Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация. Ни в одной сфере научных знаний невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является система налогообложения. В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить ее основные противоречия. Объектом исследования служит система налогообложения РФ. Предмет исследования - перспективы современного развития налоговой системы РФ.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач: рассмотреть функции налоговой системы РФ; охарактеризовать принципы и структуру построения налоговой системы РФ; отметить особенности и дать оценку существующей налоговой системе, обрисовать возможные пути реформирования налоговой системы РФ.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Структура, функции и принципы налоговой системы РФ……………..4
2. Система налогов РФ………………………………………………………8
3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы РФ…………..17
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по налогам.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина «Налоги и налогообложение»

На тему:

«Налоговая система Российской Федерации» 
 
 

     Выполнил              Толкочева К.А.

     Студент               5 курса, день

     Специальность              ФиК

     № зач. книжки               07ффб00971

     Преподаватель              Левочкина Т.А. 
 
 

Брянск 2011 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Структура, функции и принципы налоговой системы РФ……………..4
  2. Система налогов РФ………………………………………………………8
  3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы РФ…………..17

Заключение………………………………………………………………………21

Список  использованной литературы…………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в условиях постоянного  развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации  особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация. Ни в одной сфере научных знаний невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является система налогообложения. В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить ее основные противоречия. Объектом исследования служит система налогообложения РФ. Предмет исследования - перспективы современного развития налоговой системы РФ.

    Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее  время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач: рассмотреть функции налоговой системы РФ; охарактеризовать принципы и структуру построения налоговой системы РФ; отметить особенности  и дать оценку существующей налоговой системе, обрисовать возможные пути реформирования налоговой системы РФ.

    В качестве теоретической и методологической основы курсовой работы использовалась литература, посвященная теме о налогах и налогообложении, источники энциклопедического характера по вопросам экономики, электронные ресурсы Интернета. 

 

    1. Структура, функции и принципы налоговой системы РФ

    Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства. [11, c.417]

    Анализ  налоговых систем различных государств показывает, что, несмотря на различия, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя и в разных сочетаниях.

    Элементами, характеризующими любую налоговую  систему, являются:

    • виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);
    • субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
    • органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля над уплатой налогов налогоплательщиками;
    • законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля над их уплатой налогоплательщиками. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.[13, c.44]

    Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

  1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная (перераспределительная), суть данной функции налогов состоит в различном налогообложении разных сумм доходов. При помощи этой функции происходит перераспределение доходов среди населения.
  3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
  5. Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. [9, c. 54-55]

    Принципы  построения налоговой системы государства  обсуждаются практически с тех  пор, как возникло государство. Ещё  Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

    В силу специфики сферы налогообложения  оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами. К  экономическим принципам можно  отнести:

    1) принцип справедливости налогообложения;

    2) принцип соразмерности взимаемых  государством платежей и доходов налогоплательщиков (плательщиков сборов);

    3) принцип определенности и удобности  налогообложения, который включает  в себя учет государством интересов налогоплательщиков;

    4) принцип экономичности, т.е.  сокращения издержек налогообложения.

    Юридические принципы налогообложения - это общие и специальные принципы налогового права. Основные принципы налогового права закреплены в ст. 3 НК РФ. [1] Из положений названной статьи можно выделить следующие основные принципы налогообложения:

    1) обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

    2) законность. Ни на кого не  может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ; 

    3) недискриминационный характер. Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

    4) обоснованность. Налоги и сборы  должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными.  Недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав;

    5) экономическая целостность. Не  допускается устанавливать налоги  и сборы, нарушающие единое  экономическое пространство Российской  Федерации и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

    6) определенность и доступность.  При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

    7) принцип "презумпции невиновности налогоплательщика".[8, с.65-66] Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Помимо юридических и экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы.

    Организационные принципы налогообложения - это основные положения налоговой системы  и ее структурных элементов. Данные принципы отражают:

   1) единство и стабильность налоговой системы;

  2) подвижность и множественность налогов. 
 

    2.Система налогов РФ

    В первую очередь систему налогов  РФ необходимо характеризовать как  совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Согласно законодательству РФ налоговая система является трехуровневой  по исчислению налогов и сборов. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Первой частью НК РФ установлено в целом 14 видов налогов и сборов, в том числе 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных. А именно:

  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог (до 01.01.2010 г.)
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
  • Региональные налоги
    • Налог на имущество организаций
    • Налог на игорный бизнес
    • Транспортный налог
  • Местные налоги
    • Земельный налог
    • Налог на имущество физических лиц [11, c.431]

Федеральными  налогами признаются налоги, которые устанавливаются кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации