Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:10, реферат
С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система.
Основные принципы её построения определил закон об "Основах налоговой
системы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он устанавливает перечень
идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей,
определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и
обязанности налоговых органов.
Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а
также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной
власти и в соответствии с вышеуказанным законом.
Введение.
Сущность понятия «налог» и объективная необходимость его существования.
Принципы и механизм налогообложения.
Усовершенствование налоговой системы в 1997г.
Заключение.
своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего -
социальных.
Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам
означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом
все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот,
можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим,
социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным
физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от
категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной
группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится
предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того,
кто именно непосредственно платит.
А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность
способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают
прогнозирование ее результатов.
Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему
экономических отношений, основанную на действии прежде всего закона
стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания
интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.
ПРИНЦИП ПОЛУЧЕНИЯ БЛАГ.
Кто получает большую выгоду от предлагаемых государством товаров и
услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и
услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на
основе принципа налогообложения благ. Например, налоги на бензин обычно
предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Те,
кто получает выгоду от хороших дорог, оплачивает затраты на эти дороги. Тем
не менее, если точно и широкомасштабно применить принцип получения благ, то
возникнут следующие проблемы:
1) Как определить количество получаемых благ, которые отдельные
предприниматели или хозяйства получают от системы образования,
национальной безопасности, милицейской, пожарной и др. служб и т.д.
2) По этому принципу получается, что те, кто получают блага от
государства должны платить с них налоги. Но было бы просто нелепо
брать налоги с пособий, которые даёт государство малоимущим и
безработным.
КОНЦЕПЦИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ.
Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налогов
должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода
и уровня благосостояния. Т.е. отдельные лица или предприниматели с более
высокими доходами будут выплачивать более высокие налоги - как в
абсолютном, так и в относительном выражении, - чем те, кто имеет более
скромные доходы.
Защитники этой теории приводят доводы, что каждая дополнительная
денежная единица, полученная физическим или юридическим лицом, будет влечь
за собой всё меньшее и меньшее приращение удовлетворения. Это происходит в
силу рациональности потребителей: первые денежные единицы полученного
дохода в любой период времени будут потрачены на товары первой
необходимости, т.е. на те товары, которые принесут наибольшую пользу, а
каждые последующие не на столь важные и необходимые товары или услуги.
Отсюда следует, что денежная единица изъятая у лиц с большим доходом будет
иметь меньший удельный вес в его доходе, чем у лица с меньшим доходом.
Поэтому с социальной точки зрения налоги должны быть распределены в
соответствии с получаемым доходом.
Но сразу видны некоторые трудности этого принципа. В частности - во
сколько именно раз большую возможность платить налоги имеет первое лицо по
сравнению со вторым ? Должен ли более богатый человек выплачивать в виде
налогов ту же долю своего более большего дохода или большую ?
Проблема заключается
в том, что не имеется
чьей-либо возможности платить налоги. А на практике ответ строится только
лишь на предположениях и догадках.
Особенности прямых и
|№ |Объект |Прямые налоги |Косвенные налоги |
|1 |Объект обложения |Доход и имущество |Потребительские товары |
|2 |Адресный характер |Да |Нет |
|3 |Путь изымания |Часть дохода или стоимости |Включение в цену товара |
| | |имущества | |
|4 |Учитывается ли | | |
| |величина дохода и |Да |Нет |
| |семейное положение|
|Прямые налоги бывают: |Косвенные налоги бывают: |
|Реальные налоги
|Акцизы
|(поземельный, промысловый,
|
|Личные налоги |Фискальные и монопольные |
|(подоходный, на прибыль, с наследства
|(на товары массового
|и др.)
|
Ещё налоги можно
налоги бывают прогрессивными, пропорциональными, регрессивными и
дигрессивными.
Прогрессивный налог - чем выше доход, тем непропорционально большую
часть его составляет налог, т.е. прирост нормы налогообложения в одинаковой
прогрессии.
Пропорциональный налог - взимается пропорционально полученному доходу
и не зависит от его величины.
Регрессивный налог - обратный прогрессивному, т.е. при увеличении
дохода взимаемый налог
Дигрессивный налог - при увеличении дохода норма взимаемого налога
растёт в убывающей прогрессии.
