Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:10, реферат

Описание работы

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система.
Основные принципы её построения определил закон об "Основах налоговой
системы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он устанавливает перечень
идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей,
определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и
обязанности налоговых органов.
Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а
также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной
власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Содержание

Введение.
Сущность понятия «налог» и объективная необходимость его существования.
Принципы и механизм налогообложения.
Усовершенствование налоговой системы в 1997г.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 62.15 Кб (Скачать)

своими средствами в  решении  общегосударственных  задач,   прежде  всего  -

социальных.

      Переход от  нормативов  отчислений  от  прибыли  в   бюджет  к  налогам

означает  также  демократизацию экономической жизни  страны.  Перед  налогом

все равны.  Это не означает, что  нельзя дифференцировать ставки,   наоборот,

  можно   и  нужно,   но   дифференциация   проводится   по   экономическим,

социальным, региональным категориям плательщиков,  но никак не по  отдельным

физическим  лицам  или  предприятиям.  Ставка  налога  может   зависеть   от

категории,  к которой относится  плательщик,  от  того,  к  какой  социальной

группе относится гражданин или к какой  по   размерам   группе   относится

предприятие, но  она  не зависит  и в принципе не  может  зависеть  от  того,

кто именно непосредственно платит.

      А фиксированный   размер   ставок   и  их  относительная  стабильность

способствует развитию  предпринимательской  деятельности, так как  облегчают

прогнозирование ее результатов.

      Налоги органически  вписываются в формируемую в  нашей   стране  систему

экономических  отношений,   основанную  на  действии  прежде  всего   закона

стоимости.  При  разумных  ставках   налоги   являются  средством  сочетания

интересов предпринимателей, граждан  и государства, общества в целом.

ПРИНЦИП ПОЛУЧЕНИЯ БЛАГ.

    Кто получает большую  выгоду  от  предлагаемых  государством  товаров  и

услуг, должны платить налоги, необходимые  для финансирования этих товаров  и

услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется  главным  образом  на

основе принципа налогообложения  благ.  Например,  налоги  на  бензин  обычно

предназначаются для финансирования строительства и  ремонта  автодорог.  Те,

кто получает выгоду от хороших дорог, оплачивает затраты на эти дороги.  Тем

не менее, если точно и широкомасштабно  применить принцип получения  благ,  то

возникнут следующие проблемы:

    1)  Как  определить  количество  получаемых  благ,   которые   отдельные

       предприниматели   или  хозяйства  получают  от  системы   образования,

       национальной  безопасности, милицейской, пожарной  и др. служб и т.д.

    2)  По  этому  принципу  получается,  что  те,  кто   получают  блага  от

       государства должны  платить с них налоги. Но  было  бы  просто  нелепо

       брать  налоги  с  пособий,  которые  даёт  государство  малоимущим  и

       безработным.

    КОНЦЕПЦИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ.

    Принцип платежеспособности  базируется  на  идее,  что   тяжесть  налогов

должна быть поставлена в зависимость  непосредственно от  конкретного  дохода

и уровня благосостояния. Т.е. отдельные  лица или  предприниматели   с  более

высокими  доходами  будут  выплачивать  более  высокие  налоги   -   как   в

абсолютном, так и в относительном  выражении,  -  чем  те,  кто  имеет  более

скромные доходы.

    Защитники  этой  теории  приводят  доводы,  что  каждая  дополнительная

денежная единица, полученная физическим или юридическим лицом,  будет  влечь

за собой всё меньшее и  меньшее приращение удовлетворения. Это  происходит  в

силу  рациональности  потребителей:  первые  денежные  единицы   полученного

дохода  в  любой  период  времени   будут   потрачены   на   товары   первой

необходимости, т.е. на те товары,  которые принесут  наибольшую  пользу,  а

каждые последующие не на столь  важные  и  необходимые  товары  или  услуги.

Отсюда следует, что денежная единица изъятая у лиц с большим доходом будет

иметь меньший удельный вес в  его доходе,  чем  у  лица  с  меньшим  доходом.

Поэтому  с  социальной  точки  зрения  налоги  должны  быть  распределены  в

соответствии с получаемым доходом.

    Но сразу видны некоторые  трудности этого принципа.  В   частности  -  во

сколько именно раз большую возможность  платить налоги имеет первое  лицо  по

сравнению со вторым ?  Должен ли более богатый человек выплачивать в виде

налогов ту же долю своего более большего дохода или большую ?

    Проблема заключается  в том, что не имеется научного  подхода в измерении

чьей-либо возможности платить  налоги. А на практике  ответ  строится  только

лишь на предположениях и догадках.

  Особенности прямых и косвенных  налогов.

|№   |Объект            |Прямые налоги              |Косвенные налоги         |

|1   |Объект обложения |Доход и имущество          |Потребительские товары   |

|2   |Адресный характер |Да                         |Нет                      |

|3   |Путь изымания     |Часть дохода или стоимости |Включение в цену товара  |

|    |                  |имущества                  |                         |

|4   |Учитывается ли    |                           |                         |

|    |величина дохода и |Да                         |Нет                      |

|    |семейное положение|                           |                         |

 

|Прямые налоги бывают:                 |Косвенные налоги бывают:              |

|Реальные налоги                       |Акцизы                                |

|(поземельный, промысловый, на  ц/б)    |(на товары и услуги частных           |

|                                      |предприятий) и НДС                    |

|Личные налоги                         |Фискальные и монопольные              |

|(подоходный, на прибыль, с наследства |(на товары массового потребления      |

|и др.)                                |производимые государством)            |

|                                      |                                      |

 

  Ещё налоги можно классифицировать  по принципу их взимания. Так  например,

налоги   бывают   прогрессивными,   пропорциональными,    регрессивными    и

дигрессивными.

      Прогрессивный налог  - чем выше доход,  тем  непропорционально   большую

часть его составляет налог, т.е. прирост  нормы налогообложения в  одинаковой

прогрессии.

      Пропорциональный  налог - взимается пропорционально  полученному  доходу

и не зависит от его величины.

      Регрессивный налог  -  обратный  прогрессивному,  т.е.  при увеличении

дохода взимаемый налог составляет непропорционально меньшую его  часть.

      Дигрессивный налог  - при увеличении  дохода  норма   взимаемого  налога

растёт в убывающей прогрессии.

      Пример.

|№  |Доход |Прогрессивный |Пропорциональный  |Регрессивный   |Дигрессивный  |

|   |      |Норма|Прирост|Норма   |Прирост |Норма |Прирост|Норма|Прирост|

|1  |50    |2 %  |-      |2 %     |-       |4 %   |-      |2 %  |-      |

|2  |100   |4 %  |2 %    |2 %     |0       |3,5 % |- 0,5 %|3 %  |1 %    |

|3  |200   |6 %  |2 %    |2 %     |0       |3,2 % |- 0,3 %|3,5 %|0,5 %  |

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ В 1997г.

      Из Указа Президента  РФ:

      «Ключевым   элементом   в    создании    благоприятной    среды    для

предпринимательства и инвестиций является налоговая реформа.

      При подготовке  нормативных актов,  относящихся   к  налоговой  системе,

необходимо предусмотреть следующие  направления ее реформирования:

 —  кардинальное  упрощение   налоговой  системы,  сокращение  общего  числа

налогов и установление исчерпывающего перечня  налогов,  применение  которых

допустимо на территории Российской Федерации:

 — выравнивание условий налогообложения  за счет  резкого  сокращения  числа

налоговых льгот;

 —  расширение  базы  налогообложения   за  счет  распространения   реального

налогового бремени на сферы, в  которых больше всего  практикуется  уклонение

от налогов;

 — выравнивание фактического  уровня  налогообложения  заработной  платы  и

других видов доходов (с учетом отчислений во внебюджетные фонды);

 — установление предельных  ставок для региональных и  местных налогов;

 — снижение ставок штрафов  и пеней;

 — кодификация правил, регламентирующих  взаимоотношения налогоплательщика  и

налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и  налогового

законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.

      Для реализации  этих принципов поручаю правительству  в  марте  текущего

года внести в Государственную  Думу проект Налогового  кодекса.  Настоятельно

рекомендую депутатам принять  его в этом году, чтобы как  можно  скорее  дать

российским предприятиям долгосрочные налоговые ориентиры.

