Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:18, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются налоги. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………стр.3
Глава I. Теоретические основы и общие положения налоговой системы РФ
1.1. Понятие налоговой системы РФ ….......................................................стр.5
1.2. Основные принципы построения налоговой системы в
экономике России……………………………………………………...…..стр.6
1.3. Налоги: виды, функции и их структура, налогоплательщики..….…стр.9
Глава II. Налоговая реформа и налоговая политика в РФ
2.1. Понятие и сущность налоговой реформы………………………..…стр.17
2.2. Направления налоговой реформы, ее нынешнее состояние и прогнозы………………………………………………………..................стр.19
2.3. Особенности налоговой политики в РФ………………………….…стр.24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………….стр.41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………стр.44
Изменения, вносимые в НК РФ с 2011 года, не столь многочисленны, однако способствуют совершенствованию налогообложения в части отдельных видов налогов, повышению ответственности за нарушение требований законодательства и предоставляют некоторые преимущества организациям-
Рейтинг позитивных и негативных событий 2010 года в налоговой сфере.
«Происходившее в 2010 году можно бы назвать настройкой и отладкой налоговой системы после ее многолетней реформы, если бы не ряд новых тенденций, — обращают внимание юристы. — Тенденции эти не могут не беспокоить: законы об очередных налоговых новациях публикуются в последние дни года, повышаются ставки налогов, появляются новые налоги, а некоторые существующие выводятся из-под действия Налогового кодекса. Все это может означать отказ от целей налоговой реформы, начавшейся в России более 10 лет назад».
Не сдвинулось с мертвой точки в 2010 году исполнение поручения президента Минфину о подготовке законопроекта по борьбе с налоговыми злоупотреблениями. «Судебная практика по-прежнему движется на ощупь, ориентируясь на постановление пленума[20] ВАС РФ[21] № 536[22], которое постепенно отстает от реалий сегодняшнего дня».
По их словам, в штыки воспринял бизнес постановление правительства о сборе средств для выплаты вознаграждения авторам.
Напомним, что 1% от таможенной стоимости или цены реализации дисков, компьютеров, мобильных телефонов и другой техники должен уплачиваться производителями или импортерами в пользу авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм, предназначенных для частного прослушивания гражданами.
«Поскольку с «конечных потребителей» музыкальной и другой подобной продукции собрать средства невозможно, облагаются «подступы» к ним, — комментирует новацию управляющий партнер компании Сергей Пепеляев[23]. — Надо сказать, что давно не выходило такого юридически неточного и непроработанного документа, открывающего простор своеволию и бесконтрольному расходованию частными лицами средств, принудительно собранных с бизнеса. Непонятно, как по прошествии 20 лет развития современной налоговой системы с ее утвердившимися принципами можно прибегать к феодальным институтам кормления, раздавая доходные источники «государевым людям»? Видимо, не скоро еще слова об уважении частной собственности будут совпадать с практическими поступками наделенных властью лиц».
«Никого не радует» также упорный отказ правительства России отменить свое решение о повышении ставок страховых взносов с 26% до 34% фонда оплаты труда, добавляют авторы рейтинга.
Аргументированную, по их мнению, критику специалистов вызвал и ряд постановлений Высшего арбитражного суда (ВАС) России: о законности штрафа за несвоевременную подачу расчетов авансовых платежей по налогу на прибыль, о применении расчетного метода исчисления налогов, о неприменении судебного порядка взыскания с налогоплательщика до начисленных сумм в случаях фактического признания налоговым органом сделок мнимыми или притворными.
Не в пользу налогоплательщиков президиум ВАС решил, что у налогового органа отсутствует обязанность приглашать налогоплательщика на рассмотрение апелляционной жалобы и нет оснований для взыскания в качестве убытков расходов налогоплательщика на подготовку возражений на акт налоговой проверки.
2.3. Особенности налоговой политики в РФ
Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.
Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
Задачи налоговой политики сводятся:
обеспечению государства финансовыми ресурсами;
созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
Особенность налоговой политики состоит в ее налоговом планировании.
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
Первое направление налогового планирования можно определить как организацию деятельности предприятия таким образом, чтобы минимизировать налоговые обязательства на стабильный период без нарушения закона.
Второе направление налогового планирования - выбор между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещения его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового планирования лежит максимально и правильное использование всех установленных законом льгот, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.
Налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий минимизировать ограничения его собственности. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве ”презумпцией” облагаемости" налогоплательщика, что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением прямо перечисленных в законе.
Следует разграничивать уклонение от уплаты Налогов, обход налогов и налоговое планирование. Как уклонение от уплаты налогов и обход налогов, так и налоговое планирование появились в мировой практике вслед за формированием налогового права.
Уклонение от уплаты налогов, как правило, осуществляется путем незаконного использования предприятием налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов и сокрытием доходов, не предоставления или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Таким образом, при уклонении от уплаты налогов предприятия или физические лица являются налогоплательщиками по закону, но уменьшают свои налоговые обязательства либо вообще не уплачивают налоги или уплачивают их не должным образом, используя способы, прямо или косвенно запрещенные законом.
В международном налоговом планировании под уклонением от уплаты налогов понимают уменьшение налоговых обязательств незаконными средствами, когда налогоплательщик уплачивает налоги в меньшем размере, чем это установлено законом. Именно элемент незаконного уменьшения налоговых обязательств позволяет разграничить уклонение от уплаты налогов и налоговое планирование.
Обход налогов — это такая ситуация, в которой предприятие или физическое лицо не является налогоплательщиком либо в силу того, что его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо получает доходы, не облагаемые налогами, либо из-за отсутствия регистрации в налоговых органах. Представляется, что можно разделить понятие обхода налогов на две части. Первый способ обхода налогов — уклонение от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам. Второй способ обхода налогов предусматривает использование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предприятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов, является налоговым правонарушением.
Налоговое планирование или действия, направленные на законный обход налогов (имеется в виду первый способ обхода налогов), а также правомерное использование всех допускаемых законом налоговых льгот или применение специальных приемов уменьшения налоговых обязательств плательщика при их осуществлении законными способами не могут быть поводом для применения к плательщику штрафных санкций, как правило, независимо от отношения к ним налоговых органов.
Уклонение от уплаты налогов, обход налогов и налоговое планирование, а также уплата налогов в соответствии с законом без применения специальных мер по снижению налоговых обязательств плательщика являются по существу моделями поведения налогоплательщика. При этом бесспорное преимущество налогового планирования состоит в том, что цели минимизации налоговых обязательств достигаются без нарушения законов.
Возможности обхода налога могут определяться рядом факторов. Во-первых, спецификой объекта налогообложения (законодательство большинства стран не облагает налогами доходы, вложенные в государственные ценные бумаги, что создает возможность укрыть значительные суммы от налога). Во-вторых, спецификой субъекта налога, в основе которой лежит принцип предоставления налоговых льгот малым предприятиям, некоммерческим, благотворительным и подобным организациям. В-третьих, определенные возможности для обхода налога предоставляют особенности метода обложения, способа исчисления и уплаты налога, лежащие в основе определения суммы налога (прогрессивное налогообложение иногда предоставляет значительные преимущества по сравнению с пропорциональным, а кадастровое обложение особенно выгодно при высоком уровне инфляции ).
Кроме того, широкие возможности для обхода и легального уменьшения налогов существуют при использовании “налоговых убежищ” Известно, что в налоговых режимах для отдельных видов деятельности между налоговыми юрисдикциями отдельных стран существуют отличия иногда весьма существенные. При этом страна в которой налоговый режим для отдельных видов деятельности более льготный, и является по сути “налоговым убежищем”. Следует отметить, что практически для любой страны можно назвать вид деятельности (или организационно-правовую форму), в отношении которой она бы выступала как “налоговое убежище”.
Налоговое планирование — процесс творческий, который зависит от состояния налогового законодательства в стране, ее налогового климата (основных направлений бюджетной, инвестиционной и налоговой политики, состояния правопорядка), законодательных, административных и судебных мер, находящихся в распоряжении налоговых органов и направленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов, состояния правовой культуры налогоплательщиков, а также от профессионализма налоговых консультантов. Большинство российских бухгалтеров редко используют метод налогового планирования в своей деятельности в связи с частыми и непредсказуемыми изменениями налогового законодательства, в лучшем случае осуществляют прогнозирование получения доходов и их налогообложение.
Только тогда, когда налоговое законодательство станет стабильным, налоговое планирование будет неотделимо от общей предпринимательской деятельности, станет непременным и непосредственным элементом на всех ее уровнях и этапах.
Стратегия и тактика налоговой политики
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи: