Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:18, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются налоги. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………стр.3
Глава I. Теоретические основы и общие положения налоговой системы РФ
1.1. Понятие налоговой системы РФ ….......................................................стр.5
1.2. Основные принципы построения налоговой системы в
экономике России……………………………………………………...…..стр.6
1.3. Налоги: виды, функции и их структура, налогоплательщики..….…стр.9
Глава II. Налоговая реформа и налоговая политика в РФ
2.1. Понятие и сущность налоговой реформы………………………..…стр.17
2.2. Направления налоговой реформы, ее нынешнее состояние и прогнозы………………………………………………………..................стр.19
2.3. Особенности налоговой политики в РФ………………………….…стр.24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………….стр.41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………стр.44
44
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы и общие положения налоговой системы РФ
1.1. Понятие налоговой системы РФ ….............................
1.2. Основные принципы построения налоговой системы в
экономике России……………………………………………………...…
1.3. Налоги: виды, функции и их структура, налогоплательщики..….…стр.9
Глава II. Налоговая реформа и налоговая политика в РФ
2.1. Понятие и сущность налоговой реформы………………………..…стр.17
2.2. Направления налоговой реформы, ее нынешнее состояние и прогнозы……………………………………………………….
2.3. Особенности налоговой политики в РФ………………………….…стр.24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………стр.44
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются налоги. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, налоговую систему. Государственный бюджет и налоги, являются главными средствами мобилизации и расходования ресурсов государства, дают политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. В связи с этим , целью работы является изучение основных перспектив развития налоговой политики России, и ее влияние на экономическое развитие
Также необходимо выделить стоящие перед нами задачи:
1. Анализ теоретических основ и общих положений налоговой системы в РФ;
2. Подробное изучение системы налогов: их виды, функции, а также структуру;
3. Выполнение практического задания: с приведением примеров и сопоставлением графических, табличных данных налоговой системы РФ.
Если правильно выбраны цели и задачи, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще. Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике.
В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна. Эти факты определяют актуальность выбранной темы данной курсовой работы.
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1. Понятие налоговой системы РФ
Налоговая система РФ[1] — совокупность налогов, сборов пошлин и платежей (более 180 различных сборов и видов налогов), взимаемых с юридических и физических лиц. Все они поступают в бюджет РФ. Кроме того, существует около 20 внебюджетных фондов, на долю которых приходится 46% от общей суммы изъятий, причем 60% из них приходится на социальные фонды.
В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.
Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ[2]).
Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 3 НК РФ[3]):
1) виды налогов и сборов;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
4) права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
7) порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.
1.2. Основные принципы построения налоговой системы
в экономике России
Основы функционирования национальной системы налогообложения следует рассматривать в зависимости от состояния экономического базиса и общественно-политической надстройкой в переходный к рынку период. При этом особое место в создании налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения. Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС[4], где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП[5] и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты. На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:
1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов ( юридических лиц ). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного ( постепенного ) переноса налогового бремени на граждан;
2. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
3. Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ[6] снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.
4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.
5. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
6. Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.
7. Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.
Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
1.3. Налоги: виды, функции и их структура, налогоплательщики
Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица — предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны.
Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.
Налоги выполняют такие функции как фискальную, регулирующую, социальную.
1) Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их прогресса. С поддержкой реализации предоставленной функции на практике создаются государственные финансовые ресурсы и возникают физические обстоятельства для функционирования государства.
Основная задача осуществления фискальной функции - снабжение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция гарантированного участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
Термин "фискальная функция" широко распространен во всем мире, поэтому такое название этой функции налогов, по нашему мнению, возможно сохранить и для России.
2) Регулирующая функция позволяет изменять доходы разных групп населения. Она нацелена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности изготовителей различных товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и консультации.
Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только в области производства, но и в сфере обмена и потребления. Эта функция демонстрирует общие функции управления экономикой государством, планирование, координацию, организацию, стимулирование и контроль.
3) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом большая их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.