Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:
1. Рассмотреть сущность налогов и налоговой системы.
2. Определить принципы налоговой системы государства.
3. Исследовать развитие налоговой системы Украины.
3.
Для повышения эффективности
и деятельности налоговых мер
Государственной налоговой
4.
Для обеспечения
5.
Государственная налоговая
6. Президентом Украины 13 июля 2000 года был подписан Указ «Положение о Государственной налоговой администрации Украины», в котором официально определено, что Государственная налоговая администрация обеспечивает реализацию единой государственной налоговой политики.
7.
Государственная налоговая
2.2.
Налоговые поступления в
Доходы государственного бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, которые определены соответствующими нормативными актами и нужны для выполнения его функций. Поступления в государственный бюджет могут формироваться на налоговой и неналоговой основе, также за счет бесповоротных начислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством [8, c. 64].
Налоговые поступления – это обязательные бесповоротные платежи в бюджет. Все другие поступления являются неналоговыми.
Доходная
часть бюджета в основном формируется
за счет налоговых поступлений –
налогов, сборов и обязательных платежей.
Состав доходов государственного бюджета
определяется Бюджетным кодексом Украины
и законами о государственном бюджете
на соответствующий год.
Рис. 2.1. Динамика доходов государственного бюджета, тыс. грн
Налоговые доходы общего фонда государственного бюджета включают (Приложение А):
1.
Налог на добавленную
4.
Сбор за специальное
5.
Платежи за пользование
6.
Сбор за
государственного бюджета Украины;
7. Акцизный сбор с произведенных в Украине товаров;
8. Акцизный
сбор с ввезенных на
добываются в Украине;
магистральными нефтепроводами и продуктопроводами;
15. Единый сбор, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
16. Другие налоги, сборы и обязательные платежи, которые подлежат
зачислению в государственный бюджет Украины [8, c. 72].
Налоговые доходы также разделяются на доходы Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов.
Доходы Государственного бюджета Украины формируются за счет:
-
налога на добавленную
-
поступлений от
-
взносов в Пенсионный фонд,
фонд социальной защиты
- взносы в Государственный фонд содействия занятости населения и другие фонды, предусмотренные законодательством Украины;
- поступлений от внутренних займов;
-
превышения доходов над
-
возвращенных государственных
средств (процентов по
-
плата за специальное
К доходам республиканского бюджета Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских бюджетов относятся (Приложение А):
-
часть налогов на добавленную
стоимость, акцизный сбор, если
это предусмотрено Законом о
Государственном бюджете
- налог на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности этого уровня;
- часть подоходного налога с граждан;
-
отчисления, дотации и субвенции
из Государственного бюджета
Украины, плата за землю
в определенных процентах
В доходы районных, городских бюджетов согласно порядку, на условиях и в размерах, указанных законами Украины, зачисляются:
- налог на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности этого уровня;
- подоходный налог с граждан в размерах, определенных советом народных депутатов высшего уровня;
-
плата за землю в
размерах, установленных советом
народных депутатов высшего
- налог на недвижимое имущество граждан;
- местные налоги и сборы;
- часть доходов от приватизации государственного имущества, которая определяется советом народных депутатов высшего уровня;
- поступления от аренды целевых имущественных комплексов, которые находятся в коммунальной собственности этого уровня;
- отчисления, дотации и субвенции, полученные из бюджета высшего
уровня;
Доходы районных в городе бюджетов практически не отличаются от доходов районных бюджетов.
Доходы
городских и сельских бюджетов
также устанавливаются в зависимости
от налога на прибыль предприятий и
организаций коммунальной собственности
этого уровня; налога на прибыль
с граждан в процентном отчислении;
плата за землю в размере, предусмотренном
законодательством; местных налогов и
сборов, а также отчислений,
дотаций и субвенций, полученных
из бюджета высшего уровня; других поступления.
2.3.
Роль и влияние налогов на
экономику Украины
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Именно налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов государственного стимулирования научных исследований в промышленности. Если государственное финансирование научных исследований непосредственно влияет на направление вложения средств, то налоговые мероприятия косвенно стимулируют использование предпринимательского дохода на эти же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия для его движения. Государство помогает промышленности поддерживать себя.
Получаемые
средства из прямых налогов используются
на целевые программы
К косвенным налогам относятся такие налоги, как акцизы, пошлины, налоги с добавленной стоимости и т.д. Существует мнение, что введение пошлин или акцизов защищает местное производство, увеличивая цены на импортируемые товары.
Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц.
Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.
Нормально
функционирующая система
Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься ими с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.
Как
мировой, так и отечественный
опыт свидетельствуют о
Переход от нормативов отчислений, от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.
А
фиксированный размер ставок и их
относительная стабильность способствует
развитию предпринимательской
Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему экономических отношений, основанную на действии, прежде всего, закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.
Налоговая система в Украине в большой степени определяет возможности формирования у субъектов хозяйствования конкурентных преимуществ. Это обуславливает особую роль налогообложения в обеспечении устойчивой конкурентной позиции национальных товаропроизводителей. На сегодня же налоговая система в Украине не является инструментом повышения конкурентоспособности государства и не способствует росту инновационно - инвестиционной активности субъектов хозяйствования. Поэтому целью налоговой реформы в Украине на период до 2015 г. является приведение отечественной системы налогообложения в соответствие с приоритетами государственной политики экономического развития страны, одним из которых выступает повышение конкурентоспособности национальной экономики [46]. Вместе с тем Концепция не в полной мере реализует регулятивный потенциал налоговой политики в этом направлении, в силу чего нуждается в определенных дополнениях и уточнениях, которые возможно и необходимо сделать в процессе доработки и реализации Налогового кодекса Украины. При реформировании налоговой системы важно также понимать, что налоговая политика является составляющей единой концепции макроэкономического регулирования.