Налоговая система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:
1. Рассмотреть сущность налогов и налоговой системы.
2. Определить принципы налоговой системы государства.
3. Исследовать развитие налоговой системы Украины.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Срок  уплаты налога — срок, в который  должен быть уплачен налог и который  оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

     Единица обложения — единица измерения  объекта. Для подоходного налога – это денежная единица страны, для земельного налога - гектар, акр.

      При установлении акцизов на бензин в  качестве единицы налогообложения  могут фигурировать литр, галлон, баррель и т.д. При налогообложении прибыли и доходов единицей налогообложения выступает национальная денежная единица.

    Налоговый оклад представляет собой сумму  налога, уплачиваемую

налогоплательщиком  с одного объекта обложения.

    Налоговая база - стоимостная, физическая или  иная характеристика

объекта налогообложения.

     Налоговая база конкретного налога определяется, исходя из принятых в налоговой системе  страны масштаба налога и единицы  налога и, как правило, индивидуальна  для каждого вида налога.

     В зависимости от выбранного масштаба налога налоговые базы подразделяются на:

     - налоговые базы со стоимостными  показателями (например, для исчисления  налога на имущество юридических  или физических лиц используется  стоимость имущества);

     - налоговые базы с объемно-стоимостными  показателями (например, для исчисления  НДС используется объем реализованной  продукции);

     - налоговые базы с физическими  показателями (например, при исчислении  налога на пользователей недр  используется объем добытого сырья).  
 
 

     1.3. Принципы налогообложения 

     Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить основные принципы  налогообложения,  которые сформулировал  Адам Смит в форме 4 положений, 4 основополагающих, ставших  классическими  принципами [28, c. 16]. 

     Они сводятся к следующему:

     1. Подданные  государства  должны  участвовать  в  покрытии  расходов правительства, каждый  по возможности, т.е. соразмерно  доходу,  которым  он пользуется  под  охраной  правительства.  Соблюдение  этого  положения или пренебрежение  им  ведет  к  так  называемому  равенству или неравенству обложения.

     2. Налог,  который  обязан  уплачивать  каждый,  должен быть точно  определен, а не произведен. Размер  налога, время и способ его  уплаты  должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

     3. Каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом,  какие наиболее удобны для  плательщика...

     4. Каждый налог должен быть устроен  так, чтобы он извлекал  из  кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

     Сегодня эти принципы расширены  и  дополнены  в  соответствии  с  духом нового времени. Современные принципы налогообложения  получились таковы:

     1. Уровень  налоговой ставки  должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода  должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший  процент  от  него уплачивается в виде налога). Принцип  этот  соблюдается  далеко  не  всегда, некоторые налоги во многих странах  рассчитываются  пропорционально  (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

     2. Необходимо  прилагать  все   усилия,  чтобы  налогообложение   доходов носило однократный характер.  Многократное  обложение  дохода  или  капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в  развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило  по  нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом  всего один раз вплоть до его реализации.

     3. Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа.

     4. Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми,  понятными и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений,  собирающих налоги.

     5. Налоговая  система  должна  быть  гибкой  и  легко   адаптируемой  к меняющимся  общественно-политическим  потребностям.

     6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики [23, с. 119].

     Кроме того, схема уплаты налога должна  быть  доступна  для  восприятия налогоплательщика, а объект налога  должен  иметь  защиту  от  двойного  или тройного обложения.

     Принципы  построения и назначения налоговой системы нашего государства закреплены в Законе Украины «О системе налогообложения» от 18.02.1997г.:

     1. Стимулирование предпринимательской  производственной деятельности  и инвестиционной активности  – предполагает введение льгот  по налогообложению прибыли, направленной на развитие производства (или – формирование экономических и правовых интересов в осуществлении определенной деятельности);

     2. Обязательность – введение норм  уплаты налогов и др. обязательных  платежей, определенных на основе достоверных данных, и установление ответственности плательщиков налогов за нарушение налогового законодательства;

     3. Равнозначность и пропорциональность  – обеспечение уплаты равных  налогов и сборов на равную  прибыль и пропорционально больших  налогов и сборов – на большие доходы;

     4. Равенство, недопущение каких-либо  проявлений налоговой дискриминации  – предполагает одинаковое отношение  к субъектам хозяйствования при  определении обязанностей по  уплате налогов и сборов;

     5. Социальная справедливость –  обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев общества на основе введения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие доходы;

     6. Стабильность – предполагает  неизменность основных налоговых  платежей, их ставок, а также и налоговых льгот на протяжении бюджетного года;

     7. Экономическая обоснованность –  предполагает установление налогов  и сборов на основе показателей  развития национальной экономики  и финансовых возможностей, учитывая  необходимость сбалансированности  расходов бюджета с доходами;

     8. Равномерность уплаты – установление  таких сроков уплаты налогов  и сборов, которые обеспечат своевременность  поступления средств в бюджет;

     9. Компетенция – установление и  отмена налогов является прерогативой  ВРУ и советов соответствующих уровней;

     10. Единый подход – предполагает  обеспечение единого подхода  к разработке налогового законодательства;

      1. Доступность – удобство для плательщиков норм налогового законодательства.
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 2. СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

     НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ 
 
 

     2.1. Характеристика этапов становления  налоговой системы Украины 

      Возрождение налоговых отношений в Украине  началось в 1991 году с принятием Закона УССР «О системе налогообложения», в котором были заложены основные принципы построения налоговой системы.

      Первые  попытки создания собственной налоговой  системы были сделаны в 1990 году, когда  начали зарождаться предпринимательство, новые формы собственности и  разные формы организации производства. В это время на базе региональных отделений государственных доходов в финансовых органах были созданы налоговые инспекции, которые подчинялись Министерству финансов Украины. Но с разрастанием количества потенциальных производителей продукции и с увеличением объемов реализации продукции, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках попытки хаотичного усовершенствования структуры налоговых органов не давали позитивных результатов, что привело к развитию теневого бизнеса, который содействовал значительному вывозу за пределы Украины ее национального богатства.

      Поэтому целенаправленное формирование собственной  налоговой системы в Украине  началось с 1992 года, и условно процесс  становления налоговой системы  Украины можно разделить на 3 этапа: I этап – 1992-1993 годы; II этап – 1994-1999 годы; III этап – 2000 год – по сегодняшний день                                                                                                                                                                            [5, c.25]. 

      I этап – появление новых видов налогов: налог на доход, НДС. Сформированы 3 концепции перспективного развития налоговой системы Украины:

      Первая  концепция – налогообложение  объемов реализации, по которым за отчетный период поступила оплата за счет продавца, по системе дифференцированных ставок, в зависимости от сферы и вида деятельности.

      Вторая  концепция. Основоположники: Главная государственная налоговая инспекция, Министерство финансов и Министерство экономики Украины. Основа концепции – это существование налога на прибыль по единой ставке, равной 30-35% с льготами для инвестиционной деятельности; уменьшение ставки по налогу на добавленную стоимость до 20%; четкое разграничение налогов на общегосударственные и местные; переход в налогообложении физических лиц к совокупному годовому доходу как объекта налогообложения.

      Третья  концепция. Основатель этой концепции Украинский союз промышленников и предпринимателей. Она аналогична со второй концепцией, но акцент поставлен на значительные приоритеты для производителей продукции и товаров.

      До  начала 1993 года налоговая система развивалась согласно второй концепции. В 1993 году были приняты два закона – «О налоге на прибыль» и «О налогообложении доходов предприятий и организаций», ставки по этим налогам соответствовали нормам первой концепции, что значительно увеличило налоговое бремя для производителя.

      II этап - сформированы четкие налоговые механизмы, к существующим налогам добавился налог на промысел, окончательно узаконена система местных налогов и сборов с принятием Декрета КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.1993 года. Внесены изменения и дополнения в Закон Украины «О системе налогообложения», приняты в 1997 году Закон Украины  «О налогообложении прибыли предприятий» и «О налоге на добавленную стоимость».

      III этап – стал действительным Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами» в 2001 году, с 2004 года вступил в силу Закон Украины

«О налоге с доходов физических лиц», внесены  изменения в Закон  «О налогообложении  прибыли предприятий», которым уменьшена ставка налога до 25%. Прошли и другие прогрессивные изменения в направлении уменьшения налогового бремени.

     Созданию  и функционированию современной  управленческой и организационной  структуры налоговой системы  способствовали такие официальные меры органов власти Украины:

     1. Президентом Украины был подписан 22 августа 1996 года Указ «О создании Государственной налоговой администрации Украины и местных государственных налоговых инспекций», 30 октября 1996 года – Указ «Вопрос государственных налоговых администраций». Согласно с этими правовыми актами налоговая служба Украины официально приняла организационную и управленческую определенность. Это означало, что налоговая служба стала самостоятельным и независимым органом государственной исполнительной власти, она имела жесткую вертикальную управленческую и организационную структуру и представляла исключительно государственные интересы.

     2. Тесная взаимосвязь налоговых  органов и Министерства внутренних  дел Украины была официально  признана с созданием в июле 2001 года Департамента борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Информация о работе Налоговая система Украины