Налоговое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Практика последних лет выявила объективную потребность разработки новых процессных подходов к налоговому планированию в рамках управления финансовыми ресурсами денежными потоками хозяйствующих субъектов, определения общих подходов к разработке внутренних стандартов по налоговому планированию и методических подходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий………………………………………………………… ......4
1.2 Классификация налогового планирования……………………………………...13
2. Анализ учетной политики предприятия………………………………………......19
2.1 Порядок исчисления и уплаты налогов……………………………………….....21
3. Совершенная система налогового планирования как функция предприятия..31
3.1 Налоговое планирование как функция управления…………………………...32
3.2 Объект управления ………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Копия Налоговое планирование на предприятии.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
 

     ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

     КАФЕДРА «УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ» 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «Теория и история налогообложения» 

     на  тему:

     «Налоговое  планирование и прогнозирование» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Ростов-на-Дону

2010 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3

1. Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий………………………………………………………… ......4

1.2 Классификация  налогового планирования……………………………………...13

2. Анализ учетной политики предприятия………………………………………......19

2.1 Порядок исчисления и уплаты налогов……………………………………….....21

3. Совершенная система налогового планирования как функция предприятия..31

3.1  Налоговое  планирование как функция управления…………………………...32

3.2  Объект  управления ………………………………………………………………36

Заключение……………………………………………………………………………38

Список  используемой литературы…………………………………………………..39 
 
 

 

          Введение

     В науке финансового менеджмента  традиционно сложилась ситуация, при которой как западными, так  и отечественными учеными-экономистами вопросам налогового планирования практически  не уделяется внимания. Отсутствует  глубокая теоретическая проработка концептуальных вопросов налогового планирования, его периодизации и классификации, оно не рассматривается как составная специфическая часть управления финансами. Однако налоговое планирование оказывает непосредственное влияние на формирование финансовых результатов, стоимость фирмы, поэтому требуется обобщение накопленных фрагментарных теоретических знаний и практического опыта по вопросам налогового планирования. В целях обеспечения устойчивого роста предпринимательской активности и развития экономики страны необходимо выделение налогового планирования в отдельное  самостоятельное направление финансовой науки и практики управления финансами хозяйствующих субъектов.

     Практика  последних лет выявила объективную  потребность разработки новых процессных подходов к налоговому планированию в рамках управления финансовыми ресурсами денежными потоками хозяйствующих субъектов, определения общих подходов к разработке внутренних стандартов по налоговому планированию и методических подходов.

 

       Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий

     Под планированием понимается – способ регулирования экономических процессов  на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы. Планирование включает определение целей и путей их достижения, опираясь на сведения прошлого, стремится определить будущее. Это неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью, заключающегося в установлении желаемого будущего состояния объекта и оптимальных способов и методов достижения данного состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

     Правомерно  наряду с такими видами планирования, как финансовое, социальное, бюджетное (в зависимости от отдельных видов планируемых ресурсов), выделять также налоговое планирование.

     Определив содержание понятие «налог» и  «планирование» в целом, можно перейти  к определению налогового планирования в частности.

     Имеющиеся в экономической литературе определения  налогового планирования целесообразно объединить в две основные группы: первая группа – на основе подхода к определению налогового планирования лежит минимизация налоговых обязательств налогоплательщика; вторая группа – понятие налогового планирования основано на налоговой оптимизации. Кроме того, ряд авторов вводит понятие налогового менеджмента.

     Большинство авторов придерживается позиции  налоговой минимизации. Однако происходит постепенная эволюция взглядов: например, А,В, Брызгалин, первоначально придерживавшийся позиции налоговой минимизации, в дальнейшем перешел к налоговой оптимизации. Следует обратить внимание, что минимизация и оптимизация налогообложения – это не одно и то же. Если налоговая минимизация – это максимальное снижение всех налогов, то налоговая оптимизация – это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов. Кроме того, стремление минимизировать налоговые обязательства может помешать текущей деятельности предприятия, вступить в противоречие с целям финансового менеджмента и привлечь излишнее внимание со стороны контролирующих налоговых органов. И наконец, принцип оптимизации соответствует приведенному выше определению планирования вообще.

     Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъекта – это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

     Планирование  налогов – это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов.

     Чтобы определить место и роль налогового планирования в системе финансового  менеджмента, необходимо определить само понятие «финансовый менеджмент». Базируясь на разработанных Ф. Тейлором и А. Файолем подходами к управлению фирмой, в современном менеджменте выделяют, как правило, четыре функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

     В условиях рыночной экономики управление финансами становится важнейшей  задачей любого предприятия независимо от вида и масштабов его деятельности. Однако постановка эффективного управления финансами на российских предприятиях, как правило, сопряжена с коренной перестройкой механизма управления всего предприятия в целом. Прежде всего это объясняется тем, что крупнейшие предприятия несут в себе в значительной степени стиль управления, оставшийся со времен плановой экономики.

     В условиях административно-командной  системы имело место тотальное  государственное  ланирование, лимитированность ресурсов, что предусматривало введение жесткого их нормирования.

     Функции финансового менеджмента правомерно систематизировать следующим образом:

  • планирование – стратегическое и текущее финансовое планирование; составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий; участие в определении ценной политики, прогнозировании сбыта, формировании условий договоров (контрактов); оценка возможных изменений структуры (слияний или разделений);
  • организация – создание органов управления финансами, финансовых служб, определение их задач и функций;
  • регулирование финансовых потоков – управление денежными средствами, портфелем ценных бумаг, заемными средствами и т.д.;
  • защита активов – управление рисками; выбор оптимального способа снижения рисков;
  • учет, контроль и анализ – установление учетной политики: обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности; анализ и интерпретация результатов; сопоставление учетных данных с планами и стандартами; внутренний аудит.

     Основными задачами управления финансами предприятия можно считать:

  • обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков;
  • достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости;
  • обеспечение источниками финансирования, поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных источников финансирования, оптимального их сочетания, минимизирующего финансовые издержки и увеличивающего рентабельность собственного капитала;
  • эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

    В условиях рыночной экономики происходит смещение акцента с чисто производственного планирования на планирование финансовое. В стремлении максимизировать прибыль любое предприятие независимо от его размеров сталкивается с необходимостью планирования и регулирования своих доходов и расходов. Действительно, для поддержания, а тем более развития любого бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать капитальные затраты, расходы на зарплату, материалы, товары и другие прямые и накладные расходы.

    Конкретные  формы и методы реализации названных функций и решение поставленных задач определяются финансовой политикой предприятия, основными элементами которой выступают:

    1. учетная политика;
    2. кредитная политика;
    3. политика управления денежными средствами;
    4. политика в отношении управления издержками;
    5. дивидендная политика.

    Свою  учетную политику предприятие должно строить в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности о размере собственных оборотных средств, и потребности в заемных средствах (коммерческих, краткосрочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия.

    Политика  управления денежными средствами устанавливает систему планирования и контроля за поступлениями и выплатами.

    Дивидендная политика должна уравновешивать интересы собственников с интересами менеджеров и кредиторов в соответствии с  теорией агентских отношений и целью максимизации цены предприятия. Практикуются следующие варианты дивидендной политики:

  • выплаты постоянного процента от прибыли – преимущество метода заключается в простоте: он выгоден акционерам в период роста прибыли, так как с ее увеличением поднимаются дивиденды, но противоречит их интересам при снижении прибыли (дивиденды подают);
  • фиксация размера дивидендных выплат на каждую акцию – в пользу этого метода говорит его простота и то, что он сглаживает рыночные колебания, против него тот факт, что при снижении прибыли предприятие оказывается без прибыли;
  • выплата гарантированного минимума и экстрадивидендов;
  • выплата дивидендов по остаточному принципу – характерна для РФ и других стран с недостаточно развитым фондовым рынком, экономика которых переживает тяжелый финансовый кризис;
  • выплата дивидендов в виде постоянного процента от прибыли - предпочтительна, когда прибыль компании устойчива и обнаруживает тенденцию к росту;
  • постоянное увеличение дохода на одну акцию – оправдывает себя в период высокой инфляции;
  • выплата дивидендов акциями (капитализация дивидендов) – облегчает решение проблем ликвидности и инвестиций.

    Основой при разработке финансовой политики предприятия может служить Приказ Министерства экономики РФ «Методические  рекомендации по разработке финансовой политики предприятия» № 118 от 01.10.1997 г.

    Основное  назначения финансового менеджмента  – построение эффективной системы  управления финансами, обеспечивающей достижение тактических и стратегических целей деятельности. Организация  управлениями финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера предприятия.

    Итак, управления финансами предприятия  требует от специалиста глубоких знаний и широкого круга навыков, так как только эффективное использование всех инструментов и методов позволяет эффективно решать задачи, поставленные для достижения стратегических целей предприятия:

    • улучшения финансового положения, избежания банкротства и финансовых неудач;
    • роста объемов производства и реализации;
    • лидерства в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т.е. прибыли на единицу капитала);
    • максимизации цены компании.

Информация о работе Налоговое планирование и прогнозирование