового планирования, как было выявлено в результате исследования, является проектная структура управления налоговыми потоками, ибо она позволяет соединить элементы линейно-функциональной организационной структуры, в рамках которой происходит на практике процесс бюджетирования, и индивидуальный подход при оптимизации налогового портфеля, требующий применения знаний и навыков специалистов различного профиля, начиная с работников финансовой, бухгалтерской, экономической, юридической служб и заканчивая маркетологами и аудиторами.

      Успешность  построения организационной структуры  не в последнюю очередь зависит  от наличия отлаженного, рационально  организованного документооборота, а также четкого определения должностных обязанностей специалистов, занятых в процессе налогового планирования. Последнему отводится значительное место, ибо конкретизация трудового статуса работников - непременное условие успеха организации любой сферы производственной деятельности.

      Распределение должностных обязанностей налоговых  специалистов, равно как и корреспонденция  связей между подразделениями предприятия по поводу налогового планирования, осуществляется на основе матрицы принятия управленческих решений, пример которой приведен в третьей главе настоящей работе.

      Организация налогового планирования требует, помимо всего прочего, наличия определенных ресурсов, финансовых, материально-технических, интеллектуальных, объем и перечень которых применительно к отдельным мероприятиям налогового планирования закрепляются в налоговом плане предприятия.

      Реализация  и контроль закрепленных в налоговом  плане мероприятий и показателей  производится, в том числе, и с  использованием электронно-вычислительной техники и автоматизированных комплексов.

      Таким образом, налоговое планирование на предприятии представляет собой комплексный, интеграционный процесс, организация которого должна базироваться на системном подходе, с использованием достижений различных экономических, финансовых и юридических дисциплин.

 

    Список  использованной литературы: 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 05.04.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.05.2010)
  3. Гражданский Кодекс часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009).
  4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика/Под ред. к.ю.н. А.В.Брызгалина. - Екатеринбург: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008.
  5. Горбунов А.Р. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь. — М.: СО «Анкил», 2007,
  6. Кожинов В.Я. Налоговое планирование: Рекомендации бухгалтеру: Учебно-методическое пособие. — М.: 1 Федеральная Книготорговая Компания, 2009.
  7. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. — М.: АиН, 2007.
  8. Кулеш В.А. 47 законных способов снижения налоговых платежей. — СПб.: Аналитик, 2008.
  9. Медведев А. Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. — М.: ИНФРА-М, 2008.
  10. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и минимизация налогообложения) // под ред. Б.А. Рагозина. — М., 2009.
  11. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике/ Под ред. Сутырина С.Ф. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, Изд-во “Полиус”, 2007.
  12. Агеева О.А. Учетная политика предприятия как элемент налогового планирования// Налоговое планирование, № 3 2007.
  13. Васильев А. Налоговое планирование: быть или не быть?// Налоговый инспектор, № 9, 2008
  14. Галимзянов Р.Ф. Приказ об учетной политике предприятия как элемент минимизации налогов. — www.cfin.ru. 2009.
  15. Денисенко В. Предпосылки налогового планирования// Закон. Финансы. Налоги. № 29, 18 июля 2009.
  16. Жестков С.В. Проблемы налогового планирования в Российской Федерации// Налоговый вестник, № 6 2008.

Информация о работе Налоговое планирование