    После  принятия  Налогового   кодекса   любые   изменения   в   систему

налогообложения  будут  вноситься  не  чаще  одного  раза  в   год,   причем

одновременно с принятием закона о  федеральном  бюджете  на  соответствующий

год.»[2]

    Некоторыми примерами   совершенствования  налоговой   системы  Российской

Федерации может служить следующее:

    Президент издал указ  № 1214 от 18.08.1996г «О признании  утратившим силу

пункта  7   Указа  Президента  РФ  от  22.12.1993г.  №2268  «О  формировании

республиканского бюджета РФ и  взаимоотношениях с бюджетами  субъектов  РФ  в

1994г.», согласно которому органы  власти  субъектов РФ  и местные органы

власти  имели  полномочия  вводить  произвольные  налоги  и  сборы,  которые

юридические лица должны уплачивать  из  и  так  уже  многократно  обложенной

прибыли. Теперь, с 1.01.1997г.  указанные  органы  должны  привести  принятые

ими решения в соответствие с  перечнем местных налогов, сборов и  ограничений

по размеру  отдельных  налогов  и  сборов.  В  результате  выполнения  Указа

Президента РФ №  1214  налогообложение  в  РФ  станет  более  предсказуемым,

несколько облегчится положение предпринимателей.

    Из Указа Президента  РФ:

      «...  Считать   основными  направлениями   государственной  политики   в

области налоговой реформы в  Российской Федерации:

      построение  стабильной  налоговой  системы  в   Российской   Федерации,

обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность финансового года

системы налогов и неналоговых  платежей;

      сокращение с 1 января 1997г.  числа  налогов  (обязательных  платежей)

путем их  укрупнения  и  отмены  целевых  налогов,  не  дающих  значительных

поступлений;

      консолидацию в  федеральном бюджете начиная   с  1997г.  государственных

внебюджетных  фондов  с  сохранением  целевой  направленности  использования

денежных  средств  и  нормативного  порядка  формирования   доходной   части

бюджета;

      облегчение налогового  бремени производителей продукции  (работ,  услуг)

и   недопущение   двойного   налогообложения   путём   четкого   определения

налогооблагаемой  базы  с  одновременным  ведением  механизмов,   повышающих

уровень собираемости налогов;

      развитие налогового  федерализма, в том числе установление  с  1  января

1997г. минимальных значений долей  поступления доходов от  каждого   налога  в

бюджеты  разных  уровней,  имея   в   виду,   что   указанные   доли   будут

устанавливаться ежегодно в федеральном  законе о федеральном бюджете,  но  не

ниже минимальных значений, указанных  в приложении к настоящему Указу;

      сокращение льгот  и исключений из общего режима  налогообложения;

      расширение практики  установления специфических ставок  акцизов, кратных

устанавливаемой законодательством  Российской Федерации минимальной  величине

месячной оплаты труда, и  таможенных  пошлин  в  ЭКЮ  на  единицу  товара  в

натуральном измерении;

      замену  акцизов   на  отдельные  виды  минерального  сырья   ресурсными

платежами в форме соглашений о  разделе продукции или стабильных  ежемесячных

платежей  по  каждому  месторождению  в   натуральных   единицах   измерения

добываемого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли  по  средним экспортным

ценам за предыдущий месяц и по курсу,  устанавливаемому  Центральным  банком

Российской Федерации на дату платежа;

      увеличение роли  экологических налогов и штрафов...»

      Приложение.

                   Минимальные значения долей поступления

               доходов от налогов в бюджеты разных уровней

|Вид налога                |Распределение налоговых поступлений в бюджеты     |

|                          |разных уровней ( в процентах)                     |

|                          |федеральный |бюджет субъекта      |местный бюджет |

|                          |            |Российской Федерации |               |

|                          |бюджет      |                     |               |

|Н Д С                     |30          |20                   |5              |

|Акцизы на спирт, водку и |30          |30                   |5              |

|ликеро-водочные изделия   |            |                     |               |

|Акцизы на минеральные виды|            |                     |               |

|сырья, бензин, автомобили,|100         |-                    |-              |

|импортные подакцизные     |            |                     |               |

|товары                    |            |                     |               |

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования