Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование системы налогов и сборов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- рассмотреть понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора.
- иследовать суть понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов»,
- рассмотреть основные черты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение 3
1. Экономико-правовые основы налоговой системы 5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 5
1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем 9

1.3 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 12

2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации 15
2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ 15

2.2. Механизм управления налоговой системой РФ 20

3. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования

налоговой системы Российской Федерации 26

3.1 Проблемы реформирования налоговой системы 26

3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы

Российской Федерации 28

Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     Российская  система налогообложения в части  соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

     Однако  необходимо особо отметить, что уровень  собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов.

     Исключительные  особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны - их доли в общей сумме налоговых поступлений.

     На  сегодняшний день российскую налоговую  систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.

     2.2 Механизм управления  налоговой системой  РФ

     Для повышения конкурентоспособности налоговой системы законодательство о налогах и сборах должно более активно реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения в результате белых пятен в законодательных нормах.

     Налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.

     Таким образом, налоговое администрирование  — это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Текущий и последующий мониторинг позволяет принимать управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы в целом и налоговых органов как ее части.

     Налоговое администрирование основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма заданное  законом  направление  и  координирует  налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке.

     Проблемы  российской административной системы заключаются в отсутствии надежных контактов с гражданами и организациями, в недоверии граждан к государственной службе и институту государства. Поэтому в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, «Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков».

     На  налоговые взаимоотношения плательщиков и государства непосредственно  влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы.

     Задачи  налогового администрирования предопределяются налоговой политикой. Налоговое администрирование как часть управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкретные задачи.

     Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое администрирование как постоянный процесс управления налогообложением. В последнее время говорят о добросовестном налогоплательщике, имея в виду налоговые отношения. Следовательно, это означает, что можно говорить и о добросовестном налоговом инспекторе. Но мы понимаем, что коррупционная составляющая повышается и административное давление в новых налоговых законопроектах увеличивается.

     Стабильность  налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы  компетенции центра и регионов при  принятии мер в области налоговой политики. Поэтому улучшение налогового администрирования будет происходить по нескольким направлениям, прежде всего это улучшение работы самих налоговых органов. Следует создать оптимальные структуры налоговых органов, специализированные налоговые инспекции, а также необходимо, чтобы налоговые органы качественно изменили взаимоотношения с налогоплательщиками. Для этого нужно более рационально организовать работу налоговых инспекций, свести к минимуму временные затраты налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовке и сдаче налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве.

     Новая редакция статей НК РФ о налоговых проверках сохраняет возможность фактически превращать камеральные проверки в выездные, не устанавливает четкого механизма взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допуская возможность злоупотреблений со стороны налоговиков. Поэтому главной составляющей налогового администрирования выступает налоговый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложения.

     Для повышения конкурентоспособности  налоговой системы крайне важно, чтобы налоговое администрирование строилось исключительно на нормах закона.

     Сегодня большое значение имеет прописывание процедур проведения налоговых проверок непосредственно в Налоговом кодексе. Недопустимо, что налоговое администрирование фактически превращается в отдельный вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем более опасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатах проведенных проверок, которые даже еще не предъявлены налогоплательщику, а соответственно не оспорены и не проверены.

     Качество  налогового администрирования прежде всего отражается на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Признавая необходимость развития услуг в области налогового консультирования, для построения отношений партнерства необходима разработка и законодательное утверждение процедуры согласования спорных или отсутствующих в действующем законодательстве положений. В самом общем виде данная процедура может состоять в следующем.

     1 Налогоплательщик посылает запрос  в налоговый орган на предварительное  разъяснение положений законодательства по налогам и сборам.

     2. Полученное разъяснение имеет определенную законом (НК РФ) юридическую силу.

     3. Учитывая содержание разъяснения,  налогоплательщик либо строго  следует ему и рассчитывает  на правовую защиту при налоговых проверках, либо имеет право в судебном порядке оспорить его до наступления события (проведения операции или проверки налогового органа).

     Министерством финансов РФ было разработано и сейчас активно воплощается в жизнь предложение о создании специальных аудиторских подразделений в налоговых органах. Эти структуры будут выполнять две функции: осуществлять работу с возражениями и жалобами налогоплательщиков и предварительное рассмотрение актов проведенных налоговых проверок.

     В совершенствовании налогового администрирования  заявлено несколько приоритетных направлений. Для начала следует существенно снизить налоговую нагрузку, далее обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов и придерживаться ее. Особая задача налогового администрирования — обеспечить стабильность и предсказуемость российской налоговой системы. Налоговое администрирование должно не ужесточать, а постоянно улучшать систему налогообложения в России.

     Создание  справедливой налоговой системы  государства — это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики.

     Таким образом, эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Такая политика должна на длительную перспективу ориентировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагрузку. Без улучшения налогового администрирования и контроля трудно рассчитывать на то, что будет развиваться конкуренция в стране.

        Выводы: 1. Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны.

    2. Построение налоговых администраций и контроль за их деятельностью – это необходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы. 
 
 
 
 

          3. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования

     3.1. Проблемы реформирования  налоговой системы 

     Во  всех развитых странах основными  стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста.

     В России определены приоритетные направления  налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов.

     Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической  политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С  другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

     Проводимая  в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.

     Необходимость проведения налоговых реформ объясняется  следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др. В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены тем, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

     Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:

  1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.
  2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.

     Таким образом, любая налоговая реформа  должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.

      3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации 

     На  современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется решению проблем  повышения эффективности налогового администрирования, в том числе  налогового контроля как главной его составляющей.

     В перспективах реформирования налоговой  системы РФ в качестве основной меры, предлагаемой к реализации в 2007 – 2009 гг. является разработка законопроекта  о налоговой амнистии.

     Президент предлагает следующие меры по совершенствованию налоговой системы, к которым относятся следующие:

  1. Целесообразно рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени
  2. Необходимо дифференцировать ставки акцизов на бензин, исходя из его качества, имея ввиду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации