Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:55, реферат

Описание работы

Налоговая система и классификация налогов
Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по раз¬ным признакам: по объектам обложения, по характеру по¬строения налоговых ставок, по использованию и т. д. Исходя из объектов обложения различают прямые и косвенные налоги.

Содержание

1. Налоговая система и классификация налогов……………..3
2. Налоговые доходы бюджета……………………..................4
3. Классификация налогов………………………….................9
4. Различия Российской и Западной систем…………………14

Работа содержит 1 файл

наверное это)).docx

— 42.36 Кб (Скачать)

   Содержание

  1. Налоговая система и классификация налогов……………..3
  2. Налоговые доходы бюджета……………………..................4
  3. Классификация налогов………………………….................9
  4. Различия Российской и Западной систем…………………14
 

   Налоговая система и классификация налогов

    Систему  налогов, поступающих в бюджеты  разных уровней, можно классифицировать  по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т. д. Исходя из объектов обложения различают прямые и косвенные налоги.

      Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, например, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций, налог на имущество.

   Исторически прямое налогообложение возникло как  наиболее ранняя форма изъятия в доход государства части доходов налогоплательщиков. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

      Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика.

      Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода или по декларации.

      Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.

      Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и услуги.

      Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства (например, налог с продаж).

      Фискальная монополия — специфический вид косвенного налога на товары, производство или реализация которых являются исключительной монополией государства. Как правило, государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления — табак, спички, соль и т. п. Фискальная монополия может быть полной или частичной. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определенного вида, при частичной — монополизирует или только производство, или только реализацию какого-то товара. Государственная фискальная монополия считается тяжелым косвенным налогом, поскольку в результате ее применения происходит удорожание товаров массового потребления, что сказывается на жизненном уровне населения. В Российской Федерации этот вид косвенного налогообложения не применяется.

      Таможенные пошлины — косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности.

   Во  всех странах налоговые доходы бюджетов построены на основе разумного сочетания  прямых и косвенных налогов.

      Формирование рыночных отношений в России потребовало коренного и быстрого изменения форм мобилизации доходов бюджетов разных уровней.

   Налоговые доходы бюджета

      В 90-е годы была разработана новая налоговая система, в которой использован отечественный и зарубежный опыт. Основные черты налоговых доходов бюджетов проявляются в следующем:

   1. Налоговые  доходы базируются исключительно  на правовой основе. Все налоги и сборы вводятся и отменяются только органами государственной власти, при этом фискальные полномочия органов каждого уровня четко оговорены законом.

   2. Налоговое  законодательство предусматривает  четкое разделение налогов по уровням государственной структуры.

   3. Налоговое  законодательство предусматривает  разделение налоговых поступлений  в бюджеты разных уровней на закрепленные и регулирующие.

   4. Налоговая  система построена по единым принципам, единому механизму взимания налогов. Налоговый контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов осуществляется со стороны налоговых органов и органов налогового контроля.

   5. Разделение  полномочий в сфере применения  налогового законодательства между  федеральным центром и регионами  соответствует федеральному характеру Российского государства и демонстрирует единый подход к проблемам формирования доходной базы нижестоящих бюджетов на всей территории Российской Федерации.

   Налоговая система была разработана в сжатые сроки, что повлекло за собой множество  погрешностей и противоречий в налоговом  законодательстве. Был нарушен принцип  стабильности установления налогов  и их пригодности для различных  категорий налогоплательщиков, многочисленные налоговые лазейки позволяли  на законном основании уклоняться от уплаты налогов, что значительно сужало доходную базу бюджетов разных уровней. Процесс налогового законотворчества не прекращался за все годы проведения налоговой реформы и привел к тому, что в настоящее время в стране действуют более 900 законов, подзаконных актов, инструкций, разъяснений, которые регулируют вопросы налогообложения.

      Важнейшее направление реформирования существующей в Российской Федерации налоговой системы связано с созданием и введением с 1998 г. Налогового кодекса РФ, призванного заложить правовой фундамент и основы налогообложения на длительный срок, создать такой налоговый механизм, который являлся бы важнейшим фактором экономического роста, с одной стороны, и позволил бы наделять бюджеты разных уровней достаточными финансовыми ресурсами, с другой.