Пример.
|№ |Доход |Прогрессивный |Пропорциональный |Регрессивный |Дигрессивный |
| | |Норма|Прирост|Норма |Прирост |Норма |Прирост|Норма|Прирост|
|1 |50 |2 % |- |2 % |- |4 % |- |2 % |- |
|2 |100 |4 % |2 % |2 % |0 |3,5 % |- 0,5 %|3 % |1 % |
|3 |200 |6 % |2 % |2 % |0 |3,2 % |- 0,3 %|3,5 %|0,5 % |
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В 1997г.
Из Указа Президента РФ:
«Ключевым элементом в создании благоприятной среды для
предпринимательства и инвестиций является налоговая реформа.
При подготовке нормативных актов, относящихся к налоговой системе,
необходимо предусмотреть
— кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа
налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых
допустимо на территории Российской Федерации:
— выравнивание условий
налоговых льгот;
— расширение базы налогообложения за счет распространения реального
налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение
от налогов;
— выравнивание фактического уровня налогообложения заработной платы и
других видов доходов (с учетом отчислений во внебюджетные фонды);
— установление предельных ставок для региональных и местных налогов;
— снижение ставок штрафов и пеней;
— кодификация правил, регламентирующих
взаимоотношения
налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового
законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.
Для реализации
этих принципов поручаю
года внести в Государственную Думу проект Налогового кодекса. Настоятельно
рекомендую депутатам принять его в этом году, чтобы как можно скорее дать
российским предприятиям долгосрочные налоговые ориентиры.
После принятия Налогового кодекса любые изменения в систему
налогообложения будут вноситься не чаще одного раза в год, причем
одновременно с принятием
год.»[2]
Некоторыми примерами совершенствования налоговой системы Российской
Федерации может служить следующее:
Президент издал указ № 1214 от 18.08.1996г «О признании утратившим силу
пункта 7 Указа Президента РФ от 22.12.1993г. №2268 «О формировании
республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в
1994г.», согласно которому органы власти субъектов РФ и местные органы
власти имели полномочия вводить произвольные налоги и сборы, которые
юридические лица должны уплачивать из и так уже многократно обложенной
прибыли. Теперь, с 1.01.1997г. указанные органы должны привести принятые
ими решения в соответствие с перечнем местных налогов, сборов и ограничений
по размеру отдельных налогов и сборов. В результате выполнения Указа
Президента РФ № 1214 налогообложение в РФ станет более предсказуемым,
несколько облегчится положение предпринимателей.
Из Указа Президента РФ:
«... Считать основными направлениями государственной политики в
области налоговой реформы в Российской Федерации:
построение стабильной налоговой системы в Российской Федерации,
обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность финансового года
системы налогов и неналоговых платежей;
сокращение с 1 января 1997г. числа налогов (обязательных платежей)
путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных
поступлений;
консолидацию в федеральном бюджете начиная с 1997г. государственных
внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования
денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части
бюджета;
облегчение налогового
бремени производителей
и недопущение двойного налогообложения путём четкого определения
налогооблагаемой базы с одновременным ведением механизмов, повышающих
уровень собираемости налогов;
развитие налогового
федерализма, в том числе
1997г. минимальных значений
бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут
устанавливаться ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете, но не
ниже минимальных значений, указанных в приложении к настоящему Указу;
сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;
расширение практики
установления специфических
устанавливаемой законодательством Российской Федерации минимальной величине
месячной оплаты труда, и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в
натуральном измерении;
замену акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными
платежами в форме соглашений о
разделе продукции или
платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения
добываемого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортным
ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центральным банком
Российской Федерации на дату платежа;
увеличение роли экологических налогов и штрафов...»
Приложение.
Минимальные значения долей
доходов от налогов в бюджеты разных уровней
|Вид налога |Распределение налоговых поступлений в бюджеты |
| |разных уровней ( в процентах) |
| |федеральный |бюджет субъекта |местный бюджет |
| | |Российской Федерации | |
| |бюджет | | |
|Н Д С |30 |20 |5 |
|Акцизы на спирт, водку и |30 |30 |5 |
|ликеро-водочные изделия | | | |
|Акцизы на минеральные виды| | | |
|сырья, бензин, автомобили,|100 |- |- |
|импортные подакцизные | | | |
|товары | | | |
Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования