Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование системы налогов и сборов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- рассмотреть понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора.
- иследовать суть понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов»,
- рассмотреть основные черты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение 3
1. Экономико-правовые основы налоговой системы 5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 5
1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем 9

1.3 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 12

2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации 15
2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ 15

2.2. Механизм управления налоговой системой РФ 20

3. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования

налоговой системы Российской Федерации 26

3.1 Проблемы реформирования налоговой системы 26

3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы

Российской Федерации 28

Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

      МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 

Специальность: «Финансы и кредит» 
 

Учебная дисциплина: «Налоги и налогооблажение» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

/на  переаттестацию/ 

На тему: «Налоговая система Российской Федерации» 
 
 
 
 

Студентка   Шерпа Ирина Сергеевна 
 

Руководитель______________________________________________________

(ученая  степень, звание, инициалы, фамилия) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург       2009 г. 

План 

Введение                                                                                                                   3 
        1. Экономико-правовые основы налоговой системы                                   5 
          1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства                      5 
          1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем                  9

          1.3 Правовые основы становления  и развития налоговой системы  РФ 12 

        2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации  15 
            2.1.
Характеристика элементов построения налоговой системы РФ  15

            2.2. Механизм управления налоговой системой РФ                             20

        3. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования

             налоговой системы Российской  Федерации                                         26 

            3.1 Проблемы реформирования налоговой  системы                             26

            3.2 Основные направления совершенствования  налоговой системы 

                   Российской Федерации                                                                      28                          

       Заключение                                                                                                     33 
       Список использованной литературы                                                           35
 
 
 
 
 

     Введение

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

     Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему  страны, получая соответствующую  сумму налоговых платежей и обеспечивая  те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли.

     Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

     Естественно, что идеальную налоговую систему  можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.

     Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.

     В условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства РФ особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация. Вот именно поэтому рассматриваемая тема является чрезвычайно актуальной.

     Целью моей курсовой работы является исследование системы налогов и сборов Российской Федерации.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие  задачи:

     - рассмотреть понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора.

     - иследовать суть понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов»,

     - рассмотреть основные черты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

     Практическая  значимость темы состоит в том, что каждый налогоплательщик должен знать свои права и обязанности по уплате налогов.

     Объектами исследования являются налоги и налоговая система Российской Федерации.

     Предметом исследования является процесс осуществления сборов налогов в Российской Федерациии в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

    

      1. Экономико-правовые основы налоговой системы       

       1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства

     Согласно  действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.

     Прежде  всего, остановимся на вопросе о  необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

     Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а  также права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых органов.

     В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется  через их функции. Налоги выполняют  три важнейшие функции: обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

     Во  всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

     Все налоги содержат следующие элементы: объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению; субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо; источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог; ставка налога – величина налога с единицы объекта налога; налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

     Налоги  бывают двух видов. Первый вид –  налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

     Второй  вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве  развитых стран заменен налогом  на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

     Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

     Налоги  – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Рассмотрим основные понятия и характеристики налоговых систем.

     1.2. Понятие и основные  характеристики налоговых  систем

     Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых  на территории государства в соответствии с НК, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

     В зависимости от уровня налоговой  нагрузки на экономику страны налоговые  системы можно подразделить следующим образом: либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; жестко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП.

     В зависимости от доли косвенного налогообложения  налоговые системы можно подразделить так: подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации