Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:10, контрольная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация. Ни в одной сфере научных знаний невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является система налогообложения. В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить ее основные противоречия. Объектом исследования служит система налогообложения РФ. Предмет исследования - перспективы современного развития налоговой системы РФ.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач: рассмотреть функции налоговой системы РФ; охарактеризовать принципы и структуру построения налоговой системы РФ; отметить особенности и дать оценку существующей налоговой системе, обрисовать возможные пути реформирования налоговой системы РФ.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Структура, функции и принципы налоговой системы РФ……………..4
2. Система налогов РФ………………………………………………………8
3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы РФ…………..17
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..22
Региональные налоги установлены кодексом и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на всей территории субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с кодексом и законами субъектов.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Для
понятия распределения
Рис.1 Структура поступлений в федеральный бюджет в I полугодии 2011г.
Кроме того, в НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких режимов, а именно:
В
зависимости от классификационных
признаков все платежи
При
этом следует отметить, что предприятие-
Акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, то есть физические лица.
Вместе с тем из налоговой системы России с принятием поправок в части I НК РФ исключена таможенная пошлина.
Одновременно
с этим следует отметить, что из
всего многообразия видов налогов,
установленных в налоговой
Особое
место в российской налоговой
системе занимает единый социальный
налог, поступления по которому зачисляются
как в бюджетную систему
При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов является исчерпывающим, то есть ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Данный постулат качественным образом меняет условия хозяйствования для предприятий, резко повышает уверенность предпринимателей в стабильности налоговой системы.
Федеральные налоги в РФ установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся представительными органами муниципальных образований.
Изначально в Российская системе налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения предполагалось, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента её образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.
Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты. Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Приведенная в приложении структура налоговой системы РФ в зависимости от субъекта налога достаточно убедительно показывает преобладание налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из четырнадцати видов налогов, предусмотренных налоговой системой РФ - девять видов налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трех видов налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и еще три вида налогов платят исключительно физические лица. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны – их доли в общей сумме налоговых поступлений. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в данном секторе также наблюдается преобладание доли налогов, взимаемых с юридических лиц.
Специфика
структуры российской налоговой
системы в части субъекта уплаты
налогов характеризуется
В результате вышеперечисленного в РФ отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков – физических лиц. При этом следует отметить, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.
Распределение доходов от большинства налогов между бюджетами разных уровней осуществляется на основе бюджетного законодательства. В отдельных странах это происходит ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. В этом случае в ходе бюджетного планирования осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путем установления доли доходов от каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах. В связи с этим указанные налоги называются регулирующими налогами. Таким образом, регулирующие налоги – это те налоги, от доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования. В БК РФ, начиная с 2005 года, установлено распределение доходов от федеральных налогов между субъектами Федерации и федеральным бюджетом на постоянной основе.
В отличие от регулирующих налогов закрепленные налоги, как следует из их названия, на постоянной основе закреплены за бюджетами соответствующего уровня и не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закрепленные налоги – это налоги, которые на постоянной основе зачисляются в определенный бюджет.
Как уже отмечалось, по объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов в российской налоговой системе выделяются реальные (имущественные – земельный налог, например), ресурсные (водный налог), личные (налог на прибыль), вмененные (налог на игорный бизнес) и налоги, взимаемые с фонда оплаты труда (ЕСН до 2010г.).
По способам обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости от способов взимания налогового оклада: «у источника», «по декларации» и «по кадастру».
В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру труда. В отличие от других стран в российской налоговой системе весьма редко используется прогрессивное налогообложение. Прогрессивные ставки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли. Как правило, прогрессивное налогообложение применяется лишь в двух случаях:
Регрессивное налогообложение возникло в России с принятием НК РФ и начало действовать с 2001 года только в отношении единого социального налога. По данному налогу ставка уменьшается по мере возрастания размера денежных выплат и других форм компенсаций работникам организации. Введение регрессивных ставок было вызвано необходимостью стимулирования работодателей в части реального отражения производимых работником выплат и ликвидации получившей широкое распространение в стране теневых форм выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам.
В
российской налоговой системе
В зависимости от назначения налоги в налоговой системе РФ подразделяются на общие (обезличенные) и специальные (целевые).
Характеризуя классификацию налогов РФ по источнику обложения, следует прежде всего подчеркнуть, что она относится исключительно к налогам, уплачиваемым юридическими лицами, поскольку источник уплаты налога у физических лиц может быть только один – доход. Все источники обложения подразделяются на четыре вида, при этом большинство налогов платится до распределения организацией балансовой прибыли, то есть за счет увеличения издержек или снижения прибыли. Тем самым уменьшается облагаемая база по налогу на прибыль.
Вместе с тем с точки зрения влияния на размер снижения налогооблагаемой прибыли их роль невелика. Решающее значение для финансового положения налогоплательщика играют налоги, уплачиваемые за счет выручки от реализации и остаточной прибыли, поскольку из этих источников уплачиваются наиболее значимые налоги, такие, как НДС, акцизы, налог на прибыль.
Подводя
итог, представляется возможным отметить,
что система классификации
3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы РФ
На сегодняшний день российская налоговая система находится в плачевном состоянии. За последние два года она не только не стала совершенствоваться дальше, но и переходить в стадию деградации. Это видно потому, как изменяется налоговое законодательство, какие "заплатки" ставятся в отдельные нормы. Они абсолютно не систематизированы и уж точно не имеют серьезного экономического обоснования. И, что самое печальное, что у правительства нет программы по её реформе. По крайней мере, программы как набора последовательных действий, направленных на достижение конкретной цели. То, что сегодня представлено как "основные направления налоговой политики", - это просто набор разрозненных методов, неоднократно отвергавшихся ещё три - пять лет назад.