Налоговая система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:
1. Рассмотреть сущность налогов и налоговой системы.
2. Определить принципы налоговой системы государства.
3. Исследовать развитие налоговой системы Украины.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     3. Для повышения эффективности  и деятельности налоговых мер  Государственной налоговой администрацией  была разработана Программа модернизации  налоговой службы Украины и создан Департамент развития и модернизации государственной налоговой службы.

     4. Для обеспечения квалифицированной  деятельности налоговых органов  была разработана система подготовки  и переподготовки кадров для  налоговых инспекций и создано  высшее учебное заведение – Академия государственной налоговой службы Украины, которая обучает будущих налоговиков.

     5. Государственная налоговая администрация  с 1997 года участвовала в разработке  и принятии более двухсот проектов  нормативно-правовых актов по  реализации общих заданий экономической политики Украины.

     6. Президентом Украины 13 июля 2000 года был подписан Указ «Положение о Государственной налоговой администрации Украины», в котором официально определено, что Государственная налоговая администрация обеспечивает реализацию единой государственной налоговой политики.

     7. Государственная налоговая администрация  в 2005 году потеряла самостоятельность  в решении организационных и  финансовых вопросов и была  возвращена в состав Министерства  финансов Украины [5, c. 26]. 
 
 

     2.2. Налоговые поступления в государственный  бюджет Украины 

      Доходы  государственного бюджета – это  часть централизованных финансовых ресурсов государства, которые определены соответствующими нормативными актами и нужны для выполнения его  функций. Поступления в государственный бюджет могут формироваться на налоговой и неналоговой основе,  также за счет бесповоротных начислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством [8, c. 64].

      Налоговые поступления – это обязательные бесповоротные платежи в бюджет. Все другие поступления являются неналоговыми.

      Доходная  часть бюджета в основном формируется  за счет налоговых поступлений –  налогов, сборов и обязательных платежей. Состав доходов государственного бюджета  определяется Бюджетным кодексом Украины и законами о государственном бюджете на соответствующий год. 

Рис. 2.1. Динамика доходов государственного бюджета, тыс. грн

     Налоговые доходы общего фонда государственного бюджета включают (Приложение А):

     1. Налог на добавленную стоимость;

  1. Налог на прибыль предприятий;
  2. Сбор за специальное водопользование;

      4. Сбор за специальное использование  лесных ресурсов государственного  значения;

      5. Платежи за пользование недрами  общегосударственного значения;

      6. Сбор за геологоразведывательные  работы, выполненные за счет

государственного  бюджета Украины;

     7. Акцизный сбор с произведенных  в Украине товаров;

    8. Акцизный  сбор с ввезенных на территорию  Украины товаров;

  1. Ввозная пошлина;
  2. Рентная плата за нефть, природный газ, газовый конденсат, которые

добываются в Украине;

  1. Рентная плата за транзитную транспортировку природного газа;
  2. Рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов

магистральными  нефтепроводами и продуктопроводами;

  1. Рентная плата за транзитную транспортировку аммиака;
  2. Вывозная пошлина;

   15. Единый сбор, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

  16. Другие налоги, сборы и обязательные платежи, которые подлежат

зачислению  в государственный бюджет Украины [8, c. 72].

     Налоговые доходы также  разделяются  на доходы  Государственного  бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов.

     Доходы  Государственного бюджета Украины  формируются за  счет: 

     - налога на добавленную стоимость,  акцизного сбора, налога на  прибыль предприятия всех форм собственности и подчинения, кроме  коммунальных,  в  размерах, определенных Законом о Государственном бюджете Украины на следующий  год;

     - поступлений от внешнеэкономической  деятельности, доходов от приватизации  государственного имущества, а также от его реализации,  кредитной оплаты за аренду имущества целевых имущественных комплексов  общегосударственной собственности;

     - взносов  в  Пенсионный  фонд,  фонд социальной защиты населения;

     - взносы в Государственный фонд  содействия занятости населения и другие фонды, предусмотренные  законодательством Украины;

     - поступлений  от внутренних  займов;

     - превышения доходов над расходами   Национального  банка Украины;

     - возвращенных  государственных   средств  (процентов  по государственным  займам  и кредитам,  и возвращенным  займам); 

     - плата  за специальное  использование  природных ресурсов и других  доходов, установленных законодательством  Украины.

