Налоговое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранения своих денежных средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта……………..5
1.1.Понятие налогового планирования………………………………………….5
1.2.Классификация налогового планирования………………………………...10
1.3.Особенности налогового планирования РФ……………………………….15
2.Налоговое планирование предприятия. Пути совершенствования механизма налогового планирования на микроуровне…………………………………….22
2.1.Налоговое планирование на примере коммерческой организации ИП «Бозина»……………………………………………………….…………………22
2.2.Перспективы развития налогового планирования на предприятии……...26
2.3.Налоговое планирование как фактор развития предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

      Совершаемые налогоплательщиком гражданско-правовые сделки правомерны только в том случае, если целью совершения указанных действий является наступление последствий гражданско-правового характера, поскольку согласно статье 152 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна [3]. В связи с изложенным, сделка, заключенная с единственной целью создать налоговые последствия без цели создания соответствующих данной сделке гражданско-правовых последствий, является недействительной. Конечно, вопрос о доказывании в каждом конкретном случае того, что сторонами руководило при заключении сделки единственно желание снизить налоговые платежи без намерения создать какие-либо гражданско-правовые последствия, является чрезвычайно сложным. Тем не менее, осуществлять анализ цели заключаемой сделки необходимо. Простой пример в данном случае привести невозможно, поскольку анализ цели сделки требует учета многочисленных конкретных обстоятельств рассматриваемой ситуации. В качестве иллюстрации можно рассмотреть случай, когда торговое предприятие заключает договор с посредником, который осуществляет по поручению и за счет торгового предприятия продажу товаров лицам, которые и ранее являлись клиентами торгового предприятия, при этом перечень фактических действий, совершаемых торговым предприятием, нисколько не изменился по сравнению с тем, который имел место до заключения договора с посредником, то есть торговое предприятие по-прежнему осуществляет доставку товара до покупателей, оформляет документы на куплю-продажу и т.д. В данной ситуации налоговым органом может быть доказано, что единственной целью заключенной сделки является отнесение на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль торгового предприятия, вознаграждения посредника.

      Действия налогоплательщика не должны противоречить не только букве, но и духу закона. Общеизвестно, что в период бурного законотворчества юридическая техника принимаемых нормативных правовых актов порой оставляет желать лучшего, вследствие чего возникают пробелы правового регулирования, разнообразные лазейки в налоговом законодательстве, используемые налогоплательщиками в целях снижения суммы уплачиваемых налогов. Известно также, что налоговые органы отслеживают факты использования налогоплательщиками ошибок законодателя, результатом чего становится издание разъяснений о неправомерности соответствующих действий, многочисленные судебные споры, а зачастую и внесение изменений в нормативные правовые акты задним числом. В результате, при формальной правоте налогоплательщика на момент совершения действий по налоговой оптимизации, экономический эффект от таких действий становится нулевым или даже отрицательным в результате высоких расходов на судебные споры либо в результате перерасчета размера налоговых обязательств налогоплательщика после внесения изменений в правовые акты.

      Таким образом, строить схемы налоговой  оптимизации исключительно на огрехах законодателя, представляется неразумным. При оценке правовой основы той или иной схемы целесообразно оценивать, на что была направлена действительная воля законодателя, и исходить именно из нее.

      Безусловно, такой подход основан не на строгом  понятии правомерности или неправомерности, поскольку в случае пробела в законодательстве действия налогоплательщика, безусловно, должны признаваться правомерными, тем более, что в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, а согласно статье 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу [1].

      Однако, с учетом реалий сегодняшнего дня, когда правила статьи 5 Налогового кодекса РФ успешно забыты законодателем практически с момента принятия Налогового кодекса РФ, а пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ применяется судами чрезвычайно редко, экономически нецелесообразно принимать во внимание исключительно буквальный смысл той или иной нормы [2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Налоговое  планирование предприятия. Пути  совершенствования механизма налогового  планирования на микроуровне

2.1.Налоговое  планирование на примере коммерческой организации ИП «Бозина»

      Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности - это выбор оптимального, с точки  зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства.

     Данное  предприятие планируется открыть в городе Казани, как предприятие в сфере малого бизнеса под названием ИП «Бозина». Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставках в России доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены рядов налогов и иногда допускается получение субсидий от других налогоплательщиков, в рамках их платежей в бюджеты соответствующих уровней. В большей части это касается налогов, устанавливаемых на уровне субъектов федерации и уровне муниципальных образований (местных органов власти).

     Учитывая  вышеуказанное, для получения определенных льгот данное предприятие открывается  для реализации товаров потребительского спроса, таких как продовольственная  продукция.

     Для налогового планирования большое значение имеет выбор порядка формирования уставного капитала. Уставный капитал ИП «Бозина» формируется за счет денежных средств, так как внесение имущества в уставной капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество.

      Текущее налоговое планирование состоит в разработке учетной и договорной политики, а также в планировании хозяйствующими субъектами отдельных налогов. Также здесь учитывается применение каких-либо льгот, доступных организации.

     Так как данная организация является ИП, не имеющей имущества и реализующий продовольственные товары, то она имеет право применить как общую систему налогообложения, так и упрощенную.

     Субъект хозяйственной деятельности — индивидуальный предприниматель «Бозина», не имеющий имущества.

     Планируемая годовая выручка — 14 млн. руб.;

     Полная  себестоимость выполняемых работ  — 13 млн. руб.

     При налоговом планировании, в целях  оптимизации налогообложения, следует  определить какая система налогообложения (общий режим или упрощенная) принесет большую экономическую выгоду.

     Общий режим:

     Предусматривает -  уплату НДС по ставке 18 %;

     налога  на доходы физических лиц (НДФЛ) — 13 %

     единого социального налога (ЕСН)

     Таким образом, с полученного 1 млн. руб. дохода индивидуальный предприниматель должен будет уплатить государству следующие налоги:

     НДС— 14 000 000 *18 / 118 = 2 135 593,2 руб.

      13 000 000 * 18 / 118 = 1 983 050,8 руб.

      2 135 593,2 - 1 983 050,8 = 152 542,4 руб.

     ЕСН — 1 000 000 – 152 542,4 = 847 457,6

       Согласно п.3 ст.241 НК РФ, если налоговая  база превышает 600 000 рублей, то  ставка = 39 520 рублей + 2% с суммы, превышающей 600 000 рублей: 847 457,6 – 600 000 = 247 457,6 * 2% = 4 949,15

     39 520 + 4949,15 = 44 469,15руб.

     НДФЛ  — 847 457,6 - 44 469,15 = 802 988,45 руб.

     802 988,45 * 13% = 104 388,49 руб.

     Общая сумма начисленных налогов = 301 400,04 руб.

     Таким образом, в распоряжении налогоплательщика  останется 698 600  руб.

     Упрощенная  система:

     1. С объектом налогообложения «доходы,  уменьшенные на величину расходов»:  предусматривается уплата налога  по ставке 15 %.

     Таким образом, с полученного 1 млн. руб. индивидуальный предприниматель должен уплатить государству 150 000,00 руб.(1 000 000 * 15%) единого налога

     В его распоряжении останется 850 000,00 руб.

     2. С объектом налогообложения «доходы»  предусматривается уплата 6 % от дохода.

     Таким образом, с полученных 14 млн. руб. индивидуальный предприниматель должен уплатить государству 840 000,00 руб.(14 000 000 * 6%) единого налога.

     В его распоряжении останется 160 000,00 руб.

     Вывод: Таким образом, в результате налогового планирования у хозяйствующего субъекта формируется потребность приведения количественных и качественных параметров своей деятельности в определенные рамки, установленные налоговым законодательством в качестве обязательных условий для использования законных возможностей уменьшения налоговых обязательств.

     Вместе  с тем если хозяйствующий субъект  в рамках увеличения эффективности  своей деятельности сокращает свои налоговые выплаты, то сэкономленные  им налоговые платежи недополучает государство. Поэтому в сфере  налогообложения интересы налогоплательщиков и государства относительно источников своего существования и развития будут не совпадать.

     В данном случае предприятию выгоднее применять упрощенную систему налогообложения, где объект «доход, уменьшенный на величину расходов», так как в этом случае, средства остающиеся в распоряжении выше, чем в других случаях.

       Естественно, при изменении соотношения  выручки и себестоимости будет  меняться и эффективность той  или иной системы налогообложения.  При определении объекта налогообложения  по упрощенной системе (с заданными количественными параметрами: 6 % от доходов или 15 % от доходов за вычетом расходов) следует руководствоваться следующим правилом: если уровень затрат в структуре выручки составляет менее 60 %, то экономически выгоднее выбрать в качестве объекта налогообложения доходы.

 

        2.2.Перспективы развития налогового планирования на предприятии

      Вне всякого сомнения, у налогового планирования есть будущее, государство и налогоплательщик всегда будут играть в эту увлекательную игру. На очередные запрещения государства налогоплательщик ответит поиском новых схем, государство в ответ на очередные схемы будет прикрывать те законодательные лазейки, которые позволяют реализовывать такие схемы.

      В экономических изданиях в последнее время многими авторами проводится мысль о том, что при гармонизации налоговой системы возможности налогового маневра и налогового планирования существенно уменьшатся, гармонизация налоговой системы, скорее всего, значительным образом отменит, и вполне справедливо, многие совершенно неэффективные налоговые льготы. Значит, будет меньшее количество льготных режимов налогообложения.

      Но  в рамках рыночной экономики невозможно или очень трудно убрать различия в налоговых режимах предприятий в связи с их специализацией, размером и иностранным участием. Налоговым кодексом предусмотрены еще многочисленные инвестиционные кредиты, иностранные инвестиции, о которых мечтают почти все экономисты страны, нельзя ограничить закрытым списком нескольких стран инвесторов, ведь даже в рамках существующего перечня стран, с которыми имеются договоры об избежании двойного налогообложения, просматривается много интересных вариантов. Финансовые и промышленные группы будут продолжать выбирать, на каком звене производственной цепочки формировать и получать прибыль. Даже изменение налоговой привязки, то есть регистрация предприятия в другой территориальной налоговой инспекции мoжeт способствовать минимизации определенных налогов. Известно, что некоторые финансово промышленные группы перевели свои головные офисы из Москвы в провинцию.

      При существующем порядке вещей большинство  руководителей современных российских предприятий формально являются нарушителями налогового и даже уголовного законодательства. Несмотря на значительное количество налоговых дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах преобладающая часть налоговых правонарушений и преступлений остается вне поля зрения контрольных и правоохранительных органов. Фактически нарушение формальных правил налогообложения является общеупотребимой в российском бизнесе практикой, то есть обычаем делового оборота. Это касается многих налогов, но уж совершенно точно - сборов во внебюджетные фонды и подоходного налога при выплате зарплаты [11с.62].

Информация о работе Налоговое планирование