Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:18, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются налоги. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………стр.3
Глава I. Теоретические основы и общие положения налоговой системы РФ
1.1. Понятие налоговой системы РФ ….......................................................стр.5
1.2. Основные принципы построения налоговой системы в
экономике России……………………………………………………...…..стр.6
1.3. Налоги: виды, функции и их структура, налогоплательщики..….…стр.9
Глава II. Налоговая реформа и налоговая политика в РФ
2.1. Понятие и сущность налоговой реформы………………………..…стр.17
2.2. Направления налоговой реформы, ее нынешнее состояние и прогнозы………………………………………………………..................стр.19
2.3. Особенности налоговой политики в РФ………………………….…стр.24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………….стр.41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………стр.44
Значение социальной функции налогов резко растет в период экономических кризисов, когда подавляющая часть населения нуждается в социальной защите.
4) Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря этой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику;
5) распределительная функция - необходимое дополнение контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте;
Налогоплательщики
Налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и налоговых представителей можно назвать обязанными лицами, то есть это такие субъекты налоговых правоотношений, которые в основном несут обязанности. И основная обязанность - обязанность по уплате налогов, тогда как другую сторону налоговых правоотношений - сторону государства - представляют налоговые органы и приравненные к ним таможенные органы. И это управомоченная сторона.
Ст.19 Налогового Кодекса [7]не дает определение, но указывает на тех лиц, которые признаются на сегодняшний день налогоплательщиками. Таковыми являются физические лица и организации. При этом организации и физические лица раскрываются в ст.11 НК[8]. И здесь важно, что эта статья на самом деле воспроизводит положение Гражданского кодекса.
Отсюда вытекает, что государственные органы налогоплательщиками не являются и являться не могут. Не говоря о здравом смысле, но даже чисто из формального момента из ст.19 они не могут являться налогоплательщиками, потому что они не подпадают ни под понятие физических лиц, ни под понятие организаций, поскольку организации расшифровываются в ст.11, как юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а на сегодняшний день юридические лица создаются только в соответствии с гражданским законодательством.
А государственные органы создаются вовсе не в соответствии с ГК РФ[9], а в соответствии с иными законодательными актами. Поэтому государственные органы никаким образом налогоплательщиками быть не могут. Но государственные органы могут выступать налоговыми агентами.
Виды налогов
Современная налоговая система включает различные виды налогов.
1) По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; налог с прибыли корпораций; имущественный налог (уплачивается как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом; налог с наследства и др. Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что их уплачивают не все граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
2) Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
3) В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов федерации и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием, к ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы па нефть, природный газ и др. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.
4) В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают: твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти); пропорциональные - налоговая ставка остается неизменной независимо от размеров дохода; прогрессивные - ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивные - ставка налога понижается по мере возрастания дохода.
Структура
В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основными элементами налога являются:
объект (предмет) налогообложения;
налоговая база;
источник налога;
налоговая ставка;
единица обложения (налога);
налоговый оклад;
сумма налога;
налоговая льгота;
порядок исчисления налога;
налоговый период;
порядок и сроки уплаты налога и др.
Объект (предмет) налогообложения - это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, государственная пошлина).
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.
Источник налога - доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).
Налоговая ставка - размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.
Налоговый оклад - сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет.
Единица (масштаб) налога - единица измерения объекта (предмета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения.
Сумма налога - сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.
Налоговая льгота - снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.
Налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.
Элементы налога составляют структуру налога, каждая характеризуется:
зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные виды доходов;
влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога;
зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);
зависимостью колебания самих налогов (налоговых ставок) от изменения параметров элементов налога и т.д.
Глава II. НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РФ
2.1. Понятие и сущность налоговой реформы
Налоговая реформа – это реформа в системе налогообложения, отмена старых, принятие новых, видоизменение уже существующих налогов. Причем в первую очередь, конечно, государство преследует цель пополнения бюджета, чтобы не было его дефицита.
1 апреля 2011 года – вступают в действие новые налоговые реформы. Теперь вступают в действие новые налоговые реформы. Согласно нового закона, налог на доходы снижается с 25% до 23%, а также появляется возможность оформить «налоговые каникулы». Налогообложение предпринимателей и дальше будет снижаться до 17%, но это, как заверяет правительство – дело времени.
Но на этом реформы не остановились, теперь юридические лица не смогут оформлять свои поточные расходы за счет частных предпринимателей. Данная оговорка не может не сказаться на прибыли предпринимателей. Большие организации все с меньшей охотой будут обращаться к небольшим предприятиям, что может повлечь закрытие целых секторов бизнеса.
В тоже время, подобное нововведение, существенно снизит теневое прикрытие многих предприятий. Имея определенные доходы, юридические лица могли списывать часть на услуги «частников», тем самым избегая большой доли налога.