     К  доходам  республиканского  бюджета  Автономной  Республики  Крым, областных, Киевского и  Севастопольского городских  бюджетов  относятся (Приложение А): 

     - часть  налогов  на  добавленную   стоимость,  акцизный  сбор, если  это предусмотрено Законом о  Государственном бюджете Украины  на следующий год;

     - налог на прибыль предприятий   и  организаций  коммунальной собственности этого уровня;

     - часть подоходного налога с  граждан; 

     - отчисления,  дотации  и субвенции   из  Государственного  бюджета  Украины,  плата  за землю  в определенных процентах отчислений  и  другие  поступления,  установленные  законодательством [8, c.73].

     В доходы районных, городских бюджетов согласно порядку, на условиях и в  размерах, указанных законами Украины,  зачисляются: 

     - налог  на  прибыль предприятий   и  организаций  коммунальной  собственности  этого уровня;

     - подоходный налог с граждан  в  размерах,  определенных  советом народных депутатов высшего  уровня; 

     - плата  за  землю  в   размерах,  установленных советом  народных депутатов высшего уровня;

      - налог на недвижимое  имущество  граждан; 

      - местные  налоги  и  сборы; 

     - часть доходов от приватизации  государственного  имущества, которая  определяется советом народных  депутатов высшего уровня;

  - поступления от  аренды  целевых имущественных комплексов, которые находятся в коммунальной собственности этого уровня;

      - отчисления, дотации и субвенции, полученные из  бюджета  высшего

уровня;

     Доходы  районных  в  городе  бюджетов  практически  не  отличаются  от доходов районных бюджетов.

     Доходы  городских  и  сельских  бюджетов  также  устанавливаются в зависимости от налога на прибыль предприятий и  организаций  коммунальной собственности этого уровня; налога на  прибыль  с  граждан  в  процентном отчислении; плата за землю в размере, предусмотренном  законодательством; местных налогов и  сборов,  а  также  отчислений,  дотаций  и  субвенций, полученных из бюджета высшего уровня; других поступления. 
 

     2.3. Роль и влияние налогов на  экономику Украины 

     В рыночной экономике налоги выполняют  столь важную роль, что можно с  уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

    Именно  налоговая система является одним  из наиболее действенных инструментов государственного стимулирования научных  исследований в промышленности. Если государственное финансирование научных исследований непосредственно влияет на направление вложения средств, то налоговые мероприятия косвенно стимулируют использование предпринимательского дохода на эти же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия для его движения. Государство помогает промышленности поддерживать себя.

     Получаемые  средства из прямых налогов используются на целевые программы правительства  в области социальных вопросов и  медицины, образования и военной безопасности.

     К косвенным налогам относятся  такие налоги, как акцизы, пошлины, налоги с добавленной стоимости  и т.д. Существует мнение, что введение пошлин или акцизов защищает местное  производство, увеличивая цены на импортируемые  товары.

     Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц.

     Налоги  относятся к классу экономических  нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.

     Нормально функционирующая система налогов  является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности, преследуется государством.

     Повышение роли налогов в нашей стране, превращение  их в основной способ изъятия части  доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься ими с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

     Как мировой, так и отечественный  опыт свидетельствуют о преимуществах  налоговой системы перед любой  другой формой изъятия части доходов  граждан и предприятий в государственный  бюджет.

     Переход от нормативов отчислений, от прибыли  в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

     А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование  ее результатов.

     Налоги  органически вписываются в формируемую в нашей стране систему экономических отношений, основанную на действии, прежде всего, закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

     Налоговая система в Украине в большой  степени определяет возможности  формирования у субъектов хозяйствования конкурентных преимуществ. Это обуславливает  особую роль налогообложения в обеспечении  устойчивой конкурентной позиции национальных товаропроизводителей. На сегодня же налоговая система в Украине не является инструментом повышения конкурентоспособности государства и не способствует росту инновационно - инвестиционной активности субъектов хозяйствования. Поэтому целью налоговой реформы в Украине на период до 2015 г. является приведение отечественной системы налогообложения в соответствие с приоритетами государственной политики экономического развития страны, одним из которых выступает повышение конкурентоспособности национальной экономики [46]. Вместе с тем Концепция не в полной мере реализует регулятивный потенциал налоговой политики в этом направлении, в силу чего нуждается в определенных дополнениях и уточнениях, которые возможно и необходимо сделать в процессе доработки и реализации Налогового кодекса Украины. При реформировании налоговой системы важно также понимать, что налоговая политика является составляющей единой концепции макроэкономического регулирования.

Информация о работе Налоговая система Украины