      Наиболее сложен и актуален, вызывает  массу споров и противоречий вопрос о разделении налогов по уровням бюджетной системы.

   В Налоговом  кодексе РФ предусматривается значительное сокращение числа налогов, он отменяет многие неэффективные и нерыночные налоги.                     Налоговый кодекс призван регулировать принципы построения и функционирования налоговой системы Российской Федерации, порядок установления, изменения и отмены федеральных налогов, принципы установления региональных и местных налогов, он определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов и органов налогового контроля. Правоотношения, возникающие в процессе налогообложения по федеральным, региональным и местным налогам, регулируются исключительно Налоговым кодексом, а также иными актами налогового законодательства, которые будут приняты в соответствии с Налоговым кодексом.

      Налоговый кодекс разделяет бюджетные  доходы по уровням государственной  структуры и устанавливает принципы  ясности, предсказуемости, единства  и справедливости налоговой системы  и налоговый федерализм.

      В соответствии с первой частью  Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные. Такое разделение налогов связано с федеративным устройством России, соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственными источниками доходов.

      Федеральные налоги — основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.

         В состав федеральных налогов  и сборов входят:

   • налог  на добавленную стоимость;

   • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и  отдельные виды минерального сырья;

   • налог  на прибыль (доход) организаций;

   • налог  на доходы от капитала;

   • подоходный налог с физических лиц;

   • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

   • государственная  пошлина;

   • таможенная пошлина и таможенные сборы;

   • налог  за пользование недрами;

   • налог  на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

   • налог  на дополнительный доход от добычи углеводородов;

   • сбор за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими ресурсами;

   •   лесной доход;

   •   водный налог;

   •   экологический налог;

   •   федеральные лицензионные сборы.

      Федеральные налоги и сборы  вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации.

   Налог на прибыль с юридических лиц определена ставка до 30%, которая распределяется между федеральным и региональными бюджетами следующим образом: 11% — федеральный бюджет и не свыше 19% — бюджета регионов. В пределах закрепленной за ними ставки субъекты Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

   Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими бюджетными доходами.

         Между федеральным и региональными бюджетами распределяются:

   • налог  на прибыль организаций;

   • налог  на добавленную стоимость;

   • акцизы на отдельные виды товаров и отдельные  виды минерального сырья;

   • подоходный налог с физических лиц;

   • платежи  за пользование природными ресурсами;

   • налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

      Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области, АО) собственными источниками финансирования своих расходов.

   Региональными налогами и сборами являются:

   • налог  на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные  бюджеты);

   • налог  на недвижимость;

   • дорожный налог;

   • транспортный налог;

   • налог  с продаж;

   • налог  на игорный бизнес;

   • региональные лицензионные сборы.

      Региональные налоги и сборы  устанавливаются законодательными органами субъектов РФ.

      Местные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты. Они являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.

   В развитых капиталистических государствах местные  налоги и сборы получили широкое  развитие, на их долю приходится до 80% от всех поступлений в местные бюджеты. В Российской Федерации поступление  местных налогов и сборов в  доходную часть бюджетов городов  и районов не одинаково и зависит  от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Доля местных налогов и сборов колеблется от 0,7 до 17%, и они не способны полностью покрыть финансовые потребности территорий.

      К местным налогам и сборам  относятся:

   • земельный  налог;

   • налог  на имущество физических лиц;

   • налог  на рекламу;

   • налог  на наследование или дарение;

   • местные  лицензионные сборы.

      Определенную роль в снижении зависимости местных бюджетов от централизованно выделяемых средств и наделения их дополнительными источниками финансирования бюджетных расходов сыграл Федеральный Закон от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

      В соответствии с этим Законом определены доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К ним относятся:

   1) часть  подоходного налога с физических  лиц в пределах не менее  50% в среднем по субъекту Российской  Федерации;

Информация о работе Налоговая система