С «Налоговыми каникулами»[10] возникло еще больше споров. Вспоминая недавний законопроект про экспортный налог, когда из сотен тысяч заявок, положительный результат ощутили лишь не более 20-ти организаций. Кто будет получать такие каникулы, и как чиновник будет выбирать среди претендентов еще остается не понятно, но про спекуляции уже идут споры.
В настоящее время предполагается, что реформа ЕСН[11], ранее намечавшаяся на 2010 г., будет осуществляться поэтапно. С 2010 г. вместо действующего ЕСН с работодателей будут взиматься страховые взносы по единой ставке 26% с заработной платы, не превышающей 415 тыс. руб. в год. С 2011 г. планируется повысить единую ставку страховых взносов до 34%. В сложившихся кризисных условиях перенос планировавшегося ранее повышения «социальной нагрузки» для компаний с 2010 г. на 2011 г. является положительным решением. По оценке ИКСИ[12] на основе данных 2007 г., повышение страховых взносов с 26 до 34% фонда оплаты труда увеличило бы социальные взносы работодателей на 25%. При этом для добывающих отраслей промышленности рост «социальной нагрузки» составил бы 17,5%, а для обрабатывающих отраслей – 26-30%. Вместе с тем, поэтапная реализация реформы ЕСН не снимает проблемы повышения нагрузки на работодателей. При переходе к новой системе начисления социальных взносов в 2010 г. для ряда компаний «социальная нагрузка» будет увеличена, что усугубит и без того сложное их положение в условиях кризиса. Отмена сниженных ставок ЕСН (10% с зарплаты в пределах 280 – 600 тыс. руб. в год и 2% с зарплаты, превышающей 600 тыс. руб. в год) и переход к единой ставке 26% приведет к росту страховых взносов работодателей, выплачивающих заработную плату сотрудникам в диапазоне 23-60 тыс. руб. в месяц.
При повышении ставки страховых взносов с 26% до 34% в 2011 г. произойдет значительное повышение нагрузки на работодателей. Для заработной платы, не превышающей 23 тыс. руб. в месяц, рост страховых взносов по сравнению с существующим уровнем составит 31%, а для зарплаты с 23 до 60 тыс. руб. в месяц – 33-63%. Тем самым проводимая реформа может оказаться стимулом к распространению теневых форм оплаты труда.
Рисунок 1. Изменение страховых взносов компаний - работодателей в результате реформы ЕСН в зависимости от уровня зарплаты работника в 2010 г. и 2011 гг.
2.2. Направления налоговой реформы, ее нынешнее состояние и прогнозы
С 1 января 2011 г. вступил в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ. Основные нововведения коснулись отдельных видов налогов. По налогу на прибыль организация вправе осуществлять авансовые платежи раз в квартал, а не ежемесячно только в случае, если средняя квартальная выручка за предыдущие четыре квартала не превышала 10 млн. руб. Ранее предел суммы выручки устанавливался в размере 3 млн. руб. (п. 3 ст. 286). Стоимость амортизируемого имущества возрастет с 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб., соответственно именно эту сумму можно будет отнести к расходам, уменьшив налог на прибыль (п. 1 ст. 256)[13].
Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма НДФЛ[14] подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика и в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом такого заявления. В случае нарушения установленного срока на сумму излишне удержанного налога начисляются проценты (п. 1 ст. 231)[15].
Отменяется промежуточная отчетность по земельному и транспортному налогам. Если ранее декларация по ним предоставлялась в налоговый орган по истечении каждого отчетного периода, теперь декларацию требуется сдавать раз в год не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Исключены из НК РФ условие уплаты земельного налога на основании налогового уведомления и обязанность предоставления налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу по истечении отчетного периода (ст. 363.1, ст. 396-398).
Частично пересмотрен предельный размер процентов, учитываемых при начислении налога. При оформлении долгового обязательства в иностранной валюте предельная величина расходов, на которую будут уменьшены проценты, составит произведение ставки рефинансирования ЦБ РФ[16] и коэффициента 0,8. Это положение будет действовать до 31 декабря 2012 г. При оформлении долгового обязательства в рублях коэффициент останется равным 1,8 (п. 1.1. ст. 269)[17].
Установлена ответственность налогового органа в случае неправомерного вынесения решения о приостановлении операций по счетам организации в банке. За каждый календарный день, начиная с даты вынесения такого решения на сумму денежных средств, в отношении которой данное решение действовало, будут начисляться проценты, подлежащие уплате организации-налогоплательщику (п. 9.2. ст. 76)[18].
Изменения также затронули право налоговых агентов не предоставлять сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям. С 1 января 2011 г. организация обязана подавать сведения об индивидуальных предпринимателях, сотрудничающих с ней (п. 2 ст. 230)[19].