Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:10, реферат

Описание работы

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система.
Основные принципы её построения определил закон об "Основах налоговой
системы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он устанавливает перечень
идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей,
определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и
обязанности налоговых органов.
Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а
также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной
власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Содержание

Введение.
Сущность понятия «налог» и объективная необходимость его существования.
Принципы и механизм налогообложения.
Усовершенствование налоговой системы в 1997г.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 62.15 Кб (Скачать)

  План.

Введение.

Сущность понятия «налог» и  объективная необходимость его  существования.

Принципы и механизм налогообложения.

Усовершенствование налоговой  системы в 1997г.

Заключение.

                                1. ВВЕДЕНИЕ.

 

      С 1992  года  в   нашей  стране   действует   новая  налоговая  система.

Основные принципы  её  построения  определил  закон  об  "Основах  налоговой

системы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92).  Он  устанавливает перечень

идущих в бюджетную  систему  налогов,  сборов,  пошлин  и  других  платежей,

определяет  плательщиков,  их  права  и  обязанности,  а   также   права   и

обязанности налоговых органов.

      Установление и  отмена налогов, сборов, пошлин  и  других  платежей,  а

также льгот их плательщикам осуществляется  высшим  органом  законодательной

власти и в соответствии с  вышеуказанным законом.

         В   новом   налоговом    законодательстве    много    нововведений,

соответствующих  современной рыночной  экономике.  Впервые юридические   и

физические  лица,  перепродающие  автомобили,   вычислительную   технику   и

персональные компьютеры будут  платить  налоги.  Взимается  сбор  со  сделок,

производимых на товарных биржах и  при продаже и скупке валюты. Суммы сделки

местными органами власти устанавливаются  путём приобретения разового  талона

или временного платежа и полностью  зачисляются в местный  бюджет.  Ещё  один

важный налог - на рекламу.  Его  должны  платить  юридические  и  физические

лица, рекламирующие свою продукцию  и услуги.

      Законом  установлено,  что  система  налогообложения   действует   без

изменения вплоть до  принятия  специального  решения  налоговой  реформы  об

изменении перечня налогового объекта налогообложения и методов их взимания.

         2. СУЩНОСТЬ  ПОНЯТИЯ «НАЛОГ» И ОБЪЕКТИВНАЯ  НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО

                               СУЩЕСТВОВАНИЯ.

    Что такое налог? Налог - это то, что мы привыкли платить за  всё.  За

всё,  что потребляем, получаем или,  чем пользуемся.  Например,  только  для

того чтобы заработать деньги на буханку хлеба и  купить  её  мы  уже  платим

налоги с зарплаты, налоги которые  входят в потребительскую стоимость  товара

- хлеба и др. И с учётом  налогов, установленных  государством  выходит,  что

мы фактически должны заработать  в  2  и  более  раз  больше  потребительной

стоимости хлеба.

    Налог, а также   сбор,  пошлина  -  это  обязательные  взносы  в  бюджет

соответствующего   уровня   или   во   внебюджетный   фонд,   осуществляемые

плательщиками  в  порядке  и  на  условиях,  определённых   законодательными

актами.

    Налоги возникли вместе  товарным производством, разделением  общества  на

классы  и  появлением  государства,   которому   требовались   средства   на

содержание армии, флота, чиновников и других нужд.

    «В   налогах   воплощено    экономически    выраженное    существование

государства», - справедливо подчёркивал  К. Маркс.[1]

    Изъятие  государством  в  свою  пользу  определённой   части   валового

внутреннего продукта в  виде  обязательного  взноса  и  составляет  сущность

налога.

    Основные элементы налога:

    1. кто платит. (работник предприятия, население и т.д.)

    2. что облагается налогом. (доход, имущество, товар, деятельность)

    3. источник уплаты налога. (з/п, прибыль, %)

    4. Ед. измерения объекта   налогообложения.  (ден.  сумма,  гект.  земли,

       лошад. сила)

    5. Величина налоговой  ставки. (доля на единицу налогообложения)

    6. Налоговые льготы.

    За счёт налоговых  взносов формируются финансовые  ресурсы  государства,

аккумулируемые  в   его   бюджете   и   внебюджетных   фондах   (социального

страхования, пенсионный фонд, фонд занятости  населения,  фонд  обязательного

медицинского страхования).

    Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в  обществе.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда  сопровождается

преобразованием налоговой системы.  В  настоящее  время  налоги  -  основная

форма доходов государства.

    Помимо этой сугубо  финансовой функции налоговый   механизм  используется

для экономического воздействия  государства  на  общественное  производство,

его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

                    РАЗВИТИЕ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

      В рыночной экономике  любой страны налоги выполняют  столь важную  роль,

что  можно  с  уверенностью   сказать:   без   хорошо   налаженной,    четко

действующей налоговой системы, отвечающей  условиям  развития  общественного

производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

      В чем же конкретно  состоит роль налогов в рыночной   экономике,  какие

функции они выполняют в хозяйственном  механизме?  Отвечая  на  эти  вопросы,

обычно  начинают  с  того,  что  налогам  принадлежит  решающая    роль    в

формировании  доходной   части государственного  бюджета.   Это,   конечно,

так. Но не это главное  для  характеристики  роли  налогов:  государственный

бюджет можно сформировать и  без  них.   Хотя  бы  с  помощью  экономических

нормативов отчислений от  прибыли  в бюджет,  применявшихся в  нашей  стране

ряд  лет.  На  первое  место  следует  поставить  функцию,  без  которой   в

экономике, базирующейся на  товарно-денежных  отношениях,  нельзя  обойтись.

Эта функция налогов -  РЕГУЛИРУЮЩАЯ.

      Рыночная  экономика   в   развитых   странах    -   это   регулируемая

экономика.  Споры  по  этому  поводу,   которым  отдала  дань  наша  печать,

беспредметны.   Представить   себе   эффективно   функционирующую   рыночную

экономику в современном мире,  не  регулируемую   государством,  невозможно.

Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких  формах  и  т.д.

Здесь,  как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни  были  эти формы и

методы,   центральное  место  в  самой  системе  регулирования   принадлежит

налогам.

      Государственное   регулирование   осуществляется   в   двух   основных

направлениях:

  .  регулирование   рыночных,   товарно-денежных  отношений.   Оно  состоит

    главным образом в   определении  "правил   игры",   то   есть  разработка

    законов, нормативных  актов, определяющих взаимоотношения  действующих  на

    рынке лиц,   прежде  всего предпринимателей,  работодателей и наемных

    рабочих.   К   ним   относятся   законы,    постановления,    инструкции

    государственных       органов,       регулирующие        взаимоотношение

    товаропроизводителей,  продавцов  и  покупателей,  деятельность  банков,

    товарных  и  фондовых  бирж,  а  также  бирж  труда,   торговых   домов,

    устанавливающие порядок  проведения аукционов, ярмарок,  правила обращения

    ценных бумаг и   т.п.  Это  направление  государственного   регулирования

    рынка  непосредственно  с налогами не связано;

  . регулирование развития народного  хозяйства,  общественного  производства

    в  условиях,   когда   основным   объективным    экономическим   законом,

    действующим  в обществе,  является  закон  стоимости.  Здесь  речь  идет

    главным   образом   о   финансово-экономических  методах     воздействия

    государства  на  интересы  людей, предпринимателей с   целью  направления

    их деятельности в   нужном, выгодном обществу направлении.

      В условиях рынка  отмирают или,  по крайней мере,  сводятся  к минимуму

методы  административного подчинения предпринимателей,  постепенно  исчезает

само   понятие   "вышестоящей   организации",   имеющей   право    управлять

деятельностью  предприятий  с  помощью распоряжений, команд  и  приказов.  Но

необходимость подчинять деятельность  предпринимателей  целям  сочетания  их

личных интересов с общественным не  отпадает.   В то  же  время приказать,

заставить нельзя. А как же можно?

      Адекватной рыночным  отношениям является лишь одна  форма воздействия на

предпринимателей и  наемных  рабочих,  продавцов  и  покупателей  -  система

экономического     принуждения      в      сочетании      с     материальной

заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму  денег.

В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка",   там люди  не

получают,  а зарабатывают (исключение  составляют  безработные),   да  и  то

свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

      Таким образом,  развитие рыночной  экономики   регулируется  финансово-

экономическими   методами    -    путем   применения   отлаженной    системы

налогообложения,   маневрирования    ссудным    капиталом    и   процентными

ставками,   выделения   из   бюджета   капитальных   вложений   и   дотаций,

государственных закупок и  осуществления   народнохозяйственных  программ  и

т.п.  Центральное место в  этом  комплексе  экономических  методов  занимают

налоги.

      Маневрируя налоговыми  ставками, льготами и штрафами,  изменяя  условия

налогообложения,  вводя одни и  отменяя  другие  налоги, государство  создает

условия  для  ускоренного  развития  определенных  отраслей  и  производств,

способствует решению актуальных для общества  проблем.   Так,   в  настоящее

время нет,  пожалуй, более важной для  нас  задачи,   чем  подъем  сельского

хозяйства, решение продовольственной  проблемы. В связи с этим  в  Российской

Федерации   освобождены   от   налога   на   прибыль    колхозы     (включая

рыболовецкие), совхозы,  другие сельскохозяйственные продукции.   Если  доля

доходов от  несельскохозяйственной  деятельности   в   колхозе  или  совхозе

менее 25 %,  то и они  освобождаются  от  налогов,  если  более  25  %,   то

прибыль, полученная  от  такой  деятельности,  облагается  налогом  в общем

порядке.

      Приведенные   положения   могут   служить    примером    использования

государством возможностей  налоговой  системы  для  воздействия  на  развитие

экономики в необходимом обществу направлении.

      Другой  пример.  Хорошо  известно,  что   эффективно   функционирующую

рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого  бизнеса.

Без него трудно создать благоприятную для функционирования  товарно-денежных

  отношений    экономическую    среду.   Наши   крупные    и    сверхкрупные

предприятия,  "мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как  правило,  с

такими же  "мастодонтами"  из   смежных  отраслей,   плохо  приспособлены  к

конкуренции, не обладают характерной  для рынка гибкостью и маневренностью.

      Государство должно  способствовать  развитию малого  бизнеса,  всемерно

поддерживать его.  Формы такой  поддержки разнообразны: создание  специальных

  фондов   финансирования  малых  предприятий,  льготное  кредитование    их

деятельности  и  т.п.   Но   главное средство оказания   содействия   малому

бизнесу - особые льготные условия  налогообложения.

      В России  к   малым  относятся предприятия  всех организационно-правовых

форм,  имеющих среднесписочную  численность  работающих  в  промышленности  и

строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании -  до  100   чел.,

в  других  отраслях  производственной сферы   -  до  50  чел.,   в  отраслях

непроизводственной сферы - до 15 чел.   Для  таких  предприятий  установлены

две очень существенные налоговые  льготы. Первая из них состоит  в  том,  что

прибыль,   направляемая   малыми     предприятиями     на     строительство,

реконструкцию и  обновление   основных   производственных  фондов,  освоение

новой техники,  полностью  освобождается  от  налогов.

      Не  менее   существенна   другая   льгота,    предусматривающая   учет

одновременно двух параметров - не только размеров  предприятия, но  и   рода

деятельности:  освобождаются от налога на прибыль в первые два  года  работы

предприятия по производству и  переработке  сельскохозяйственной  продукции,

производству  товаров   народного   потребления,   строительные,   ремонтно-

строительные и по производству строительных  материалов  при условии,   что

выручка от указанных видов деятельности составляет более 70 % в общей  сумме

выручки от  реализации продукции  (работ,   услуг).   В  отличие  от  первой

льготы,   предоставляемой  малым   предприятиям,   последняя  ограничена  во

времени:  предприятие  пользуется  ею  в  течение  двух  лет  со   дня   его

регистрации.   Очевидно,   она  направлена   на   то,  чтобы  помочь   малым

предприятиям окрепнуть,  стать,  как говорится, на ноги.

      Другая функция   налогов -  стимулирующая.  С  помощью налогов, льгот  и

санкций государство стимулирует   технический   прогресс,  увеличение  числа

рабочих  мест,   капитальные  вложения  в  расширение  производства  и   др.

Стимулирование технического прогресса  с помощью налогов  проявляется  прежде

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования